[<10>] ====== Толкования на 2 Пет. 3:15 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== Ст. 15-16 **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** Павел в посланиях своих написал, что Петр достоин порицания, а Петр в своих посланиях признал, что Павел в тех посланиях, которые он написал, достоин восхищения. Ибо несомненно, что если б не читал Петр послания Павла, то не хвалил бы. Если же читал, то нашел, что там о нем самом говорится, что он достоин порицания. Следовательно, друг истины хвалил даже то, что он порицался, и он был рад тому, что другим не нравилось, то есть что он [был поправлен в том, что] понимал иначе, чем должен был. //**Гомилии на пророка Иезекииля 2.6.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-16 **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** Некоторым кажется, что многомудрый Павел говорит нечто непонятное или неудобовразумительное, по слову святых апостолов. Нет сомнения в том, что он преисполнился высшей мудрости: ибо в нем говорит Христос. //**Фрагменты.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам** **Господа нашего долготерпение, спасение, непщуйте**, - говорит апостол, то есть знайте, что причина и цель этого долготерпения есть благоволение Божие о нас, чтоб мы не увлеклись всеобъемлющим потоком зла, чтоб мы под руководством Слова Божия изработали наше спасение. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== Ст. 15-16 **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** Враг наших душ отклонил некоторых с прямого пути, и разделил чуждыми учениями, и научил истолковывать некоторые речения Писаний неправильно. Но истина - одна: та, что провозглашена через славных апостолов и богоносных отцов и воссияла блистающим солнцем от края до края вселенной в кафолической Церкви. //**О Варлааме и Иоасафе 16.**// ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== Ст. 15-16 **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** Те, кто вот так все Писания согласно своим собственным похотям **превращают**, сами себя своими страстями повреждают; ведь страдают не божественные Писания, но те, кто их фальсифицирует. //**Катехизис.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 15-16 **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** В своем втором послании Петр, когда призывал к святости жизни и нравов и предвозвещал, что этот мир прейдет, небо же ожидается новое и новая земля, на которой, по преданию, надлежит обитать праведникам <...> зная, что по причине некоторых не очень понятных суждений апостола Павла иные неправедные пользуются случаем, чтобы не заботиться о праведности своей жизни, так как они уверены в своем спасении, которое заключается в вере, упомянул, что в его посланиях **есть нечто неудобовразумительное, что** люди обращают **к собственной своей погибели, как и прочие Писания**. //**О вере и делах 14.22.**// ---- Итак, если все это и прочее, недвусмысленные упоминания о котором могут быть обнаружены по всем Писаниям, окажется ложным, возможно, истинным окажется это толкование о дереве и сене и соломе, потому что спасутся из огня те, кто, сохраняя только веру во Христа, отрицали добрые дела. Если же это является истинным и явным, то, без сомнения, этому суждению апостола нужно поискать иное толкование, и оно должно быть рассмотрено с точки зрения слов Петра о том, что в написанном им [Павлом] **есть нечто неудобовразумительное**, что люди не должны обращать к собственной своей погибели, самых беспутных - вопреки самым очевидным свидетельствам Писаний - делая уверенными в их будущем спасении, хотя те упорнейшим образом предаются бесстыдству и не меняются путем исправления и раскаяния. //**О восьми вопросах Дульсиция 1.5.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам** См. Толкование на [[new:2pet:03:13#blazh_feofilakt_bolgarskij|2 Пет. 3:13]] ===== Экумений ===== Ст. 15-16 **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** Долготерпение Божие ведет к покаянию, а покаяние для нас спасительно. Значит, конечно, и долготерпение Божие на пользу нам и во спасение. //**Комментарий на 2-е Кафолическое послание Петра.**// ===== Иларий Арелатский ===== Ст. 15-16 **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания** **По данной ему премудрости**, как если бы сказал: не по мудрости, которой научился, но по мудрости, которую воспринял от Божества на пути [в Дамаск]. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам** **И долготерпение Господа** [[new:2pet:03:09#ep_mixail_luzin|(2 Пет. 3:9)]] **почитайте спасением**: долготерпение Господа, по которому Он медлит судом над миром при Своем пришествии, считайте спасительным для вас, ибо это споспешествует вашему духовному совершенствованию, которым можете воспользоваться как временем, плодоносным для вас. — Как и Павел и проч.: это соединительное предложение относится не только к ближайшему предшествующему, но и ко всему предшествующему наставлению, или напоминанию, апостола, что он говорил о пришествии Христовом и о прочем, с тем соединенном. **Возлюбленный брат наш Павел** и проч.: невежды и неутвержденные, о которых далее говорит апостол и под которыми он, может быть, разумеет лжеучителей и насмешников, о коих упоминает выше ([[new:2pet:02:01#ep_mixail_luzin|2 Пет. 2:1]], [[new:2pet:02:03#ep_mixail_luzin|3]]—[[new:2pet:02:04#ep_mixail_luzin|4]]), вероятно, злоупотребляли посланиями святого апостола Павла и (лживо, конечно) утверждали, что между этими апостолами есть несогласие в учении, может быть, они слышали (хотя, конечно, не понимали), что между ними было известное столкновение в Антиохии [[new:gal:02:11#ep_mixail_luzin|(Гал. 2:11)]] и, может быть, перетолковывали оное, смущая верующих. В виду этого апостол Петр указывает на апостола Павла, свидетельствуя этим о их взаимном единении в учении и в апостольской деятельности и, таким образом, утверждая и верующих этим общением и единением между ними, главными апостолами. Посему же Петр называет Павла пред лицом верующих возлюбленным (что и само по себе, без сомнения, глубоко истинно) и братом, соучеником и соапостолом Христовым. — **По данной ему премудрости**: такое же указание на высокий авторитет, коим пользовался Павел и в среде прочих апостолов Христовых, и в среде верующих. Премудростию были запечатлены все учения и все действия всех святых апостолов, но между ними по преимуществу, — первоверховных апостолов Петра и Павла и возлюбленного ученика Господня Иоанна, так что трудно которому из них отдать преимущество; но сам Павел свидетельствует о себе, что он более всех потрудился (разумеется и в слове, и в писании, и в деле), не я, впрочем, оговаривается при сем смиренный и премудрый апостол, но благодать Божия, которая со мною [[new:1kor:15:10#ep_mixail_luzin|(1 Кор. 15:10)]]. **Написал вам**: разумеется, без сомнения, главным образом — послание апостола Павла к Евреям, написанное по преимуществу для евреев и христиан из евреев между ними и живших в рассеянии в малоазийских областях, к которым писал свои послания и апостол Петр ([[new:1pet:01:01#ep_mixail_luzin|1 Пет. 1:1]] и прим.; [[new:2pet:02:01#ep_mixail_luzin|2 Пет. 2:1]] и прим.); разумеются, без сомнения, и те послания Павла, какие он писал и к малоазийским христианам, конечно известным им и апостолу Петру, почему апостол и говорит о нем: **написал вам** (послания к Галатам, Ефесянам, Колоссянам, может быть, к Тимофею). //**Толковый Апостол**// ===== Лопухин А.П. ===== **и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам** См. Толкование на [[new:2pet:03:14#lopuxin_ap|2 Пет. 3:14]] [<10>]