[<10>] ====== Толкования на 2 Сол. 1:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ** которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его** В каком месте будет геенна? По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и шахты бывают вдали, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной. Итак, станем спрашивать не о том, где она находится, но как избежать ее; а также - на том основании, что Бог не всех наказывает здесь, - ты не должен не верить будущим наказаниям: ведь Он человеколюбив и долготерпелив, потому угрожает и не тотчас ввергает в геенну. //Не хочу смерти грешника// [[old:iez:18:32|(Иез. 18:32)]], говорит Он. А если нет смерти для грешника, то это напрасно сказано. Знаю, что для вас всего неприятнее речь о геенне, но для меня нет ничего приятнее этого. //**Гомилии на Послание к Римлянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **иже муку приимут, погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости Его** Здесь объясняет Апостол, в чем будет состоять отмщение и как оно постигнет их. **Муку приимут** — понесут праведное по делам наказание, которое будет крайне болезненно, так что его лучше нельзя охарактеризовать, как назвав **погибелью вечною**. Слова: //скорбь оскорбляющим// — указывают только на нечто чувствительно неприятное; //дающаго отмщение// — дают предчувствовать грозность присуждения наказания, но не определяют его; //во огни пламенне// — если понимать сии слова, как орудие наказания, полнее определяют, что это будет за наказание. Но здесь уместно еще ожидание прекращения мучений. Когда же сказал: **муку приимут, погибель вечную**; то, этим довершив изображение картины горькой участи неверов и грешников, окончательно поражает их, присуждая им вечную безотрадность. **Погибель вечная**, - прежде [[new:1sol:05:03|(1 Сол. 5:3)]] //всегубительство//, — есть вечное погибание. Будут чувствовать, что окончательно гибнут, и между тем носить убеждение, что никогда не погибнут, в каждый момент снова будто рождаясь для новых мучений: «Будут страдать и не истощаться; самый огонь будет некоторым образом возрождать их, чтоб потом пожирать» (Амвросиаст). «Есть много людей, которые возлагают благие надежды не на то, что они воздерживаются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, какою угрожают нам, и притом временна, а не вечна; и много умствуют по этому поводу. Между тем я со всех сторон могу представить доказательства, что она не только не слабее того, как ее представляют в угрозах, а еще гораздо ужаснее. Для подтверждения сего довольно того опасения, какое возбуждают одни слова о геенне, если мы даже не будем раскрывать их смысла. А чтоб удостовериться, что она не временна, послушай, что говорит здесь святой Павел о людях, неведущих Бога и неверующих в Евангелие, именно, что они приимут погибель вечную. Каким же это образом вечное может сделаться временным?» (Златоуст). «Итак, где оригенисты, баснословящие о конечности мучений?» (Феофилакт). **От лица Господня**, по еврейскому идиому (обороту речи, который невозможно перевести дословно), то же, что //от Господа//, от Самого Господа, а не чрез посредников, лично услышать от Него приговор, и силою Его ввержены будут в геенну. Подобное значение в Деяниях, где выражается ожидание времен прохладных от лица Господня [[new:act:03:20|(Деян. 3:20)]]. Не просто же сказал: от Господа, - а от лица Господня, чтоб означить страшность Судии Господа для Неверов и грешников и при этом неумытность (неподкупность) суда и отмщения. Страшно будет взглянуть им в лице Господу: оно погонит их, или они побегут, чтобы только не встретить лица Его. Ибо очи Его «пламень огня» [[new:otkr:19:12|(Откр. 19:12)]]. **От славы крепости Его**, от мощи Его славной, или от славы мощной. Этим выражается грозное величие Всемогущего Судии, яко Бога. «Не просто приидет, но со славою крепкою. И слава Его не без мощи будет, и мощь не без славы; то есть Он явится как Царь Всемощный» (Феофилакт).— **Лице** означает грозность; но грозность без силы — ничто. У Судии в последний день будет явно то и другое. Неверы и грешники не гнев только грозный и неумолимый увидят на лице Господа Судии, но и мощь беспредельную, которая покарает их, ввергнув в муку, из коей никто уже не изымет их никогда. То и другое ощутят они, - проникнутся чувством и грозности, и беспредельной силы карающей и, подавлены быв сим чувством, отражены будут от Него, как молниею, лишь только изыдет из уст Его грозное решение участи их: //отыдите от Мене//, и низринутся в геенну. Но то же самое лице и та же самая сила будут разливать неизъяснимую отраду в сердцах всех уверовавших и пребывших верными вере. Святой Златоуст пишет: «Апостол хочет здесь выразить, что наказание грешников легко совершится, что для сего не нужно великих усилий, а довольно будет только прийти и явиться Господу, и всех виновных постигнет наказание и мука. Пришествие Его для одних принесет радость, а для других мучение». Слова: **от лица Господня и от славы крепости Его**, - некоторые из инославных толковников западных перефразируют так: будучи удалены от лица Господня и от славы Его, — полагая, что в этом и будет состоять мука вечная. Мысль эта, по строю речи, здесь неуместна, и вообще неверна. Точно, будущие наказания утяжелятся тем, что грешные удалены будут от лица Божия, зрением Коего услаждаться будут праведники, но состоять будут не в этом одном. И внешнее их положение будет безотрадно не по причине только отсутствия благ, но и по причине положительных мучений. Подобно как и блаженство праведных, при всеублажающем лицезрении Божием, будет иметь и внешнюю обстановку всю такую, какой прилично быть при том лицезрении. //**Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его** Ибо **они подвергнутся наказанию**, и притом не временному, ибо то будет век не временный, но** в погибели вечной, от лица Господа нашего** Иисуса Христа, Который претерпел от них поругания и подвергся от них оскорблениям, - **и от славы силы Его**, то есть от славы, коею будут облечены Ангелы и окружающие Его Силы. //**Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его** Итак, вечная мука несомненна для упорных грешников: это известно как отсюда, так и из многих других мест Священного Писания. Но Бог прославится при втором Своем пришествии во всех святых Своих в Своей бесконечной благости; апостол верил, что и обращенные им христиане верно сподобятся Небесного Царствия в страшный день Суда (//уверися свидетельство наше в вас, в день он//). Об этом он и молился всегда. Помолись, апостоле Христов, и о нас, да и нас сподобит Бог наш небесного звания. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **которые подвергнутся наказанию, вечной погибели** Итак, где оригенисты, баснословящие о конечности мучений? Его, то есть мучение, Павел назвал вечным. Каким же образом у вас вечное может быть временным? **от лица Господа и от славы могущества Его** Здесь апостол показывает легкость, с какой это совершится. Для этого, говорит, не нужно каких-либо усилий, но достаточно явиться Богу, - и всех непослушных постигнет наказание. Один вид Его и пришествие будет для одних светом, для других - наказанием. Ибо Он не просто приидет, но со славой крепкой. И слава Его не без могущества будет, и могущество не без славы. То есть Он явится как Царь Всемогущий. **//Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его** "**Вечная погибель**"... Раз мы будем иметь в виду учение Ап. P. о грядущем веке, который должен всецело занять место //"сего века"//, то погибель, конечно, будет вечная. Слово "**от лица**" здесь носит локальный смысл, и указывает на вечное удаление от лица Божия. //**Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.**// См. также Толкование на [[new:2sol:01:03#lopuxin_ap|2 Сол. 1:3]] [<10>]