[<10>] ====== Толкования на 2 Сол. 2:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-15 **к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим** Не посланиями только апостол внушал ученику, что ему следует делать, но и на словах. Это он высказывает и во многих других выражениях. Когда, например, говорит: **или словом, или посланием нашим** [[new:1sol:02:15|(1 Сол. 2:15)]]; но гораздо яснее здесь. Итак, не будем думать, будто учение преподано им недостаточно: многое он преподал ученику и без письма, о чем и напоминает ему, говоря: //держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня// [[new:2tim:01:13|(2 Тим. 1:13)]]. Что же означают эти слова? Как делают живописцы, говорит, так и я начертал тебе образ добродетели и всего угодного Богу, и, как бы некоторое правило, первообраз и начертание я вложил в твою душу. Это и имей; нужно ли будет тебе посоветоваться о вере, или о любви, или о целомудрии, оттуда заимствуй образцы. Не будет тебе надобности искать образца у других, потому что там все содержится. **//Гомилии на 2-е послание к Тимофею//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 14-15 **к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим** На утверждение, будто славословие //с Духом// не засвидетельствовано и не изложено в Писании, отвечаем: если не приемлется и все прочее, не изложенное в Писании, то пусть не приемлется и это. А если большая часть касающегося таинств водворяется у нас, хотя это и не изложено в Писании, то вместе со многим другим примем и это. Почитаю же правилом апостольским - держаться и не изложенных в Писании преданий. Ибо сказано: //Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам// [[new:1kor:11:02|(1 Кор 11:2)]], [[new:2sol:02:15|(ср.: 2 Сол. 2:15)]]. **//О Святом Духе.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== Ст. 14-15 **к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим** Веру же - как в учении, так и в исповедании - старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью и которая утверждена всем Писанием. Поскольку же не все могут читать Писания, но одним неумение, а другим какие-либо занятия препятствуют познать их, то, чтобы неведением не погубить души, мы в немногих стихах заключаем все учение веры... Теперь от настоящего чтения начертай в памяти истины веры; а в свое время на каждую из них извлеки доказательство из божественного Писания; ибо истины веры не так составлены, как бы хотелось людям; но приличнейшие места, будучи собраны из всего Священного Писания, составляют учение веры. И как семя горчичное из малого зерна много пускает отраслей, так и эти истины веры в кратких словах вмещают все ведение благочестия, содержащегося в Ветхом Завете и в Новом. Итак, смотрите, братия, **держите предания**, которые принимаете теперь, и напишите их на сердцах ваших. **//Огласительные слова для просвещаемых.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **в неже призва вас благовествованием нашим, в получение славы Господа нашего Иисуса Христа** **В неже** — во что, к чему и призвал. К чему же? — Одни говорят: ко спасению; другие: к освящению и вере. Но это одно и то же, ибо спасение с производителями его неразлучно. Где освящение благодатное и вера, там и спасение. — **Призва благовествованием нашим**. Бог призвал вас чрез нас. Мы говорили вам слово; но в этом вы не должны видеть ничего человеческого. Бог нас привел к вам, Бог дал нам слово, Он же сообщил и силу сему слову такую, что, слушая его, вы приняли его и согласились пойти на зов сей. «Видишь ли, - вопрошает святой Златоуст, - как (Апостол) дает им знать, что ничто не зависит от них, но все от Бога». «Чтоб, услышав о вере, - пишет Феофилакт, - они не превозносились, как и сами привнесшие нечто, дает разуметь, что и это от Бога. **В неже призва**. Во что? — Во еже спастися освящением и верою, так что хоть вы уверовали, но это есть благодать Призвавшего. Ибо если б Он не призвал вас благовествованием нашим, то как бы вы услышали?» **В получение славы**. Начало спасительного пути — призвание, средина — содевание спасения действием благодати освящающей и веры, конец — получение славы вечной. В первом послании говорил, что Бог положил нас в //получение спасения// [[new:1sol:05:09|(1 Сол. 5:9)]]; здесь говорит: призвал **в получение славы**. Когда получим славу, тогда вполне откроется, что спасены и какова сила спасения. Слава со спасением неразлучны. Но здесь слава сия сокрыта внутри, как сокровище в скудельных сосудах, а там она просияет и вовне. Посему Апостол в другом месте и говорит о себе, что он поднимает все труды и скорби по благовестию с тем благим желанием, чтоб уверовавшие улучили //спасение// в Господе //со славою вечною// [[new:2tim:02:10|(2 Тим. 2:10)]]. Получение славы Господа нашего Иисуса Христа есть получение той славы, которою Он Сам славен, восседя одесную Бога и Отца. Так Он Сам удостоверяет: //идеже есмъ Аз, ту и слуга Мой будет// [[new:in:12:26|(Ин. 12:26)]]. О сем и в последней молитве Своей молился ко Отцу: //да видят славу Мою, юже дал ecи Мне// [[new:in:17:24|(Ин. 17:24)]]. Надобно заметить, что в нашем славянском переводе слова: **в получение славы**, и в русском: **для достижения славы**, точно ту мысль содержат, что спасаемые призваны к соучастию во славе Господней. Но греческое слово **περιποιησις** означает не получение, а снабдение, и не столько себя, сколько другого, не столько получение, сколько доставление. Потому все древние наши толковники, вслед за святым Златоустом, понимают сие место так, что не — верующие получат славу, а что чрез верующих прославится Господь, то есть верующие призываются благовестием во славу Господа, для прославления Господа. С этим согласен и древнейший перевод сирский, в коем такая мысль: «Да будете украшением Господу, чтоб то есть чрез вас прославился Господь». Вот слова святых отцов! Святой Златоуст пишет: «И того нельзя считать маловажным, если Христос наше спасение признает Своею славою. Ибо слава Человеколюбца в том, чтоб как можно больше было спасающихся. Велик поэтому Господь наш, если Он в такой мере желает нашего спасения. Велик и Дух Святой, совершающий наше освящение». Экумений: «Слава Христу, что многие имеют спастися верою в Него, как и выше сказал: прославится во святых Своих (1, 10). Смотри, как высоко ставится человек, когда Христос во славу Себе вменяет спасение наше». Феофилакт говорит словами святого Златоуста и прибавляет: «Кто не возлюбит такого Владыку? И кто не поревнует о славе Его, то есть о своем спасении?» Феодорит только намекнул о будущем прославлении верующих, и тотчас приглашает прославлять Господа: «Это и будет в надлежащее время (то есть получение славы), а мы воспрославим Подателя благ, потому что сподобил нас спасения и преподал нам Духа Святого, так что и все прославляют Его о нас». Принимающим это древнее понимание надо иметь в мысли, что в таком случае здесь не то только разуметь должно, что спасением верующих прославляется Господь, но что верующие долгом своим должны считать прославлять Господа и все делать, чтоб имя Его в них славилось, а не хулилось, как и в другом месте заповедует Апостол: //куплены есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия// [[new:1kor:06:20|(1 Кор. 6:20)]]. Последнее напоминание очень идет к нам, кои призываемся ко спасению не особым актом благовестия, а самым рождением; потому что часто забываем, коль великая сим оказывается нам милость Божия, и не только не славим Господа, но и самой веры своей не чтим как следует. //**Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа** **В коей и призвал вас чрез Евангелие наше** в собрание **славы** Своей, - разумей собрание самое последнее, в которое праведники соберутся со всех сторон мира в день Господа нашего Иисуса Христа. //**Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа** Чтобы, услышав о вере, они не превознеслись, как и сами привнесшие нечто, дает разуметь, что и это от Бога. **К которому и призвал**, говорит. Для чего? чтобы спастись освящением и верой, так что, хотя вы уверовали, но это есть благодать Призвавшего. Ибо если бы Он не призвал вас благовествованием нашим, то как бы вы услышали? Немаловажно и то, если Христос ваше спасение признает Своею славой. Ибо слава Человеколюбца в том, чтобы много было спасающихся. И кто не поревнует о славе Его, то есть о своем спасении? **//Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:2sol:02:13#lopuxin_ap|2 Сол. 2:13]] [<10>]