[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 1:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение** Тебе нужно иметь ревность, чтобы возгревать дар Божий. Как огонь требует дров, так и благодать - нашего усердия, чтобы она воспламенялась... потому что от нас зависит и погашать, и воспламенять ее... От беспечности и лености огонь угасает, от внимания и усердия воспламеняется. Он есть в тебе, но ты доставляй ему больше силы; то есть исполняй его крепости, радости, веселия; стой мужественно. **//Гомилии на 2-е послание к Тимофею 1.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею** Подготовив так святого Тимофея, святой Павел уже благонадежно заповедует ему ревностно исполнять возложенное на него дело, то дело, к которому он призван рукоположением, – дело пастырства или Апостольского преемства. Деятельное исполнение сего Апостол назвал возгреванием дара Божия, который стал жить в нем в силу рукоположения. Пастырство или Апостольское преемство не есть дело внешнего определения, как бывает в гражданских должностях, но есть следствие внутреннего благодатного сделания пастырем, в силу которого избранный делается способным к пастырству и печатлеется пастырем, так что, исполняй или не исполняй он своего дела, все он пастырь, по дару благодати, живущему в нем. Исполняющий дело пастырства как должно возгревает, раздувает его; не исполняющий – погашает. Тут то же бывает, что и у получивших, по притче, таланты: один пускает полученный талант в оборот, другой зарывает в землю. Оба приточные выражения означают одно и то же: не довольно получить дар благодати; надобно и возгревать его, или развивать, – трудясь в делании того дела, на которое он дан. Апостол выразил это словом: αναζωπυρειν – раздувать, – давать довольно вентиляции, – или течения воздуха, чтоб огонь не погас, а более и более разгорался. Что течение воздуха для огня, то труды по дару благодати для сего дара. Вот о чем напоминает Апостол святому Тимофею, говоря: **еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий**. Но какой это ради вины? ради веры, которая живет в нем и роде его. Вера сия обязывает его возгревать дар Божий. По вере дан дар, верою и принят; но вера же представляет и сильнейшие побуждения к ревностному действованию по дару. Апостол и говорит как бы: после того, как я оживил в тебе веру предыдущими воспоминаниями, мне нет нужды долго убеждать тебя, а стоит только напомянуть, чтоб ты возгревал дар свой. Но тут же доразуметь можно: поелику ты веруешь искренно, то по тому самому усерднее трудись в возгревании дара своего; смотри, не вознеради; при вере не возгревать дара – невообразимая несообразность. Святой Златоуст говорит: «я знаю, что ты имеешь нелицемерную веру, и потому напоминаю тебе: нужно иметь ревность, чтобы возгревать дар Божий. Как огонь требует дров, так и благодать – нашего усердия, чтобы она воспламенялась. **Дар Божий**, – то есть благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для знамений и всякого служения. **Возгревати**, – ибо от нас зависит и погашать, и воспламенять ее. Посему и в другом месте он говорит: //Духа не угашайте// [[new:1sol:05:19|(1 Сол. 5, 19)]]. От беспечности и лености он угасает, от внимания и усердия воспламеняется». **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею** Таким образом богодухновенный муж свидетельствует, во первых, что в священнотаинственном рукоположении преподается дар Божий; во вторых, что это не просто дар, положенный и отданный в волю приемлющаго, но живущий, и, как свойственно живущему, имеющий собственную силу и действие. Это значит, что если не будем возгревать дар Божий в нас, то его действие может в нас угаснуть или отступить в таинственную глубину, из которой хотя не престанет простираться чрез нас в совершении таинств, но не будет проливаться собственно на нас и на нашу жизнь: и тогда мы останемся с однеми естественными, разстроенными грехом, силами, недостаточными даже для обыкновенных христианских, а тем более для высших церковных обязанностей. **//Речь к Преосвященному Савве, новорукоположенному Епископу Можайскому. 1862 г.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение** **Посему увещеваю тебя, чтобы ты** возбуждал, возобновлял и **возжигал благодать Божию**, которую ты приял **от возложения рук моих**, то есть Святого Духа, Коего ты получил от этого возложения моих рук. **//Второе послание к Тимофею.//** =====Прп. Икумений Триккский===== **Еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею** См. Толкование на [[new:2tim:01:03#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 1:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий** Так как, говорит, я знаю, что ты имеешь нелицемерную веру, то побуждаю тебя, чтобы благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для совершения знамений и вообще для всякого свойственного епископу служения, – возгревать эту благодать, то есть делать всегда живой и цветущей. Ибо, как огонь нуждается в дровах, так и благодать Духа нуждается в усердии, внимании, бодрствовании, чтобы всегда пламенеть. Если нет этого, она угасает, как и в другом месте говорит апостол: //Духа не угашайте// [[new:1sol:05:19|(1 Фес. 5:19)]]. **который в тебе через мое рукоположение** Есть в тебе эта благодать, которую ты принял вместе с возложением моих рук на тебя, когда я рукополагал тебя во епископы. Но ты сделай этот огонь сильнее. Слово, которое ты получил, исполни дерзновения и мужества: стань мужественно. **//Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.//** ===== Амвросиаст ===== **По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение** И, следовательно, так Тимофей возрождает в себе дар благодати, воспринятый через посвящение в пресвитера, когда согревает дух свой живостью ума, радуясь в себе самом, как он радовался в новизне посвящения. **//На 2-е послание к Тимофею 1.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия** **По сей причине** – т. е. потому, что ты обладаешь нелицемерною верою. **Благодатный дар** – т. е. способность к своему высокому иерархическому служению, - прежде всего твердость веры, потом мудрость, мужество, смирение и любовь. Все это излияние Духа Святого, Который иногда в Священном Писании представляется как огонь (ср. [[new:rim:12:11|Рим XII:11;]] [[new:act:02:03|Деян II:3]]). Тимофей не должен тушить этот огонь - иначе он обманет доверие апостола, рукоположившего его. **Дал нам,** т. е. служителям Слова Божия по преимуществу. **Не боязни.** Сильному, как льву, бояться нечего. **//Толковая Библия.//** [<10>]