[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 1:13 ====== ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 13-14 **Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне** Чтобы при постоянном напоминании об одном и том же не подумали, будто их осуждают в праздности, и не опечалились, апостол прибавил: "хотя вы знаете и утверждены в настоящей истине". А в объяснение причины постоянного напоминания прибавил то, что он знает, что скоро последует разрешение его от тела. //**Толкование на 2-е послание Петра.**// ===== Экумений ===== **Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием** Исходя из этого, они хотят показать, что и после смерти святые помнят о здешней [жизни] и ходатайствуют за живущих. Другие же толкуют речение просто и понимают его так: **Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память** [[new:2pet:01:15#ehkumenij|(2 Пет. 1:15)]], - то есть пусть не удивляет и не тяготит вас непрестанное повторение одних и тех же увещаний. Я поступаю так не для того, чтобы укорить вас в праздности. Непрерывно наставляя вас в этом, я укрепляю в вас твердое и неколебимое знание об этих [вещах]. //**Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием** [Петр говорит]: **справедливым же почитаю**, как если бы сказал: хотя иудеям кажется несправедливым призывать язычников к вере. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием** В сей **телесной храмине**, или палатке: так называется тело, как жилище души, — образ, употребляемый, кроме рассматриваемого места, у апостола Павла [[new:2kor:05:01#ep_mixail_luzin|(2 Кор. 5:1)]] и в Ветхом Завете ([[old:is:38:12#ep_mixail_luzin|Ис. 38:12]]; [[old:prs:09:15#ep_mixail_luzin|Прем. 9:15]]). Представляется, что душа при жизни настоящей живет в теле, как человек в жилище, или доме, или палатке, а при смерти как бы выходит из этого жилища, отходя в другой мир. Этим образным выражением означается бессмертие души человеческой при смертности тела, кратковременность пребывания ее в теле и легкость ее отхода из этой жизни. Особенно силен образ палатки, а не дома, который обыкновенно более прочен и в котором долго можно жить; палатка — подвижное жилище, снял, разобрал — и нет ее. Так и с телом, когда вышла из него душа, — разрешилось быстро на составные части и предалось тлению — и нет палатки. Этим же образным выражением обозначается то, что христиане, да и вообще все люди, — странники и пришельцы на земле, у которых и дома-то прочного нет, а есть только временная палатка или шатер. **Возбуждать вас**: усиленное выражение; не только будить, но возбуждать — усиленно будить, как заспавшегося человека; означается не только простой сон, но сонливость, разумеется духовнонравственная сонливость, или беспечность, от которой и предостерегает своих читателей апостол. //**Толковый Апостол**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием** Вот причина, которая и одна сильна была всегда побуждать к напоминанию важнейшего христианского долга. Он, как Апостол и пастырь, почитал справедливым побуждать верующих к исполнению важнейших христианских обязанностей напоминанием о них. Причин этому много. Доколе христианин пребывает в этом мире, среди искушений и соблазнов мира, он всегда может ослабевать в ревности к исполнению своих христианских обязанностей, развлекаемый житейскими заботами и делами, нехорошими примерами других, господствующими обычаями и подобн. Поэтому долг пастыря – всегда напоминать пасомым об обязанностях их, и особенно важнейших, которые необходимо исполнять для достижения будущей блаженной жизни. Поэтому и пасомые не должны оскорбляться, когда слышат напоминания о тех истинах, которые им знакомы, и которые, может быть, они хорошо знают и исполняют. И пастырь должен напоминать о спасительных истинах и христианских обязанностях по своей святой обязанности, и пасомые должны принимать наставления со вниманием и заботливостью, чтобы всегда более усовершаться в благочестии и добродетелях, по учению Христову; чтобы таким образом непреткновенно идти к царствию небесному, с непоколебимою надеждою на беспредельное милосердие Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. **Донележе есмь в сем телеси**. «Доколе нахожусь в сей телесной храмине». Апостол называет тело храминою или хижиною; ибо оно для души служит временным жилищем и потому, что бренно и удоборазрушимо, подобно какой-нибудь хижине или шатру; и потому, что в настоящей жизни мы, как странники, стремящиеся к отечеству небесному, вместо прочных домов, имеем хижины или шатры, непрочные и удоборазрушаемые. Таково наше тело [[new:2kor:05:01|(2 Кор. 5:1)]]. Поэтому и все мы здесь, нося бренное тело, должны почитать себя странниками; переселяясь с места на место, живем мы в бренных телах, как бы в шатрах, подобно древним патриархам [[new:evr:11:09|(Евр. 11:9)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием** См. Толкование на [[new:2pet:01:12#lopuxin_ap|2 Пет. 1:12]] [<10>]