[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 3:1 ====== ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-2 **Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими** Отсюда узнаем, что посланий апостола Петра всего два. **В них напоминанием возбуждаю** значит: в этих посланиях или этими посланиями я возбуждаю ваш чистый смысл. Ибо чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповедано спасительного, и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силой и усердием. А заповедано это чрез проповедь пророков и апостолов. Посему и Павел говорит: //бывши утверждены на основании Апостолов и пророков// [[new:ef:02:20#blazh_feofilakt_bolgarskij|(Ефес. 2:20)]]. Ибо все они возвещали о пришествии Господа. И нельзя не верить столь многим свидетелям. Почему же говорю о пророках и апостолах? Потому, что они возвещали и о первом и о втором пришествии Самого Господа и Спасителя нашего. Порядок речи такой: чтобы вы помнили слова, прежде реченные (ύπό) святыми пророками, заповедь (ύπό) апостолов своих, по (ύπό) заповеди Господа и Спасителя. Ибо предлог ύπό (от) относится ко всем. Почему же заповедует оживлять память о сем? Потому, присовокупляет, что страстно живущие по своим похотям бесстыдно нападают на верующих и насмехаются над ними, видя, что некоторые страшатся пришествия Господня, о котором вместе с пророками предвозвестил и Сам Господь, и посему гнушаются нечистой жизнью их, и особенно потому, что за предсказанием не тотчас следует событие, но для спасения вписанных в книге спасаемых допущен промежуток. ===== Экумений ===== **Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл** Из этого мы узнаем, что Петр написал всего два послания. Так следует понимать его слова: **в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл**. //**Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл** Чтобы не оказалось, что они сомневаются во втором послании, апостол говорит: это я [Петр] пишу его. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл** Ввиду близкой своей кончины [[new:2pet:01:14#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 1:14)]] и появления наглых ругателей [[new:2pet:03:03#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 3:3)]] апостол любвеобильный счел нужным написать своим возлюбленным чадам новое, второе, послание. **В них**, то есть как в первом, так и в этом втором послании, напоминанием возбуждаю [[new:2pet:01:13#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 1:13)]] ваш чистый смысл, или чистую мысль, в противоположность мрачной, или омраченной, мысли лжеучителей. Чистый смысл, о котором говорит апостол, есть такое состояние просветленной души, когда человек действием благодати Божией очищается от всякой нечистоты духовной, в мысли — от заблуждения в учении, в сердце и воле — от греховных пожеланий и чувств, во всей жизни — от нравственных скверн, когда свет человека-христианина так светится пред человеками, чтобы ими прославлялось всегда имя Божие ([[new:mf:05:16#ep_mixail_luzin|Мф. 5:16]]; [[new:1kor:05:08#ep_mixail_luzin|1 Кор. 5:8]]; [[new:2kor:01:12#ep_mixail_luzin|2 Кор. 1:12)]]. — «В этих посланиях, или этими посланиями, я возбуждаю ваш чистый смысл; ибо чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповедано спасительного, и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силою и усердием. А заповедано это через проповедь пророков и апостолов... Ибо все они возвещали о пришествии Господа. И нельзя не верить столь многим свидетелям... Они возвещали и о первом, и о втором пришествии Самого Господа и Спасителя нашего» (Феофилакт). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими** Одушевленный пастырскою ревностью о спасении христиан, Апостол, ввиду близкой своей кончины [[new:2pet:01:14#lopuxin_ap|(2 Пет. 1:14)]], пишет своим духовным чадам новое, второе послание, в котором, как и в первом, он **напоминанием возбуждает чистый смысл** читателей (ст. 1), в согласии с целым учением пророков и апостолов и с заповедью Самого Господа, и в противоположность омраченной мысли лжеучителей (ст. [[new:2pet:03:03#lopuxin_ap|2 Пет. З:3]] сл.). "Чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповедано спасительного и возбуждаться к исполнению сего на деле со всею силою и усердием. А заповедано это через проповедь пророков и апостолов" (блаж. Феофил.), возвещавших и первое, и второе пришествие Господа Спасителя. Апостол желает утвердить и закрепить учение Евангельское в устах христиан ввиду имеющих появиться и уже появившихся лжеучителей и ругателей. [<10>]