[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 2:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 15-16 **Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка** Если благодать Божия действовала на осла и на прорицателя, вследствие домостроительства и пользы израильтян, то, очевидно, и на нас будет действовать и возвысит это для нас. //**Фрагменты.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную** См. Толкование на [[new:2pet:02:14#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Пет. 2:14]] ===== Андрей Монах ===== Ст. 15-16 **Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка** Чтобы мы и из этого узнали, что из-за своей сребролюбивой страсти, которая питалась безумным волхвованием, Валаам получил запрещение от Бога. Во второй же раз он поторопился отправиться в путь к Валаку по причине зависти, и только страхом Божиим он был научен и не ослушался в слове благословения только по причине ужасов, представших ему на дороге. А это было делом Божией силы, а не его негодного произволения и не его языка, изощрившегося на службе у лжи. Об этом и толкователи говорят: ослица Валаама осуждает его, потому что послушалась ангела и удалилась, а он же, услышав Бога, не пошел и не благословил народ, и не послушался [Божией] воли. Посему его учителем стала ослица. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== Ст. 15-16 **Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка** **Оставив прямой путь**, то есть Христа, Который сказал: //Я есмь путь и истина и жизнь// [[new:in:14:06#ilarij_arelatskij|(Ин. 14:6)]]. **Проговорив человеческим голосом**, то есть чтобы человек понял, что Бог через животное говорил. **Остановила безумие пророка**, потому что те, кто переступает через заповедь Бога своего, безумцы, и неразумные животные разумнее их, потому что соблюдают закон своей природы. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную** Страсть к любостяжанию у лжеучителей апостол поясняет примером Валаама, который из-за любостяжания едва не решился изречь проклятие на народ Божий и научил ввести в соблазн евреев, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (ср. [[old:chis:22:start|Чис. 22:8]]; [[old:chis:19:start|Чис. 19:38]]; [[old:chis:25:01#ep_mixail_luzin|Чис. 25:1]] и далее; [[old:chis:31:start|Чис. 31:16]]; [[new:otkr:02:14#ep_mixail_luzin|Откр. 2:14]]). — **Оставив прямой**, или правый, **путь**: это — путь богооткровенной истины [[new:2pet:02:02#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 2:2)]], или путь правды. Он называется еще путем Господним [[old:gen:18:19#ep_mixail_luzin|(Быт. 18:19)]], путем мира [[new:rim:03:17#ep_mixail_luzin|(Рим. 3:17)]], путем премудрости [[old:pr:04:11#ep_mixail_luzin|(Притч. 4:11)]], путем жизни [[old:pr:10:17#ep_mixail_luzin|(Притч. 10:17)]], путем спасения [[new:act:16:17#ep_mixail_luzin|(Деян. 16:17)]]. Изречение показывает, что лжеучители прежде следовали истинному учению и правилам доброй жизни, но впоследствии отпали от истины и предались умственному и нравственному разврату и нечестию, заблудились, пошли неправильным путем, именно — идя по следам, или путем, Валаама, путем, который проложил, или которым сам шел, Валаам, путем любостяжания. — История Валаама рассказывается в 22 главе и далее книги Чисел. — **Сына Восорова**: по древнему произношению и чтению — Всорова. — **Возлюбил мзду неправедную**: эта мзда неправедная есть подарки, которые от лица царя Валака принесли, или поднесли, посланные от него Валааму [[old:chis:22:start|(Чис. 22:7)]], и неправедной называется эта мзда потому, что Валаам надеялся чрез нее сделать неправедное и безбожное дело (изречение проклятия на Израиля). - **Возлюбил**: выражение несколько смягченное, впрочем, совершенно соответственное обстоятельствам, по повествованию. В рассказе не упоминается точно о любостяжании Валаама; представляется, что он действовал согласно воле Божией. Но из повествования видно и то, что когда он при втором посольстве получил еще более богатые подарки, то понудил посланцев подолее остаться у него, чтобы вновь вопросить Бога, что ему нужно делать, и как бы вынуждал тем, или вымогал, у Бога позволение отправиться в путь с послами Валака, почему и воспылал гнев Божий на Валаама за то, что он пошел с ними [[old:chis:22:22#ep_mixail_luzin|(Чис. 22:22)]]. — И сам Валаам понял скоро, по связи речи, что в сердце его была греховная страсть при этом [[old:chis:22:34#ep_mixail_luzin|(Чис. 22:34)]]; взор апостола усмотрел эту страсть в том, что он возлюбил мзду неправедную. //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка** См. Толкование на [[new:2pet:02:10#lopuxin_ap|2 Пет. 2:10]] Нравственная распущенность и корыстолюбие современных апостолу и будущих лжеучителей поясняется здесь, как и у Ап. Иуды [[new:iud:01:11#lopuxin_ap|(Иуд. 1:11)]] и в Апокалипсисе [[new:otkr:02:14#lopuxin_ap|(Откр. 2:14)]], сравнением их с Валаамом, тоже оказавшимся повинным в любостяжании ([[old:chis:22:05#lopuxin_ap|Чис. 22:5]] сл. [[old:chis:22:22#lopuxin_ap|Чис. 22:22-34]]) и, кроме того, введшим израильтян в соблазн общения с мадианитянками [[old:chis:25:01#lopuxin_ap|(Чис. 25:1]]; [[old:chis:31:start|Чис. 31:16)]]. При этом Ап. Петр вспоминает, ст. 16, о сверхъестественном вразумлении, данном Богом через бессловесную ослицу пророку. "Отсюда научаемся, что Валаам, получив однажды запрещение от Бога идти к Валаку, снова побуждаем был к тому надменною своею страстью, которую он откармливал своим неистовым чародейством, но обузданный страхом Божиим и страшными знамениями, бывшими во время пути, не переменил слово благословения, которое было делом не чародейства. Ибо пророки с сознанием произносят свои вещания. Посему-то и Апостол назвал его "пророком", как сознававшего, ибо он говорил... Итак благословение его было делом не волхвования, но силы Божией" (блаж. Феофил.). [<10>]