[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 2:1 ====== ===== Дидахе ===== **Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель** Но не всякий, говорящий в духе, есть пророк, а только тот, кто имеет нрав Господень, ибо по нраву своему будет признан лжепророк и истинный пророк. //**Дидахе 11.8.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== Ст. 1-2 **Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении** О светлой христианской истине и святой жизни нередко люди судят по лживым учениям еретиков, выдающих себя за христиан, но в действительности извративших дух Христов, а также по разврату разных сектантов, дерзающих считать себя особыми избранниками Божиими. Знай, возлюбленный, что только в Православной Церкви Христовой истина и благодать, а вне Церкви нет и христианской истины и жизни... С самого начала Христианской Церкви и до конца мира сего постоянно будут со стороны духа злобы и его слуг – людей злых – попытки подделать, изменить дух Христов; в настоящее время этих фальсификаций святого Православия немало в стране нашей. Поэтому нужно быть всякому верующему на страже... 23 июля/5 августа 1927 г. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-3 **Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами** Под лжеучителями апостол разумеет единомышленников Николая и Коринфа, а именем пророчества, общепридаваемого и пророкам и лжеучителям, предостерегает верующих, чтобы не внимали лжепророкам. Какое же различие между теми и другими, этому научил Павел, когда сказал, что никто не называет Иисуса Господом, //как только Духом Святым// [[new:1kor:12:03#blazh_feofilakt_bolgarskij|(1 Кор. 12:3)]]. Затем начинает обличать ересь николаитов, говоря, что они вдвойне худы. Ибо в учении они крайне нечестивы, так как хулят Владыку Христа; в жизни они весьма порочны, что и теперь он выражает, упоминая об их **разврате**, а немного ниже объяснит еще более. Словом из **любостяжания** показывает, что они приобретают постыдным образом. Ибо любостяжание означает иногда несправедливость, а иногда вообще гнусность приобретения. Почему прилично употреблено слово **уловлять**. Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения, говорит, что они употребляют льстивые слова. Но, говорит, они получат должное за свое нечестие, именно смерть. **суд им давно готов, и погибель их не дремлет** См. Толкование на [[new:2pet:02:04#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Пет. 2:4]] ===== Андрей Монах ===== **Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель** Чтобы они, услышав пророческое слово, не уверовали просто и без различения в так называемых пророков, апостол говорит: посему берегитесь, чтобы вы не впали в заблуждение, поверив лжепророкам вместо пророков. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель** Не соответствует еретикам, чтобы верили равно и истинно. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель** Отселе начинается у апостола сильное слово против лжеучителей, которые отчасти уже появились в тех христианских обществах, к которым написано и отправлено это послание, а вероятно, и в некоторых других, о чем сведения имел и апостол, и читатели его, отчасти же еще появятся, как предвидел апостол, и в непродолжительном времени. Переход к речи о лжеучителях от предшествующей речи о пророках таков: пророки в народе Божием изрекали слово Божие по воле Божией, и потому слово их, или учение, было непререкаемо истинно, как слово Божие; но наряду с ними, этими святыми людьми, были и ложные пророки, которых Бог не посылал и которых учение, или слово, было ложное. Так и в среде христиан появятся, и уже появились, лжеучители, которых учение не истинно, не от Бога и не от Христа. — **Лжепророки** (ср. [[new:mf:07:15#ep_mixail_luzin|Мф. 7:15]]; [[new:mf:24:11#ep_mixail_luzin|Мф. 24:11]] и прим.): это люди, выдававшие себя за истинных пророков — чрезвычайных посланников Божиих, не будучи сами таковыми. Отличительные черты их характера следующие: они уверяют других, не имея на то доказательств, что Бог послал их возвещать волю Его людям, тогда как Бог не посылал их ([[old:ier:23:21#ep_mixail_luzin|Иер. 23:21]]; [[old:ier:27:15#ep_mixail_luzin|Иер. 27:15]]); они обольщают народ, обещая лживо от лица Бога мир и безопасность, тогда как мира и безопасности нет ([[old:iez:13:03#ep_mixail_luzin|Иез. 13:3]] и далее); они отчасти обманывают народ доверием к храмовому внешнему богослужению, а отчасти грубо ведут его к безбожию, сами не веруя Богу и закону Его [[old:ier:07:04#ep_mixail_luzin|(Иер. 7:4)]]; они ненавидели и оскорбляли истинных пророков и подстрекали народ к убийству их ([[old:ier:26:08#ep_mixail_luzin|Иер. 26:8]], [[old:ier:26:11#ep_mixail_luzin|11]]; ср. [[new:mf:23:37#ep_mixail_luzin|Мф. 23:37]]). Лжепророки нередко появлялись в народе еврейском; еще Моисей упоминает о них (ср. [[old:vtor:13:01#ep_mixail_luzin|Втор. 13:1-5]]; [[old:vtor:18:20#ep_mixail_luzin|Втор. 18:20]] и далее). Особенно они умножились около времени плена Вавилонского. Сам Господь предсказал, что в Его Церкви появятся лжепророки ([[new:mf:24:11#ep_mixail_luzin|Мф. 24:11]] и прим.), как потом и действительно появились таковые ([[new:act:20:30#ep_mixail_luzin|Деян. 20:30]]; [[new:1in:04:01#ep_mixail_luzin|1 Ин. 4:1]]). Апостол, впрочем, называет таковых лжепророков не этим именно названием, а **лжеучителями**, что, впрочем, имеет то же значение, ибо и лжепророки — лжеучители и лжеучители — лжепророки; первое характеризует более ветхозаветное воззрение, последнее — новозаветное. «Именем пророчества, обще придаваемого и пророкам и лжеучителям, предостерегали верующих, чтобы не внимали лжепророкам» (Феофилакт). Апостол Павел называет их еще характерно **лжесловесниками** [[new:1tim:04:02#ep_mixail_luzin|(1 Тим. 4:2)]]. Это люди, которые учат не тому, чему учит истинное слово Божие, или Священное Писание, но повреждают, или искажают, перетолковывая оное и влагая в него другой смысл и значение [[new:2kor:02:17#ep_mixail_luzin|(2 Кор. 2:17)]]. Отвергнув и исказив истинное апостольское учение, они **введут** среди вас **пагубные ереси**, или разделения, в тех или других пунктах учения (ср. [[new:act:05:17#ep_mixail_luzin|Деян. 5:17]]). Таковые разделения называются пагубными потому, что если они касаются основных пунктов учения христианского, то ведут в погибель, или пагубу для вечной жизни, как отвергающие или извращающие те или другие истины учения, и потому, что они производят пагубные нестроения, распри и раздоры в среде общества; они пагубны и отдельно для каждого, и обще для всех (ср. [[new:2pet:02:02#ep_mixail_luzin|2 Пет. 2:2]], [[new:2pet:02:03#ep_mixail_luzin|3]]). — **Отвергаясь**: или отрицаясь и отрицая (ср. [[new:mf:10:33#ep_mixail_luzin|Мф. 10:33]]). Такое отрицание, или отвержение, происходит в сердце и уме чрез неверие, в устах — чрез злословие или неискреннее, или неправильное исповедание и на деле — чрез нехристианский образ жизни и поведение. Противоположное сему действию отрицания есть действие исповедания и сердцем, и устами, и делом, или жизнию (ср. [[new:rim:10:10#ep_mixail_luzin|Рим. 10:10]]; [[new:1kor:12:03#ep_mixail_luzin|1 Кор. 12:3]]; [[new:2tim:01:12#ep_mixail_luzin|2 Тим. 1:12]]; [[new:1tim:06:12#ep_mixail_luzin|1 Тим. 6:12]]). Здесь разумеется не такое полное и всецелое отрицание, или отвержение, Христа, чтобы отрицалось Его мессианское достоинство и не признавался Он истинным Богом, в каком случае таковые лжеучители не были бы христианами, находились бы вне Церкви, тогда как по связи речи они считались и считали себя в единении с Церковию; разумеется здесь отрицание как перетолкование, или извращение, догмата искупления, как его исповедует Церковь. Они, может быть, и вероятно, считали себя христианами, но лжеучением своим они отрицали и отрицались Христа, искупившего их и весь мир. Весь мир вследствие первородного греха повинен был пред Богом и подлежал вечному осуждению, но Христос Своею смертию и кровию принес умилостивительную за все человечество жертву Богу, или выкупил человечество от греха, проклятия и смерти и, таким образом, стал искупителем всех (см. прим. к [[new:mf:20:28#ep_mixail_luzin|Мф. 20:28]]). — **Скорую погибель**: или временную и вечную смерть. Погибель эта будет **скорая**: слово это употребляется в смысле или скоро наступить имеющей [[new:2pet:01:14#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 1:14)]], или в смысле внезапно, вдруг [[new:mf:24:29#ep_mixail_luzin|(Мф. 24:29)]] имеющей поразить; по ходу речи последнему значению должно быть предпочтено первое (ср. [[new:2pet:02:03#ep_mixail_luzin|2 Пет. 2:3]]). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== **Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель** Имея в виду изобразить, для предостережения читателей, нравственный облик лжеучителей, частью уже появившихся ко времени написанного послания, частью же имевших с особою силою выступить впоследствии, Апостол ставит этих лжеучителей в параллель с ветхозаветными ложными пророками, Ψευδοπροφήται, имя которых он усвояет и лжеучителям христианских времен. "Под лжеучителями Апостол разумеет единомышленников Николая и Коринфа, а именем пророчества, общепридаваемого и пророкам, и лжеучителям, предостерегает верующих, чтобы не внимали лжепророкам" (блаж. Феофил.). Признаками древних лжепророков были: самозванное принятие ими на себя пророческого служения, хотя они и настаивали на своем Божественном призвании [[old:ier:23:21#lopuxin_ap|(Иер. 23:21]]; [[old:ier:27:12#lopuxin_ap|27:12)]]; возвещение предсказаний по видам корысти и человекоугодничества [[old:3ts:22:10#lopuxin_ap|(3 Цар. 22:10-13]], [[old:3ts:22:19#lopuxin_ap|19-23)]], лживость предвещаний, ничтожество чудес ([[old:iez:13:03#lopuxin_ap|Иез. 13:3]] сл. и др.), главная же черта: проповедь не во Имя Тайного Истинного Бога и чистого служения Ему, а во имя богов иных ([[old:vtor:13:05#lopuxin_ap|Втор. 13:1-5]]; [[old:vtor:18:20#lopuxin_ap|18:20]] и др). Подобно этому, и лжеучители апостольского и послеапостольского времени, по словам Апостола, **введут пагубные ереси, и отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель**. [<10>]