[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 1:5 ====== ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 5-7 **То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь** Пётр показывает степени преуспеяния. На первом месте **вера**, так как она есть основание и опора добра. На втором месте **добродетель**, то есть дела, ибо без них, как говорит апостол Иаков [[new:iak:02:26#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Иак. 2:26)]], вера мертва. Далее **рассудительность**. Какая же рассудительность? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. Затем **воздержание**. Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собой дар (ибо страсти, несмотря на сдерживающую их свободу, всегда любят стремиться к худшему), то должно превзойти **терпение**. Оно произведет все, и благочестие умиротворит, и упование на Бога усовершит. К **благочестию** присоединится **братолюбие**, а к всему этому **любовь**, которую апостол Павел называет //совокупностью совершенства// [[new:kol:03:14#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Кол. 3:14)]]. Ибо любовь явила силу свою и над Сыном Божиим и над Отцом Его: Отца расположила отдать Возлюбленного Своего [[new:1in:03:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|(1 Ин. 3:16)]], а Сына пролить Кровь Свою за нас [[new:in:03:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Ин. 3:16)]]. //**Толкование на 2-е послание Петра.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность** Добродетель здесь он положил не в чудотворении, но в благом образе жизни, который с правой верой соединяется, чтобы при отсутствии дел вера не была бы бесполезна и мертва, к чему буквально все старание приложить предписывает, поскольку //нерадивый в работе своей - брат расточителю// [[old:pr:18:10#beda_dostopochtennyj|(Притч. 18:10)]]. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность** **То вы, прилагая к сему** и проч.: блаженный Феофилакт о связи речи здесь выражается так: «изложение растянуто, но мысль такая: силою Христовою получив бесчисленные блага, мы можем и сделаться причастниками Божеского естества, и достигнуть жизни и благочестия; посему должны жить так, чтобы к вере присовокупить добродетель и чрез добродетель преуспевать в благочестии, доколе достигнем совершеннейшего блага, которое есть любовь». — **То вы**: собственно — и вы, в таком смысле, что как Бог с своей стороны то и то сделал для вас, то и вы с своей стороны делайте то и то для Него. — **Прилагая все старание**: (см. [[new:2pet:01:10#ep_mixail_luzin|2 Пет. 1:10]], [[new:2pet:01:15#ep_mixail_luzin|15]]; [[new:2pet:03:14#ep_mixail_luzin|2 Пет. 3:14]]), - так как Бог все сделал для вас, чтобы даровать вам все блага для жизни и благочестия, то и вы, с своей стороны, употребите все старание, чтобы воспользоваться как должно всем тем, что даровано вам. — **Покажите** и проч.: убеждая, апостол показывает верующим высокую лествицу добродетелей, по которой должен идти верующий, чтобы достигнуть совершенства, начиная с веры, составляющей начало и основание сей лествицы добродетелей, и кончая любовию, составляющею союз совершенства (ср. [[new:rim:13:10#ep_mixail_luzin|Рим. 13:10]]). - **В вере добродетель**: вера — и как духовное настроение, и как практическая добродетель — есть основание и корень всех добродетелей, как говорит блаженный Августин: «вера — мать и корень всех добродетелей». Здесь она означается как дар Божий, как дар благодати ([[new:in:06:29#ep_mixail_luzin|Ин. 6:29]]; [[new:ef:02:08#ep_mixail_luzin|Еф. 2:8]]). - **Добродетель**: мужественный, твердый, решительный образ действий противу всех врагов нашего спасения во укрепление всех добрых дел. Она соответствует силе Божией, отклоняющей с энергией всякое зло [[new:2pet:01:04#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 1:4)]]. Между прекрасными плодами на прекрасном дереве веры это лучший плод (ср. [[new:fil:04:08#ep_mixail_luzin|Фил. 4:8]]). - **Рассудительность**: точнее, но общее — знание; это разумный и рассудительный образ действий и мыслей, при котором быстро соображают, что полезно и вредно, хорошо и худо, что нужно делать и чего избегать. Это же знание, или рассудительность, предохраняет от неразумной ревности и от всяких излишеств в мысли, действиях и жизни. Это — мудрость, это — глаз всех добродетелей, без этого глаза добродетель может быть слепа, может впадать в заблуждение. Это знание, рассудительность и мудрость, есть как бы путеводная нить добродетелей, руководит и умеряет всякую добродетель, так что руководствующийся ею делает ни мало, ни много, идет ни направо, ни налево, а прямой стезей, идет прямо к цели и не блуждает. //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь** Ответом со стороны христиан на действия благодати Божией не только удаление от господствующего в мире растления [[new:2pet:01:04#lopuxin_ap|(2 Пет. 1:4)]], но и, главным образом, положительная добродетель в разных ее разветвлениях. Апостол в ст. 5-7 показывает степени преуспеяния. "На первом месте **вера**, так как она есть основание и опора добра. На втором месте **добродетель**, т. е. дела, ибо без них, как говорит Апостол Иаков [[new:iak:02:26#lopuxin_ap|(Иак. 2:26)]], вера без дел мертва. Далее **разум**. Какой же разум? Знание сокровенных тайн Божиих, которое доступно не для всякого, но для того только, кто постоянно упражняется в добрых делах. За ним **воздержание**. Ибо и оно нужно достигшему до означенной меры, - чтобы не возгордился величием дара. А как при кратковременном воздержании нельзя упрочить за собою дар, то должно превзойти терпение. Оно произведет все, и **благочестие** умиротворит, и упование на Бога усовершит. К благочестию присоединится **братолюбие**, а ко всему этому **любовь**..." (блаж. Феофил). [<10>]