[<10>] ====== Толкования на 2 Сол. 2:3 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 3-4 **Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** //Зазвенело в обоих ушах// наших [[old:1ts:03:11|(1 Цар. 3:11)]], когда узнали мы о бесстыдной человеконенавистнической ереси наших гонителей, которые не уважали ни возраста, ни трудов правительственных, ни любви народной, но предавали мучению и поруганию тела, осуждали на изгнание, расхищали имущество, у кого могли найти, не боясь человеческого осуждения, не имея в виду страшного воздаяния от праведного Судии... А к этим рассуждениям присоединилась и та мысль: не совершенно ли оставил Господь церкви Свои, не последний ли это час? И не начинается ли этим отступление, чтобы открылся уже беззаконник, **сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом и святынею** [[new:2sol:02:04|(2 Сол. 2:4)]]? Впрочем, временное ли это искушение, несите его, добрые Христовы подвижники... Ибо если все творение подвергнется разорению и изменится образ мира сего, то удивительно ли нам, составляющим часть творения, пострадать в общем страдании и быть преданными скорбям... Ожидают нас, братия, венцы мученические; готовы лики исповедников простереть к вам руки и принять вас в число свое. **//Послания.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели** А что такое **отступление**? Это поклонение злейшему отступнику — антихристу. После него Христос опять придет во славе Отца и в теле, чтобы видели Его богоубийцы. После него воскресение, или сопряжение сложного. После него конец мира — разрушение существующего, а может быть, и некое изменение в лучшее. После него суд и страх. Что же такое суд? Собственная и внутренняя тягота или легкость совести и приравнение жизни к закону. **//Определения, слегка начертанные.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** Здесь [апостол] говорит об антихристе и открывает великие тайны. Что такое **отступление**? **Отступлением** он называет самого антихриста, так как он погубит многих и приведет к отступлению... Называет его и //человеком беззакония//, потому что он совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. А **сыном погибели** называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет - но человек некий, который воспримет всю его силу и действие. И **откроется**, говорит Павел, **человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею.** Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит всем поклоняться себе вместо Бога. И будет восседать в храме Божием - не в Иерусалимском только, но и повсюду в церквах. //**Беседы на 2-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== Ст. 3-4 **Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** Вот что говорит Павел. Отступление и ныне есть. Ибо люди отступили от истинной веры, и некоторые проповедуют «сыноотечество», а другие дерзают говорить, что Христос из небытия в бытие приведен. Прежде были явные еретики, а ныне Церковь наполнена скрытыми еретиками. Отступили люди от истины, прельщенные слухом [[new:2tim:04:03|(ср.:2 Тим. 4:3)]]. Слово, лестное для самолюбия, - и все слушают с удовольствием. Слово об обращении - и все отвращаются. Большая часть отступила от правильных понятий, и удобнее избирают злое, нежели соглашаются на доброе. Вот то **отступление** [[new:2sol:02:03|(2 Сол. 2:3)]], после которого надо ждать врага. И уже начал он отчасти посылать своих предшественников, чтобы приготовлен был ему путь для ловли. Посему береги самого себя, человек, и укрепляй душу твою. **//Огласительные слова для просвещаемых//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели** Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил апостол: **Отступление приидет прежде**, а потом, как последствие и плод отступления, **откроется человек беззакония, сын погибели**, который дерзнет назвать себя обетованным Мессией, потребует себе божеского поклонения и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа. Отступление будет так обширно, что //за умножение беззакония иссякнет любы многих// [[new:mf:24:12|(Мф. 24:12)]]. Это значит: греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей. Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: //Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли?// [[new:lk:18:08|(Лк. 18:8)]]. Вещественные временные занятия и наслаждения привлекут к себе всецело внимание человечества. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да никтоже вас прельстит ни по единому же образу: яко аще не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки богу, показующу себе, яко бог есть. Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам?** **Да никтоже** — или выражает свое им желание, или дает предостережение: смотрите, остерегайтесь, или прямо заповедует никого не слушать.— **Прельстит**. Уж они поддались прельщению. Теперь, исправив их образ мыслей, говорит, чтоб вперед держали себя твердо в правом образе мыслей, не поддаваясь обману. **Ни по единому же образу**. Никаким из показанных и обличенных способов, или никаким и другим способом. «Таким образом он предостерег их со всех сторон от заблуждения» (Златоуст). Этим одним речением «отверг все вместе виды обольщения» (Феодорит). **Яко аще**... Ибо если не придет отступление... Что же из этого следовать должно, не сказано. Это надобно дополнять читающему самому, и оно само собою дополняется, то есть если не придет отступление прежде, не придет и день Господень. Экумений пишет: «За этими словами надобно доразумевать: не будет и пришествия Господня». Почему опустил такие слова Апостол? — Не потому, что, заговорившись о свойствах антихриста, забыл; а потому, что рассудил употребить обычную фигуру умолчания, или прехождения, как видно из пятого стиха. Не помните ли?., сказал Апостол: если не придет прежде отступление и человек беззакония, такой-то и такой-то... И еще следовало бы, может быть, прибавить что-нибудь в этом роде; но он пресекает речь и говорит как бы: да что много о том писать? Припомните сказанное... Припомнив же сказанное, они должны были привесть на ум и то, что, пока не явится этот человек беззакония, не приидет Господь «Тут он открывает им, а чрез них и нам, самый великий признак пришествия Господня» (Феодорит). **Не приидет отступление**. Слово **отступление**, одно, без пояснения, от чего и какое, не дает определенного понятия. Потому сам собою рождается вопрос, что здесь разумеет Апостол? — Древние толковники все полагают, что **отступление** употреблено здесь вместо //отступник// и означает самого антихриста. Святой Златоуст пишет: «Здесь он говорит об антихристе и открывает великие тайны. Что такое отступление? — Отступлением он называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению: //яко-же прельстити//, как сказано, //аще возможно, и избранныя//» [[new:mf:24:24|(Мф. 24:24)]]. То же и Феодорит: «Отступлением назвал Апостол самого антихриста, дав ему имя сие по делам его, потому что он покусится всех довести до отступления от истины». Так и все другие; только Экумений после того прибавляет догадочно: «Или отступлениемμ называет он удаление от Бога, самое дело (а не лицо)». Инославные западные толкователи разумеют не лицо, а особое явление в жизни человечества, - не всякий, однако ж, одно и то же. Ближе, конечно, к истине те, кои, подобно Экумению, разумеют отступление от Бога, от веры и истины, о котором поминается и в других местах Писания. Так как слово сие не пояснено здесь каким-нибудь прибавочным словом, то смысл его следует определять течением речи. Следующие за ним слова: **человек беззакония превозносяися паче всякого бога** и прочее, дают разуметь, что и отступление будет в том же роде, совершится то есть в области религиозно-нравственной. Видеть, следовательно, в этом отступлении что-либо политическое, например восстание иудеев или падение Западной Римской империи, значит уклоняться от того, что хотел сказать святой Павел. Отпадение папы со своими от истинной Церкви, а потом Лютера и Кальвина еще глубже отпадение от истины, чрез отпадение от папской отпадшей Церкви, хотя совершались в области религиозной, но как у Апостола с отступлением тесно связано явление антихриста, а его нет, то под ним не следует разуметь и этих событий. Апостол, очевидно, говорит о том отступлении, которое совершится в последние дни, пред вторым пришествием Господа. Об этом поминает он в других посланиях. В первом послании к святому Тимофею пишет он: //Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским// [[new:1tim:04:01|(1 Тим. 4:1)]]. Похоже на это у него [[new:2tim:03:01|2 Тим. 3:1]]; и у святого Петра 2-е послание [[new:2pet:03:03|3:3]]. Святой Иуда свидетельствует, что все Апостолы говорили об этом одинаково: //поминайте глаголы прежде реченныя от Апостол Господа нашего Иисуса Христа: зане глаголаху вам, яко в последнее время будут ругатели, по своих похотех ходяще и нечестиих. Сии суть отделяюще себе от единости веры//... [[new:iud:01:17|(Иуд. стихи 17 — 19)]]. И Сам Господь предрекал, что в конце мира //многие лжепророки возстанут и прельстят многих и что за умножение беззакония изсякнет любы многих// [[new:mf:24:11|(Мф. 24:11]] — [[new:mf:24:12|12)]], так что, когда придет Он, //обрящет ли веру на земли// [[new:lk:18:08|(Лк. 18:8)]]? По этим удостоверениям рисуется в голове очень неутешительная картина нравственно-религиозного состояния людей в последнее время. Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая — наибольшая — будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая себе свою веру, своим измышлением, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам числа не будет. Начало им положил папа, продолжили его дело — Лютер с Кальвином; положенное же сими последними в основу свое личное постижение веры из одного Писания, дало сильный толчок измышлениям вер. Их и теперь уже очень много, а будет еще больше. Что ни царство, то свое исповедание, а там — что ни область, а далее — что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан. Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми Апостолами и хранится в Православной Церкви; но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век. Вот какая широкая ожидается область отступления. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры и, вооруженный его обольстительными кознями, всех, не содержащих христианства во истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога. Не увлекутся избранные, но он будет иметь покушение прельстить и их, аще возможно. Чтоб этого не случилось, прекратятся дни те злые. Явится Господь и упразднит антихриста и все дело его явлением пришествия Своего. Вот какое, надобно полагать, отступление разумеет Апостол! Оно точно есть дело, факт, а не лицо, но такое, которое состоит в тесной связи с лицом, с человеком беззакония и сыном погибели. Это будет отступление, в которое увлечет главный отступник — антихрист. Отступление людей в ложные веры и в нехристианские настроения сердца подготовит почву для вырождения антихриста и арену для его действования. Но не это отступление тут разумеется, а то, которое произведет антихрист. Он, явясь и усилясь, завершит отступление внутреннее тем видимым отступлением. Это будет громкое отступление, единое вполне достойное такого имени, почему и стоит у Апостола с определенным членом. Потому же, может быть, оно не пояснено у него и другим каким прибавочным словом, - как потом Юлиана именовали отступником, не поясняя отчего. Таким образом, в словах Апостола: **аще не приидет отступление прежде и явится человек беззакония**, не два периода означаются, а одно последнее время, в которое совершится то и другое. Святые отцы это и выражали, разумея под отступлением отступника — антихриста, имеющего произвести общее отступление. От него в зависимости ставит отступление и сам Апостол Павел, как видно из [[new:2sol:02:09|стиха 9]] и далее, и святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе [[new:otkr:13:04|13:4]] и далее. Инославные западные толковники отступили от мысли святого Павла, разумея здесь то — подготовительное — отступление. **Человек беззакония** — пребеззаконный, пропитанный беззаконием, сущность которого — беззаконие. Беззаконно родится, беззаконно будет жить, сам беззаконствуя и расширяя беззаконие всюду, в беззаконии и погибнет. Он будет полное осуществление беззакония, и ничего в нем не будет, кроме беззакония. Не одно только богоборство будет отличать его, хотя оно будет очевиднее всего, а всякий грех. «Человеком беззакония назван он, потому что совершит тысячи беззаконий и других доведет до совершения их» (Златоуст). «И сам много нагрешит, и других многих введет во многие грехи» (Экумений). Но он будет человек, как и всякий другой, из души и тела состоящий, только полное орудие сатаны. Не сатана в образе человека, и не воплощение сатаны, а человек, в котором будет жить сатана и действовать чрез него как орудие свое всепослушное. Святой Златоуст спрашивает: «Кто же он будет? Ужели сатана?» И отвечает: «Нет, но человек некий, который восприимет всю его силу (энергию)». То же и Экумений: «Не сатана будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый и действуемый (осатаненный). Он будет какой-нибудь еврей, искусный в магии и составлении специй». **Сын погибели** — погибельный, в пагубу себя произвольно отдавший и идущий в нее с сознанием, что погибнет. У нас похожи на это фразы: пропащий человек, или отчаянный. Таков был и Иуда [[new:in:17:12|(Ин. 17:12)]]; таков и сей зверь из бездны, который после богоборства в пагубу пойдет [[new:otkr:17:08|(Откр. 17:8,]] [[new:otkr:17:11|11)]]. Фраза **сын погибели** может означать и крайнее развращение, но это в отношении к антихристу сказано уже в слове **человек беззакония**; здесь уже указывается на жалкий конец его. Но не сам только он погибнет, а и других многих введет в пагубу. Прельстит их следовать своей воле и ученью, и тем сгубит, как ниже говорится [[new:2sol:02:12|(стих 12)]]. Будет находить удовольствие в том, чтобы увлекать других в пагубный путь свой; вся забота его будет о том, как бы побольше сгубить людей. «Сыном погибели назван потому, что и сам погибнет» (Златоуст); «и сам погибнет, и других ввергнет в пагубу» (Экумений); или «послужит для них виною пагубы» (Феодорит). **Противник**. Не указывается, кому и чему он будет противник. Определить это дают следующие слова и все течение речи. Из них видно, что он будет противник Богу и Христу Господу. Можно: противник всякой истине, и особенно истине христианской, и, следовательно, - спасения рода человеческого; но это одно и то же. Святой Златоуст называет его — αντιθεος — богопротивник, у святого Иоанна Богослова он именуется антихристом [[new:1in:02:18|(1 Ин. 2:18]]; [[new:1in:02:22|22]]; [[new:1in:04:03|4:3]]; [[new:2in:01:07|2 Ин. 1:7)]]. 'Αντιθεος может означать еще вместобожник, то есть вместо Бога себя ставящий, равно как и антихрист — может означать и вместо Христа себя выставляющий. Последующие слова Апостола оправдывают это. Он во всем будет противником Богу и Христу, всему Божескому и христианскому, чтобы на место их поставить, или заставить себя почесть за бога и христа. Вот слова святого Златоуста: «Он будет каким-то богопротивником αντιθεος τις — отвергнет всех богов, и велит поклоняться себе вместо Бога». Феодорит пространнее: «Губитель человеков (сатана) подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприяв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного принять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и богом, обличая лживость так именуемых богов, которых сам поддерживал в протекшие века». **Превозносяйся паче всякого глаголемаго бога или чтилища**. Пиша к коринфянам, Павел употребил слово: **глаголемии бози**, в том смысле, что их называют богами, а они не суть боги. Там ему надлежало выставить ту истину, что //никтоже Бог ин, токмо един//, — что //нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся и мы Тем// [[new:1kor:08:04|(1 Кор. 8:4 — 6)]]. Здесь у Апостола другая цель. Он хочет показать не истинность единого Бога против всех ложных богов, а дух превозношения антифея и антихриста над всем, что почитается богом. Потому **глаголемый бог** есть здесь всякое существо, которое в то время люди будут почитать богом. Как в то время будут истинные чтители единого Бога, в Троице поклоняемого, то и он разумеется под тем же понятием. Над всем этим антихрист будет выситься, давая разуметь, конечно, что всякий чтимый бог ничто сравнительно с ним и что его одного должно чтить как Бога. Речения эти Апостол мог заимствовать у пророка Даниила, который пишет: //возвысится и возвеличится над всяким богом, и на Бога богов возглаголет тяжкая... и о всех бозех отцев своих не смыслит// (внимания на них не обратит)... //и о всяком бозе не уразумеет// (знать его не будет хотеть), //понеже паче всех возвеличится// [[old:dan:11:36|(Дан. 11:36]] — [[old:dan:11:37|37)]]. **Чтилище** есть предмет благоговейного религиозного чествования, предмет, или божески чтимый, или ради Бога чтимый, то есть или божество, или храм, священные вещи и действия, все входящее в чин богопочтения внешнего. В первом смысле **чтилище** будет то же, что **глаголемый бог**. Апостол говорит как бы: **превозносяйся паче всякого глаголемаго бога**, или, что то же, чтилища. Во втором дается новая черта превозношения, что антифей и антихрист сочтет недостойным себя всякий вид богопочтения, какой застанет среди людей, все их презрит, отвергнет и наконец заведет свой новый: ибо богом себя выставит, а бог без богопочтения не бывает. Первая мысль здесь уместнее, но и второй можно не чуждаться; ибо что он сядет в храме, как бог, есть уже часть чина богопочтения, как видится, главная, неточная, по которой будет учреждено и все другое; чем заменится всякое другое богопочитание. **Якоже сести ему в церкви Божией, яко Богу**. Церковь здесь — храм, voccx; здание. Какой же это храм? Вот ответы древних толковников, - святого Златоуста: «Будет восседать в храме Божием, не Иерусалимском только, но и повсюду в церквах». Феодорита: «**Церковию Божиею** Апостол называет храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за бога». Феофилакта: «В храме сядет, не Иерусалимском собственно, а просто в церквах Божиих и во всяком храме Божием». Будет же где-нибудь центральное место действования антихриста, и будет конечно определенный момент, в который он явит себя таким. Главный храм того Места и разумеет Апостол. В этом храме и воссядет он, как бог; а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме, который встретит лично. Или, может быть, в одном храме лично воссядет, в других же свое восседание засвидетельствует каким-либо иным способом. В Апокалипсисе говорится об образе зверином. Не его ли всюду поставят в храмах? Само собою разумеется, что если он произведет широкое отступление от христианства, то заберет с христианами и храмы. Как в них после сего оставаться христианскому строю и чину неуместно будет, то заведут что-либо новое, по духу нового бога. И тут первое место будет занимать то, чем будет означаться восседание антихриста в храме. В какое же место сам придет, там сам лично воссядет, как бог. Всячески в словах Апостола предрекается факт, а не выражается идея. — Потому неуместно иные думают, что здесь восседанием в храме означается то, что антихрист объявит себя богом, и все признают его таким. **Показующему себе, яко бог есть**. Такою окружит себя помпою в храме, такую даст себе обстановку посредством призрачных знамений, что все приставшие к нему увидят в этом проявлении будто бога, как некогда Ирод, облекшись в одежду царскую и седши на судище пред народом, показался сему последнему чем-то необыкновенным, так что чудилось, будто и голос у него не человеческий, а божеский [[new:act:12:21|(Деян. 12:21]] — [[new:act:12:22|22)]] - Святой Златоуст говорит: «Будет стараться показать себя богом; ибо совершит великие дела и явит великие знамения». Экумений: «Всякие покушения употребит — делами, знамениями и чудесами явить, будто он бог». **Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам**. Прервал Апостол речь, как замечено уже, и, не договаривая, что, пока этого всего не будет, не приидет Господь, обращает внимание солунян к тому, что лично говорил им, и давая им самим дополнить не конченную речь. **Сия глаголах** — говорил об этом, об этих обстоятельствах, предшествовать имеющих пришествию Господню. Говорил, а они забыли: в этом укор и урок дорожить словом, исходящим из богодухновенных уст. Забыли, или, может быть, перетолковали, сбиты будучи распространившимися ложными речами и смешавши понятия о повсечасном ожидании Господа с решительным наступлением дня Господня. Так, святой Павел во всем помянутом о явлении антихриста ничего не сказал нового. Все то объяснял он в первой проповеди. Следовательно, учение о конце мира с обстоятельствами, ему предшествующими и последующими, то есть речь о втором пришествии Христовом, суде, рае и аде, составляла неотъемлемую часть первоначального благовествования и предмет неотложный первого верования. Следовательно, далее нельзя легкомысленно относиться к сим предметам и, содержа другие члены веры, позволять себе построевать свое личные о том воззрения, помимо учения, Апостолами преданного и Церковию хранимого. Заметим мимоходом, что об антихристе нигде не говорится с такою определенностию, как здесь. Но не случись недоумений у солунян, святой Павел не написал бы о том, довольствуясь личною речью к солунянам и веря, что они хорошо и верно помнят сказанное им. Если б теперь слово Апостола об антихристе дошло до нас не в Писании, а чрез предание от солунян, слово истинно апостольское и богодухновенное, и мы содержали бы сие учение по одному преданию сему; с какою бы глубокомысленною важностию выступали против нас не принимающие преданий — инославные, обличая в веровании неопределенной молве предания, как они имеют обычай выражаться? Они уже и здесь успели нечто нагадать от своего смышления. Святой Павел здесь только говорит с такою определенностию, а в других посланиях уже не поминает о сем. Следовательно, говорят, Апостол изменил образ оглашения первою проповедию и воздерживался уже говорить потом об обстоятельствах второго пришествия. На самом деле следует из этого только то, что Апостол не писал более с такою определенностию, хотя поминал во многих местах; не писал же потому, что подробно объяснил все в первой проповеди, поминая и о возможности уклонения от истины, подобно солунянам, и тем предотвращая заблуждение, а потому и повод писать о том. //**Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели** Итак, **никто вас да не обольстит ни коим** из подобных **образом**, и не думайте, что будто бы уже настанет день Господа нашего; **поелику, если прежде не приидет**, или один из его пророков или множество апостолов его, кои имеют явиться пред тем отступником, - но доколе не последует скончание пророков и апостолов его, кои будут посланы пред ним, - и после них придет сам **отступник и будет открыт** (явится) **человек греха, сын погибели**, - а потом уже будет пришествие (Господа). Отступником назвал его, дабы показать, что как мятежник отпал он и изменил, когда захотел и потому что захотел. Человеком же греха наименовал его, дабы указать на то, что чрез человека (как человек) придет он, а не в образе (только) человека, ибо пришествию Господа нашего подражает, - человеком придет он не из язычников, но из самого народа (Израильского) и из колена Иудина, - не в необрезании, а в обрезании, дабы под предлогом своего происхождения и обрезания пленить народ (Израильский), который ожидает его пришествия именно в таком виде. Кроме того назвал его сыном погибели, самого человека именуя сыном погибели, то есть сыном диавола губителя. //**Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Да не обольстит вас никто никак** Ни как пророк, ни как учитель, ни как от меня пишущий таковое. **ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели** Не будет, говорит, пришествия Господа, если не придет отступление, то есть антихрист. Отступлением апостол назвал его, потому что он на самом деле таков: он имеет отклонить многих, даже избранных, если можно. Его же назвал и **человеком греха** потому, что он совершит всякое беззаконие и других натолкнет на беззаконие. И **сыном погибели** назвал, потому что он и сам погибнет. Кто же он такой? Уже ли сатана? Нет, но некий человек, принявший всю его силу. **//Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.//** ===== Блаж. Августин ===== Ст. 3-4 **Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** Никто не сомневается, что апостол говорил это об антихристе, и говорил, что день суда - ибо это его он называет //днем Господним// [[new:2sol:02:02|(2 Сол. 2:2)]] - не наступит прежде, чем придет тот, кого он называет //отступником//, разумеется, от Господа Бога. Если последнее название вполне применимо ко всем нечестивым, то не тем ли более к нему? Но неизвестно, в каком сядет он храме Божием: на развалинах ли того храма, который был построен царем Соломоном [[old:3ts:06:01|(см.: 3 Цар. 6:1-38)]] или в церкви. Ибо храма какого-нибудь идола или демона апостол не назвал бы храмом Божиим. Поэтому некоторые хотят разуметь в этом месте под антихристом не самого князя, а как бы все тело его, то есть вместе с князем и всю принадлежащую ему массу людей... Признаюсь, что я вовсе не понимаю этих слов. Не скрою, однако же, человеческих догадок, которые мне пришлось слышать или читать. **//О Граде Божием.//** ---- //Говорящий сам от себя ищет славы себе// [[new:in:07:18|(Ин. 7:18)]]. И это будет тот, кто зовется антихристом, //превозносящимся//, как говорит апостол, //выше всего, называемого Богом или святынею// [[new:2sol:02:04|(2 Сол. 2:4)]]. Ибо Господь, объявляя, что тот будет искать собственной славы, а не славы Отца, говорит иудеям: //Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете// [[new:in:05:43|(Ин. 5:43)]]. Он подал знак, что они примут антихриста, указав, что тот будет искать славы своего имени, - надменный, нетвердый, а потому и неустойчивый, и всегда готовый распасться. Господь же наш Иисус Христос явил нам пример великого смирения. **//Трактат на Евангелие от Иоанна.//** ===== Ориген ===== **Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [приидет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога** Поскольку же Цельс [Цельс (II в.) - греческий критик христианства. - Прим. ред.] упоминает и о так называемом антихристе, не прочитав о нем изречений ни у Даниила, ни у Павла, ни пророчеств Спасителя в Евангелиях о его пришествии, то надлежит немного сказать и о том, что //как не подобны лица лицам, так не подобны у людей сердца сердцам// [[old:pr:27:19|(Притч 27:19)]] [LΧΧ; Синод, перевод: //Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку//, - сделан с еврейского текста. - Прим. ред.]. Ясно, что, если в сердцах людей присутствуют различия, как у тех людей, кто устремлен к добру не в равной степени, и одинаково у всех них запечатлена и отобразилась воля к нему, так и у преклонившихся к противоположному из-за пренебрежения к добру. И ведь среди одних сильно разлилось зло, а в других - в меньшей степени. Что же неуместного в том, если я скажу, что среди людей существует два предела, один - добра, а другой - зла, так что предел добра присутствует в человеке, постигаемом по Иисусу, от Которого роду человеческому проистекло такое обращение к благу, и исцеление, и улучшение; предел же зла - в так называемом антихристе? Бог, зная все наперед чрез Свое предвидение и увидев все в них обоих, захотел известить о них людей через пророков, чтобы люди, поняв их слова, привыкали к добру и опасались зла. Следовало назвать один из этих пределов, наилучший, Сыном Божиим из-за Его превосходства, а противоположного Ему - соответственно сыном лукавого демона, сатаны и дьявола. //**Против Цельса.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели** Ап. не отрицает того, что день парусии, может быть, близок, но он говорит что она еще не наступила. Ее откровению должен предшествовать ряд событий, и прежде всего "**отступление**" ἡ ἀποστασία. Употребление члена при слове ἀποστασία показывает, что имеется в виду определенный факт, хорошо известный Ап. и Ф. Наше положение в этом отношении совершенно иное. Ключ к точному пониманию мыслей Ап. Павел у нас утрачен. Отсюда возможность разных толкований, и необходимость критического отношения к делу. Что же это за отступление, о котором говорит Ап. Павел? В чем оно заключается? Выражению ἀποστασία можно давать два смысла - религиозный и политический. Первый смысл это слово носит у LXX и в Н. З. (смотри [[old:1mak:02:15|1 Мак. 2:15]], и [[new:act:21:21|Деяний 21:21]], где идет речь об отступлении от закона Моисеева). Но если это слово носит религиозный смысл, то где же произойдет это отпадение - среди язычников, среди христиан, или же среди иудеев? Конечно, всякое восстание на Бога есть отступление, но нужно думать, что язычники, как ἄνομοι, едва ли могут входить сюда в соображение. Отступление скорее мыслимо тогда или среди христиан, или же среди иудеев. Но у Ап. мы нигде не находим данных для того, чтобы предполагать, что в христианстве произойдет великое отступление как раз пред пришествием Христа, хотя частичное отступление вполне мыслимо. Отсюда - отступление лучше всего искать в Израиле, где оно будет носить скорее религиозный, чем политический характер. Второе событие пред наступлением парусии - это откровение "**человека греха, сына погибели**". Оба выражения - гебраизмы; Иуда в Ев. Иоанна [[new:in:17:12|(Ин. 17:12)]] называется "сыном погибельным". Первое выражение "**человек греха**" характеризует собою самую природу личности, которая восстанет на Бога, а второе "**сын погибели**" - указывает на конечную судьбу этой личности. Нужно думать, что Ап. разумеет здесь не просто тенденцию зла, действующую в человечестве, а скорее определенную личность, в которой все зло должно, так сказать, воплотиться и сконцентрироваться, и стать против истинного Мессии и Сына Божия. Отожествлять сына погибели с самим сатаною не позволяет [[new:2sol:02:09|ст. 9]]. //**Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.**// См. также Толкование на [[new:2sol:02:01#lopuxin_ap|2 Сол. 2:1]] [<10>]