[<10>] ====== Толкования на 2 Сол. 2:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему** Павел не сказал, когда будет воскресение, но то, что оно будет не сейчас, сказал. **И нашем**, говорит, **собрании к Нему**. И это немаловажно. Видишь ли, как увещевание Павла сопровождается восхвалением и ободрением, проистекающим из того, что непременно вместе с нами явится и Господь, и все святые? //**Гомилии на 2-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Молим же вы, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа, и нашем собрании о Нем, не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися ниже духом, ниже словом, ни посланием аки от нас (посланным), яко уже настоит, день Христов** **Молим**. Молит, но сквозь это моление виден укор. Было все объяснено обстоятельно; но вот привзошли чуждые речи, и все забыто, сразу увлеклись. Апостол говорит теперь: просим вас не позволять себе этого, как может просить снисходительный наставник оказавшегося неисправным ученика. Греческое ερωτωμεν наводит на такую речь: будто спрашиваем, подразумевая: зачем так сделано? **О пришествии Господа... и нашем собрании о Нем**. **О** — относительно пришествия... и собрания... **Пришествие Господа** — у святого Павла везде есть личное прибытие Его с неба для завершения Своего благодатного царства царством славы и произнесения суда над противившимися истине. **Собрание наше о Нем** — то же и здесь, что в первом послании, — когда все верные и святые восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе [[new:1sol:04:17|(1 Сол. 4:17)]]. **О Нем** — греческое επ', к Нему, около Него. Он — центр; свои Ему все расположатся окрест, всякий в своем чине, и составят единое целое, Единым Господом живущее, всеблаженное и всесветлое. Такую утешительную, светлую картину наперед восставляет святой Апостол в умах солунян ради того, что имел вслед за сим говорить о мрачном образе антихриста и дел его, чтоб этим последним не смутить их, а вместе и затем, чтоб внушить, что не о моментах явления Господа заботиться должно, а о том, чтоб сделаться достойными сретить Его на воздухе, о чем он твердил им в конце предыдущей главы. **Не скоро**. Не тотчас, как только слышите слово, не сразу, не неподумавши. Уже они позволили себе прийти в смятение. Потому мысль у Апостола та: зачем это попущено? Он прикровенно выражает им свой укор, что как только услышали, не разобравши, кто говорит, и правду ли говорит, пришли в смятение. **Подвизатися от ума**, сдвигаться с точки, или основы, ума, терять ум, теряться. Греческое слово употребляется о волнениях от страха, радости, горя. — **Ни ужасатися**, с греческого — пугаться от внезапного стука. Поверив, что вот-вот явится Господь, пришли в испуг, как громом пораженные, не зная, что начать и за что взяться. **Ниже духом**. Разумеет не дух лжи, но тот дух, который проявлялся в членах Церкви, дух пророчества, или откровения и прозрения в тайны Божии. Так все святые отцы: Златоуст, Феодорит, Дамаскин, Экумений, Феофилакт. В собраниях христиан находил на иных дух, - они поднимались, начинали речь воодушевленную. Эта речь наиболее касалась созидания Церкви в вере и любви; но она могла обнимать и прошедшее, и прозревать в будущее. Были лица, особенно отличавшиеся прозрением в будущее. Когда святой Павел говорил о себе, что Дух повсюду в Церквах говорит, что его ожидают узы и страдания [[new:act:20:23|(Деян. 20:23)]], то разумел этот дух пророческий, проявлявшийся в тогдашних Церквах, чистоты ради веры и жизни первых верующих. Говорил ли кто в этом духе у солунян о наступлении дня Господня, утверждать нельзя. Может быть, никто и не говорил так, и святой Павел, только предупреждая такой случай, говорит: хоть бы и в пророческом духе кто стал говорить вам, не верьте, чтоб пресечь всякую возможность обольщения. Так святой Златоуст: «Хоть бы кто-нибудь, имея Дух пророчества, сказал вам это, не верьте. Ибо когда я был у вас, то объяснил вам все, относящееся к этому предмету, поэтому вам не следует переменять своих мыслей касательно того, чему вы были определенно научены». Из того, что послание, будто Апостолом писанное, и слово, будто им сказанное, действительно были предъявляемы в подтверждение мысли о наступлении Для Господня, можно бы с вероятностию заключить, что были действительно предъявления и о таких внушениях духа пророческого. Но та очевидность, что тогда как **слово и послание** здесь представляются принадлежащими святому Павлу, речение: **ниже духом**, никак не может относиться к нему, - значительно ослабляет эту вероятность, заставляя видеть особый оттенок и в смысле этого речения. Апостол хотел выразить как бы такую мысль: не только когда (ложно) предъявляют вам мое будто слово и мое будто послание, не верьте, но если б кто известный у вас как пророк действительно стал так учить, не принимайте его речей. Это похоже по смыслу на слова Апостола к галатам: //аще ангел с небесе// [[new:gal:01:08|(Гал. 1:8)]]. Если кому угодно будет принять, что солуняне на самом деле слышали внушения говоривших в духе пророческом, то надобно тогда подразумевать: **как будто**, - как будто в пророческом духе, а не действительно в пророческом духе: ибо действительный дух сей не лжив. Святой Дамаскин пишет: «Никто да не ужасает вас, ни тот, кто //кажется// говорящим по духу откровения». — Феодорит выражается резче: «Если будут выдавать себя за прорицателей и пророков, не велим верить». И это могло случиться без особого злого умысла. Размышляя о том, что день Господень не придет с усмотрением, и утвердившись в решении ожидать, по слову Господа, каждочасно Его явления, мог иной перейти к заключению, что уже действительно так есть: настоит день, и затем, воодушевившись этою мыслию, сказать о том слово в собрании. Такой мог казаться говорящим в духе, тогда как говорил от себя. Не всякая воодушевленная речь от Духа. Чтоб верующие не подвергались опасности заблуждения по сему поводу, в Церкви пребывал дар рассуждения духов. **Ниже словом, ниже посланием**. **Слово** — здесь, иные полагают, есть слово Самого Господа, по преданию дошедшее, или Его же слово, в Евангелии написанное [[new:mf:24:start|(Мф. 24;]] [[new:mk:13:start|Мк. 13;]] [[new:lk:21:start|Лк. 21)]]. Но очевидно, что под словом здесь понимать надобно слово, исшедшее от Апостола Павла, как и послание, только такие, кои ложно ему приписывались, как показывают слова: //аки от нас. Слово и послание// свои выставляет Апостол ниже, в [[new:2sol:02:15|15]] стихе, как единственный источник Божия откровения для солунян. И теперь, при ложных мыслях о наступлении дня Господня, одни говорили: сам Апостол так сказал; другие: так написано в послании его. Или говорили, - один: я слышал; а другой: на, - вот и послание. Слова: **посланным**, нет в греческом тексте, а стоит только: **аки от нас**. Почему все почти и относят эту фразу не к посланию только, но и к **слову**. Есть такие, кои и к духу ее относят, но это перепутывает и затемняет речь. **Яко уже настоит**, с греческого: как будто уже настал, **день Господень**, последний день, день окончательного решения участи всех и каждого. В этом вся неправость в мнениях солунян. Ждать пришествия Господа надлежит всегда, по заповеди Самого Господа; но определять момент пришествия не следует, потому что его знать никто не может, кроме Бога. Солуняне определили, и тем погрешили, присвоив себе право Божие. Апостол и вразумляет их, говоря как бы: нельзя так решить, и вы так не делайте, как бы кто ни убеждал вас к тому. Не видно, чтоб были какие злонамеренные распространители лжи, иначе слово Апостола было бы и сильнее, и определеннее. Мысль та могла распространиться будто невзначай. Кто-нибудь сказал в собрании: вот-вот Господь придет! Другой подтвердил: да и Апостол будто так говорил; третий прибавил: да и в послании так написано, - или: есть и послание о том. И пошел повсюду говор, и всех привел в смятение. Обсудить же дела никому не пришло на мысль. Слово Апостола о внезапности явления Господня оправдывало будто заключение, что вот-вот, при дверех! Экумений наводит, что они смущались по неведению и страшливости. //**Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Свт. Афанасий Александрийский ===== ** Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему** Как надлежит, и даже необходимо, делать со всяким местом божественного Писания, так и здесь должно верно истолковать, по какому обстоятельству сказал это апостол, о каком лице и предмете написал это, чтобы читатель в этом, или в другом месте, не зная чего-либо из сказанного, не остался далеким от истинного смысла. Это-то зная, и тот любознательный евнух просил Филиппа сказать: //прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом ?// [[new:act:08:34|(Деян. 8:34)]]. Боялся он, чтобы, протолковав читанное не о том лице, не уклониться от правильного смысла. И ученики, желая знать время сказуемого им, умоляли Господа: //скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия?// [[new:mf:24:03|(Мф. 24:3)]]. И они, слыша от Спасителя о кончине мира, хотели знать самое время для того, чтобы и самим не обмануться, и быть в состоянии научить других. И действительно, узнав об этом, исправили они фессалоникийцев, готовых впасть в заблуждение. Поэтому, когда приобретет кто совершенное знание о чем-либо подобном, тогда будет иметь правильное и здравое разумение веры. А если кто что-либо подобное перетолкует о другом, то вскоре впадет в ересь. Так, относительно времени ошибались //Именей и Александр// [[new:1tim:01:20|(1 Тим. 1:20)]], говоря, что //воскресение уже было// [[new:2tim:02:18|(2 Тим. 2:18)]], а галаты [ошибались], уже после надлежащего времени возлюбив обрезание [Т.е. вместо веры в то, что Церковь живет между временем воскресения Христа и общим воскресением, такие еретики, как Именей и Александр, считали, будто бы все дело спасения уже было завершено в прошлом, а продолжавшие соблюдать иудейские обряды галаты вели себя так, как если бы воскресения Христа или не было, или оно не имело существенного значения для спасения]. Сверх того, не знать, когда конец или когда день кончины, полезно людям, чтобы, зная, не сделаться им небрегущими о текущем времени в ожидании дней, близких к концу, и не иметь предлога, что тогда только позаботятся о себе. Поэтому умолчал Павел и о смертной кончине каждого, чтобы, под предлогом знания, люди, надмевшись, не начали большую часть времени не радеть о себе. Так Слово сокрыло от нас и то, и другое, и конец всего, и предел каждого (потому что с общею кончиною соединен конец и каждого, и кончиною каждого приближается общий конец), чтобы, поскольку конец неизвестен и непрестанно ожидается, с каждым днем, как призываемые, преуспевали мы, //забывая заднее и простираясь вперед// [[new:fil:03:13|(Фил. 3:13)]]. //**Против ариан.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов** **А о пришествии Господа нашего**, о котором вы беспокоились, и о **нашем собрании** верующих, когда именно соберемся** к Нему, - (просим вас) не скоро колебайтесь** (не подвергайтесь скорым колебаниям) **от ума **(умом)** вашего**, вследствие ложных сведений, усердно сообщаемых вам, - **и **нимало** не смущайтесь в духе**, то есть ложными видениями, кои показывают вам, - или хитроумными и обольстительными словами, кои говорят вам, - и даже ложными **посланиями**, совсем нами не писанными, но **как бы чрез** (от) **нас** посланными. //**Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом** Не говорит, когда будет воскресение, но что теперь оно не последует, - вот чему он учит; так как были некоторые обманщики, которые говорили, что настало уже время общей кончины и пришествия Господа. К немалому утешению апостол сказал также и то, что верные будут собраны к Нему, чтобы быть вместе с Ним, как и в первом послании он сказал, что достойные тотчас по воскресении будут восхищены к Господу. Что означает слово **молим**? То есть упрашиваем вас, чтобы вы не поколебались и не отклонились от правильного убеждения, какое до сих пор имели. **//Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== ** Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему** К сказанному же надо добавить, что не следует говорить: после вознесения Владыка Христос - не Христос, но Единородный Сын. Ведь в самом деле, по вознесении и божественные Евангелия были написаны, и рассказ о деяниях [апостолов], и послания апостола [Павла]. После вознесения, говорит божественный Павел, //имея великого Первосвященника, прошедшего небеса - Иисуса Христа, Господа нашего,// [Синод, перевод: Иисуса Сына Божия. - Прим. ред.] //будем твердо держаться исповедания// [[new:evr:04:14|(Евр. 4:14)]]... А еще в другом послании так: //Молим вас, братья, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему// [[new:2sol:02:01|(2 Сол. 2:1)]]. //**Послания.**// ===== Ориген ===== ** Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему** Еще в те дни, когда апостолы проповедовали и лицезревшие Иисуса возвещали учение Его, возник среди христиан из иудеев немалый спор о том, следует ли соблюдать иудейские обычаи тем, которые обратились к вере из среды язычников, или же нужно уничтожить обязательные тяготы относительно яств чистых и нечистых для людей, уже оставивших отеческие установления и уверовавших в Иисуса ((См.: [[new:act:15:start|Деян 15]])). В посланиях Павла, который жил в дни мужей, видевших Иисуса, также есть места, из которых видно, что некоторые подвергали сомнению истину воскресения [Иисуса] и возбуждали вопрос, имело ли место это воскресение, равно как и относительно дня Господня спрашивали, настал ли он или нет. //**Против Цельса.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему** **Наше собрание** - по греч. έπισυναγωγή - от глагола έπισυνάγεω, который встречается в Ев. [[new:mk:13:27|Мк. 13:27]] и Ев. [[new:mf:24:31|Мф. 24:31.]] Слово έπισυναγωγή встречается в посл. к [[new:evr:10:25|Евр. 10:25]], а также в [[old:2mak:02:07|2 Мак. 2:7]], где оно тоже имеет эсхатологический смысл. Под **собранием** здесь разумеется объединение живых и мертвых, и их общая встреча со Христом в день Его парусии (ср.: [[new:1sol:04:16|1 Сол. 4:16,]] [[new:1sol:04:17|17]]). Ап. говорит о //"нашем собрании"// - ἡμω̃ν, включая, по-видимому, и себя в число возможных прижизненных участников этого великого дня. Ст. 1-12 **Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду** Ап. касается здесь самого больного места в жизни Ф. церкви - волнений и колебаний, возникших по поводу вопроса о парусии. Он просит их не смущаться, и не колебаться умом касательно времени пришествия Христа. День Его б. м. близок но Он не придет, пока не произойдет ряд событий, которые подготовят откровение вечного царства славы. //**Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.**// [<10>]