[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 2:17 ====== ===== Блж. Августин ===== **Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы** По этой причине Петр также называет их **безводными источниками – источниками**, очевидно, потому, что они получили знание о Господе Христе, а **безводными** потому, что они живут неподобающим образом. //**О вере и делах 25.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-19 **Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** Вставивши многое в средину речи, между прочим пример Валаама, апостол опять начинает говорить о нечистых гностиках. Уподобляет их безводным источникам, потому что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветр противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака. Приводит и причину сему, именно то, что они по суетности произносят речи надутые, привлекая плотской похотью в разврат тех, которые совершенно избегли его, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они иным обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на это прекрасное доказательство: кто какой страстью побежден, тот и раб ее. Но это пространнее уяснится далее. ===== Андрей Монах ===== **Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы** **Это безводные источники**. Они не имеют живого слова Духа, потока сладости, струящегося во славу народов. **Мглы, гонимые бурею, которым мрак тьмы вовек соблюдается**. Они не светлы, как святые, являющиеся облаками, но **мглы** - то есть исполненные тьмы и мрака, гонимые лукавым духом. //**Фрагменты.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы** **Это безводные источники**, то есть старые цистерны, в которые скот падает и не находит питья, но умирает. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы** **Это безводные источники** и проч.: апостол далее изображает влияние таковых лжеучителей на других и изображает под двумя образами: безводных источников и пустых облаков. В основании первого образа лежит, может быть, изречение пророка Иеремии [[old:ier:02:13#ep_mixail_luzin|(Иер. 2:13)]]. У пророка Бог сравнивает Себя с источником воды живой, а языческих богов, или идолов, к которым многие прибегали за помощью, с колодезями, или цистернами, лишенными воды. Так точно у Христа и, по благодати Его, у апостолов и предстоятелей Церкви — источник истинного учения и жизни; у лжеучителей же нет этой живой воды целительной благодати и живого утешения; они потеряли воду жизни (Экумений). «Апостол называет их источниками, ибо они получили познание нашего Господа Иисуса Христа, но они источники сухие, или высохшие, ибо они не остались в единении с Ним» (Августин). «Уподобляет их безводным источникам, потому что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни» (Феофилакт). Бывает в сухих степях оптический обман: жаждущий путешественник видит подобие воды в степи, принимает ее за источник или озеро, ускоренно спешит к ней, но, когда подходит к ней, жестоко обманывается, потому что все это превращается в пустой призрак. — **Облака и мглы, гонимые бурею**: это другое подобие таковых лжеучителей, — облака и мглы, относительно которых, по-видимому, представляется, что они обещают плодотворный дождь, но, гонимые сильным ветром или бурею, они рассеиваются, и ничто из них не выходит. Так и эти лжеучители своим учением делают сердца людей бесплодными для добрых дел и вообще благочестия; это лицемеры, имеющие вид благочестия без его силы [[new:2tim:03:05#ep_mixail_luzin|(2 Тим. 3:5)]]. Или еще пункт сравнения: облака и мглы, гонимые ветром, производят бурю и заслоняют солнце, потемняя его; так и эти лжеучители возмущают покой и мир души и тьмой заблуждения потемняют чистый лик солнца правды. — Или еще пункт сравнения: «сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, а темные, полные мрака» (Феофилакт). **Гонимые**: слово употребляется в отношении к кораблям, которые гонит сильный ветер [[new:iak:03:04#ep_mixail_luzin|(Иак. 3:4)]]; в Евангелии от Луки — в отношении к бесноватым, которых гонит демон в пустыню [[new:lk:08:29#ep_mixail_luzin|(Лк. 8:29)]]. — **Мрак тьмы**: усиленное выражение; не только — тьма, или мрак, но мрак темный, или тьма мрачная, то есть самая сильная, или густая, тьма и мрак. Тьма и мрак разумеются и внутренние, и внешние (ср. прим. к [[new:2pet:02:04#ep_mixail_luzin|2 Пет. 2:4]]; [[new:mf:08:12#ep_mixail_luzin|Мф. 8:12]]; [[new:mf:22:13#ep_mixail_luzin|Мф. 22:13]]; [[new:mf:25:30#ep_mixail_luzin|Мф. 25:30]]). — **Приготовлен**, или соблюден, — как и падшим ангелам [[new:2pet:02:04#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 2:4)]], — то же слово и выражение. — **Вечной**: в смысле нескончаемой, во все веки продолжаться имеющей ([[new:mf:25:41#ep_mixail_luzin|Мф. 25:41]] и парал.). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-19 **Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** Продолжая и заканчивая характеристику лжеучителей, Апостол уподобляет их безводным источникам и пустым облакам. "Уподобляет безводным источникам потому, что они утратили чистоту проповеди и сладкую воду жизни. Сравнивает их с облаками, гонимыми ветром, разумея ветер противный, почему и назвал его бурею, так как буря приводит гонимое ею в совершенный беспорядок. Они, говорит, облака не светлые, каковы святые, но темные, полные мрака" (блаж. Феофил.). В ст. 18-19 обратная речь ст. 17 раскрывается со стороны своего смысла и значения. Лжеучители "по суетности произносят речи надутые, привлекая плотскою похотью в разврат тех, которые совершенно избегли оного, или, если некогда и находились в заблуждении, то впоследствии покорили себя Господу. Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они обещают свободу, сами будучи рабами греха, приводит на то прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее" (блаж. Феофил.). **//Толковая Библия.//** [<10>]