[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 3:13 ====== ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 13-15 **Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением** Господь устроит новое небо и новую землю, **новые** не по сущности и веществу; ибо если кто строит новый дом, то это не значит уже, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал его во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотой нетленной и неувядающей, и дозволит наполнять другой и нетленный мир. **как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам** См. Толкование на [[new:2pet:03:16#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Пет. 3:16]] ===== Андрей Монах ===== **Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда** Не только мы, говорит апостол, но и видимое нами творение изменится к лучшему и будет соучаствовать в нашей светлости, так как из-за нас перенесла тление и изменение. И поскольку она явилась ради нас, то она следует за нашим состоянием. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда** **Впрочем... нового неба и новой земли** и проч.: разрушаемому небу и земле апостол противополагает, для утешения верующих, ожидание нового неба и новой земли. Это сладостное ожидание опирается на обетовании Его, то есть Бога и Господа Иисуса Христа ([[old:is:30:26#ep_mixail_luzin|Ис. 30:26]]; [[old:is:65:17#ep_mixail_luzin|Ис. 65:17]]; [[old:is:66:22#ep_mixail_luzin|Ис. 66:22]]; [[new:otkr:21:01#ep_mixail_luzin|Откр. 21:1]]). Это не значит, кажется, что новый мир, с новым небом и новою землею, будет вновь создан Богом из ничего, как мир первый; но значит то, что этот древний мир, имеющий разрушиться огнем, преображенный и обновленный, явится в несравненно лучшем виде. «Господь устроит новое небо и новую землю, новые не по существу и веществу; ибо если кто строит новый дом, то это не значит еще, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал оное во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней, нетленной, бесполезно и излишне, то Он отменит, а что полезно, тому даст новый образ, с красотою нетленною и неувядаемою, и дозволит наполнять другой и нетленный мир» (Феофилакт). Каков будет этот новый мир по существу, ведомо, конечно, Единому Всеведущему, но, без сомнения, будет по отношению к земле духовно-телесный, соответственно состоянию блаженных и святых людей, которые воскреснут к новой жизни в одухотворенном виде, духовно-телесном (ср. [[new:1kor:15:28#ep_mixail_luzin|1 Кор. 15:28]]). — **На которых обитает правда**: правда как полное и совершенное соответствие правды человеческой с правдою Божией, воли человеческой с волей Божией, жизни и деятельности человеческой с жизнию и деятельностию Божией, да будет Бог всё во всем [[new:1kor:15:28#ep_mixail_luzin|(1 Кор. 15:28)]]. — Указывается именно на правду, как справедливость, в частном смысле слова, отчасти для утешения верующих в противоположность несправедливости и бедствиям, какие они терпели от неверующих, отчасти для воодушевления среди тягости времени; но слово здесь не должно ограничивать частным понятием справедливости, а принимать в обширном смысле соответствия блаженной жизни человеческой с блаженной жизнию Божией, чтобы святые люди были в Боге и Бог в них ([[new:otkr:21:03#ep_mixail_luzin|Откр. 21:3]], [[new:otkr:21:27#ep_mixail_luzin|27]]). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== **Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда** Но гибель мира от огня не будет совершенным его уничтожением, превращением в ничто. Христиане, по обетованиям Божиим [[old:is:65:17#lopuxin_ap|(Ис. 65:17]]; [[old:is:66:22#lopuxin_ap|66:22]]; [[new:otkr:21:01#lopuxin_ap|Откр. 21:1)]], ожидают **"нового неба и новой земли"**. И эти последние не будут новым, вновь созданным миром, а миром воссозданным, обновленным, улучшенным, но в основе тем же миром, какой существует и теперь. "Господь устроит новое небо и новую землю, **новые** не по сущности и веществу; ибо кто строит новый дом, то это не значит еще, что он строит его и из вещества, не существовавшего прежде. Нет, Бог однажды создал вещество и образовал оное во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здешней лишь жизни, а для тамошней нетленной бесполезно и излишне, то он отменит, а что полезно, тому даст новый образ с красотою нетленною и неувядаемою и дозволит наполнять другой и нетленный мир" (блаж. Феофил.). Отличительною особенностью нового мира Апостол указывает вселение там правды. Принесенная в мир Христом правда - в смысле соответствия святой и блаженной жизни человеческой со святою и блаженною жизнью Божией - в новом, будущем мире получит полноту проявления во всем: и в ведении, и в чувстве и во всей жизни его обитателей, где Бог будет всяческая во всех ([[new:1kor:15:28#lopuxin_ap|1 Кор.15:28]]; ср. [[new:otkr:21:03#lopuxin_ap|Откр. 21:3]], [[new:otkr:21:27#lopuxin_ap|27]]). [<10>]