[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 2:19 ====== ===== Прп. Макарий Великий ===== **Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** <...> то, что человек любит в этой жизни, и то мирское и тленное, к чему он как-то привязывается, это и есть то, на что обменивается Царство Небесное: ибо то, что человек любит, то и становится его богом, как сказано: «**Имже кто побежден бывает, сему и работен есть**». Поэтому человеку, истинно стремящемуся к вечной жизни и желающему получить Царство Небесное, необходимо быть выше всего и над всем, что имеется в этом мире, и переступить все границы мирского и всякую земную славу, и освободить себя от всех материальных уз, и возлюбить только небесную Христову славу, и не примешивать к этой любви ничего иного, и ничего не любить из принадлежащего этой жизни. //**Собрание рукописей типа I. Слово 60.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** Итак, братья, тот, кто хоть одной страсти рабствует, находится в ее власти и не может слушаться заповедям Господним. //**Катехизис 27.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** В действительности существует лишь одна свобода — святая свобода. Это та Христова свобода, которой Он нас освободил от греха, от зла, от дьявола. Она привязывает к Богу Единому и Истинному. Все другие свободы неистинны, призрачны, ложны, т. е. на самом деле все они — рабство, каторга. **Обещают**... **свободу, будучи сами рабы тления**. //**Подвижнические и богословские главы.**// ===== Блж. Августин ===== **Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** Итак, когда человек, как говорят, предается похотям своим, он потому становится в них виновен, что, будучи оставленным Богом, он уступает им и с ними становится согласным – они его побеждают, захватывают, увлекают и овладевают им. //**Против Юлиана-Пелагианина 5.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** См. Толкование на [[new:2pet:02:17#blzh_feofilakt_bolgarskij|2 Пет. 2:17]] ===== Иларий Арелатский ===== **Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** То есть, какому пороку подчиняется, тому он и раб. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** **Обещают им свободу** и проч.: содержанием их надутого пустословия и льстивых речей служило лжеучение о христианской свободе, которое они ложно толковали и перетолковывали. По-видимому, эти лжеучители, как и все лжеучители апостольского времени, учением о свободе прикрывали плотскую разнузданность, как будто бы все было позволено ради свободы (ср. [[new:1pet:02:16#ep_mixail_luzin|1 Пет. 2:16]]; [[new:gal:05:13#ep_mixail_luzin|Гал. 5:13]] и мн. др.). — **Будучи рабы тления** (ср. [[new:2pet:01:04#ep_mixail_luzin|2 Пет. 1:4]]; [[new:2pet:02:12#ep_mixail_luzin|2 Пет. 2:12]]): тех грехов и пороков, которые ведут за собою тление и погибель. — **Ибо кто** и проч. (ср. [[old:1ts:17:start|1 Цар. 17:9]]). «Сами, говорит, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвал тлением, обещают обольщаемым свободу. А почему они иным обещают свободу, будучи сами рабами греха, приводит на это прекрасное доказательство: кто какою страстью побежден, тот и раб ее» (Феофилакт). По военному праву древних победители побежденных делали своими рабами. Лжеучители сами и уловляемые ими были рабы греха, диавола и тления (ср. [[new:in:08:34#ep_mixail_luzin|Ин. 8:34]] и прим.; [[new:1in:03:08#ep_mixail_luzin|1 Ин. 3:8]]; [[new:rim:06:16#ep_mixail_luzin|Рим. 6:16]]). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== **Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб** См. Толкование на [[new:2pet:02:17#lopuxin_ap|2 Пет. 2:17]] [<10>]