[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 1:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия** Бог побуждает нас взывать: //Авва Отче! // [[new:rim:08:15|(Рим 8:15)]]; то же самое внушает нам и любовь к Нему и ближним, чтобы мы любили друг друга. Любовь происходит от силы и безбоязненности. **//Гомилии на 2-е послание к Тимофею .//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== //Разделение Послания// Послание имеет две части: первая, большая и главнейшая, наставительная для святого Тимофея (см.: 1, 7 — 4, 8); вторая, меньшая, в роде послесловия и приписки, лично святого Павла касающаяся,— обстоятельственная (см.: 4, 9 — 22). Можно, однако ж, полагать, что для Апостола, оставленного почти всеми, главная нужда была позвать к себе святого Тимофея,—для чего потребовалось объяснить и свое положение. Но как он не знал определенно, останется ли в живых до прибытия святого Тимофея, то и пишет ему наставления о пастырствовании в дополнение к данным в Первом Послании. Наставления сии он мог бы передать святому Тимофею и лично по прибытии его. Но как не мог наверное полагать, что дождется его в живых будучи, то рассудил поместить их в Послании. Таким образом, для святого Тимофея и для нас главнейшею частию стоит первая — наставительная. Ею мы и ограничим разделение Послания, назвав последнюю, обстоятельственную, — послесловием. Здесь, в сей главной части, можно видеть два отделения: А) в первом говорится о самой пастырской деятельности. Это собственно наставительное отделение (см.: 1, 7 — 3, 9).—А: Б) во втором святой Тимофей воодушевляется к достодолжному прохождению ее по всем частям (см.: 3, 10 — 4, 8). Это воодушевителъное отделение. Оба отделения, в частях своих, соответствуют одна другой. //НАСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 7-4, 8) ОТДЕЛЕНИЕ НАСТАВИТЕЛЬНОЕ (1, 7-3, 9)// Подразделение наставлений для первого отделения указывает сам святой Павел в 7-м стихе, определяя свойства дара Божия, получаемого чрез рукоположение. **Не бо даде нам. Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия** **Нам** — кому? И вообще христианам, и тем паче Апостолам и преемникам их. Поелику о даемом от Бога духе говорится вслед за упоминанием о даре Божием чрез рукоположение; то прямее будет разуметь здесь под: //нам// — святого Павла со святым Тимофеем, — как бы так: нам с тобою. Но как и общий дух христианский таков же, то различать сие в Толковании не настоит надобности. **Не даде духа страха**, δειλιασ,— робости, несмелости. «Не для того мы получили дух, чтоб робеть, но чтоб дерзновенствовать. Многим Бог дает и дух страха, например, на войне, как читается в Писании. //И нападе//, говорит, //на ня дух страха// (ср.: [[old:ish:15:16|Исх. 15, 16]]), то есть Бог вложил в них страх. Напротив, тебе он даровал дух силы» (святой Златоуст). **Но силы**. «Бог дал нам благодать Святаго Духа не для того, чтобы боялись опасностей за благочестие (за веру Христову), но чтобы небоязненно исповедали ее и возвещали, исполняясь Божественной силы (в чувстве благодатной силы от Бога)» (блаженный Феодорит). Спаситель говорил и Апостолам, посылая их на проповедь: //пред цари и владыки ведени будете имене Моего ради во свидетельство им// — и гнать будут вас, как и Мене: //не убойтеся их// (ср.: [[new:mf:10:18|Мф. 10, 18]], 23, 26). И святого Павла воодушевлял: //не бойся, но глаголи и да не умолкнеши// ([[new:act:18:09|Деян. 18, 9]]). И он в чувстве силы от Бога исповедал: //вся могу о укрепляющем мя// ([[new:fil:04:13|Флп. 4, 13]]). В чувстве силы и всякий христианин, по принятии благодати, исходит на дело свое — дело жизни о Христе Иисусе; и на робостный вопрос: //кто мя избавит от тела смерти сея//,— в себе самом слышит ответ: //закон духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти// (ср.: [[new:rim:07:24|Рим. 7, 24]]; [[new:rim:08:02|8, 2]]). **И любве**. Излияние любви в сердцах неразлучно с дарованием благодати Святаго Духа, как свидетельствует тот же Апостол в другом месте: //любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам// ([[new:rim:05:05|Рим. 5, 5]]): любы Божия,— первое, любовь к Богу; ибо Дух благодати, возродив, вселяет чувство сыновства, по коему возрожденный исповедует, что Бог Отец ему есть, и с сыновнею любовию возносится к нему, взывая: //Авва Отче!// (ср.: [[new:rim:08:15|Рим. 8, 15]]),— с любовию, столь сильною и глубокою, что ничто уже, ни на небе, ни на земле, разлучить его не может //от// сей //любве Божия// ([[new:rim:08:39|Рим. 8, 39]]). //Любы Божия//,— второе, — любовь Божественная, полная и всеобъемлющая,— к братиям. Дух Божий, возродив, вселяет чувство братства со всеми возрожденными, по коему они исповедуют сердцем, что все суть сыны и дщери одного Бога, — одну духовную Божию составляют семью; почему и имеют друг друга как единоутробных, не языком, а чувством сердца, готовы бывая на всякие жертвы во благо им. Это чувство у Апостолов и их преемников получает особую широту, и они искренно сознают себя должными не иудеям только, //но варваром и Еллином, мудрым и неразумным// (ср.: [[new:rim:01:14|Рим. 1, 14]]), всегда готовы бывая //всем быть вся, да всяко некия спасут// (ср.: [[new:1kor:09:22|1 Кор. 9, 22]]). Так разумеют все наши толковники. Сокращенно всех совмещает блаженный Феофилакт: «любви, и той, что к Нему (Богу), и той, что к ближним. Ибо и то, чтобы Бога любить, как Отца, имеем мы от Духа, делающего то, что мы взываем: //Авва Отче!// И то, чтоб неколеблемыми пребывать в любви к ближним, дар есть, от Божеской силы бывающий; как, напротив, то, чтобы соблазняться ими (возмущаться недобрыми их к нам отношениями) бывает от робкой боязливости и малодушия». Последнее не только свидетельствует об отсутствии любви, но и погашает ее, как объясняет святой Златоуст: «любовь происходит от силы и безбоязненности; ибо, обыкновенно, ничто столько не разрушает любви, как боязливые опасения и подозрение предательства». **И целомудрия**. «Целомудрием он называет или здравие ума и души, или то, чтобы мы жили целомудренно, и старается вразумить нас и отклонить от невоздержания» (святой Златоуст),— чтоб не только сами мы были целомудренны и разумны, но и «других уцеломудривали и научали разуму» (блаженный Феофилакт). Обыкновенно под целомудрием разумеется чистота от всякой плотской скверны. Дух благодати, пришедши и воспринят быв сердцем, отрешает его от пристрастия ко всему чувственному и вкус к тому отбивает. Если же это водворяется в сердце, то какое место найдет при нем плотское вожделение? Духа приявшие и бывают чисты сердцем. Но тот же Дух есть и Дух разума, который, пришедши, научает всему и по ведению, и по жизни (см.: [[new:in:14:26|Ин. 14, 26]]). Посему можно принять, что в настоящем месте разумеется это последнее. У Апостола стоит: σωφρονισμου — уцеломудрения, подание здравомыслия и навсегда, и особенно в нужном случае, что сказать и как поступить, как и Господь обетовал: //дастбося вам в той час, что возглаголете// ([[new:mf:10:19|Мф. 10, 19]]); в один час дастся, что возглаголете, а в другой, как поступить долженствуете. Таким образом, здесь можно разуметь деятельное, даруемое пастырям, благоразумие. Вот что дает дар рукоположения рукоположенному: дух силы, любви и премудрости, или делает «сильным, любительным, здравоумным» (Амвросиаст). Соответственно сим частям дара рукоположения святой Павел дает и наставления рукоположенному святому Тимофею. Яко получившему дух силы, заповедует: а) небоязненно и не стыдясь проповедуй о Господе Спасителе, строго держась преданного мною тебе (см.: 1, 8—18); яко получившему дар любви, заповедует: б) как воин, как борец и как оратай — трудись над братиями, да и тии спасение улучат (см.: 2, 1 — 13); яко получившему дух премудрости и здравоумия, заповедует: в) не ввязываться в словопрения с противниками истины, а кротко вразумлять их, не оставляя без внимания и не добре живущих (см.: 2, 14 — 3, 9). **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия** **Ибо не дал** тебе **Бог**, посредством руки моей, **духа боязни, но силы**, чтобы ты противостоял нападениям преследователей, - **и любви и целомудрия**, чтобы чрез это назидал ты и утешал верных. **//Второе послание к Тимофею.//** =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 7-9 **Не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия. Не постыдися убо страстию Господа нашего Иucyca Христа, ни мною юзником его: но спостражди благовествованию (Христову) по силе Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по своему благоволению и благодaти, данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных** Но каким образом я буду возгревать дар Божий? мог спросить Тимофей. Апостол Павел отвечает: если будешь мужественно переносить все испытания. -**Не бо даде нам Бог духа страха**. Бывает и **дух**, или дарование, **страха**, – как, напр., сказано в книгах Царств: //«и напал на них дух страха»//, – конечно, когда **страх** служит к пользе; но нам, говорит Апостол, сообщено дарование силы против всяких испытаний, любви к братьям и целомудрия для правой жизни. При всем этом и с нашей стороны должно быть ycepдие. -**Не постыдися убо страстию** (τὸ μαρτύριον) **Господа нашего**. Многие треокаянные люди, рассуждая о тайне домостроительства Божия по человеческим понятиям, считают стыдом проповедывать о распятом Сыне Божием, не зная того, что сделано крестною смертию Господа. Но ты, говорит апостол Павел Тимофею, не стыдись – τὸ μαρτύριον – свидетельства, т.е. креста Христова, но с дерзновением проповедуй о Нем. -**Ни мною юзником его**. Не стыдись и того, что учителем своим имеешь **узника**. Если Иисус Христос не постыдился креста, то и я не стыжусь уз. -**Но спостражди**. И не только не стыдись, но страдай вместе со мною, т.е., если и тебе нужно будет претерпеть то же за Евангелие, то не бойся. На это Апостол намекнул и выше, когда говорил: **Бог нам дал духа** не боязни, но силы. -**По силе Бога**. Затем Апостол и ободряет ученика. Не своею, говорит, силою ты будешь переносить эти страдания. Бог дал уже тебе такую силу и еще даст, а твое дело только показать готовность... -**Спасшаго нас**. Апостол высказывает доказательства того, что Сам Бог будет содействовать и подаст силу мужественно переносить испытания и страдания. Он спас нас от греховной смерти и призвал званием святым, когда мы отвращались от Него, и сделал это не потому, чтобы мы были достойны этого звания, но **по своему изволению и благодати**. Если же, говорит Апостол, Бог явил такое благорасположение к нам, когда мы были Его врагами, то, когда мы стали друзьями Его и готовы страдать за Него, Он тем более подаст нам силу преодолеть эти страдания. **И благодaти, данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных**. Апостол показывает, что свыше предвечно предначертано было даровать нам спасение благодатью чрез Христа Ииcyca. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Прп. Иоанн Кассиан ===== **ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия** Есть две степени страха, и одна из них - начинающих, то есть тех, которые находятся еще под игом рабского страха, о котором говорится у пророка: //раб господина своего убоится//[[old:mal:01:06| (Мал 1:6)]]. Также в Евангелии: //я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его// [[new:in:15:15|(Ин 15:15)]], и потому говорит: //раб не пребывает в доме вечно// [[new:in:08:35|(Ин 8:35)]]. Спаситель побуждает нас переходить из состояния мучительного страха в состояние полной свободы любви и дерзновения друзей и чад Божиих. Также и блаженный апостол, перешедший силою Господней любви низшую степень рабского страха, свидетельствует об обогащении себя от Господа большими дарованиями. **//Собеседования 11.13.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия** Не на страх мы призваны в веру Христову. Нет, нам дана сила, которая не знает страха, то есть сила веры, которая на все земное смотрит как на пар, скоро исчезающий, и видит только невидимое и вечное – любовь, все препобеждающую, и целомудрие души, не растленной обычаями и пороками мира. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия** Как никто не обладает надлежащими мудростью, разумением, советом и крепостью, не является сознательно благочестивым или благочестиво сознательным, как никто не испытывает трепетного страха перед Богом - если не воспримет //дух премудрости и разума... совета и крепости... ведения и благочестия... и страха Божьего// [[old:is:11:02|(Ис 11:2-3)]]; как никто не имеет истинной силы, искренней любви, богобоязненного целомудрия, кроме как через **дух силы и любви и целомудрия**, - так и без духа веры никто не будет верующим надлежащим образом. **//Послания 194.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия** Ибо дал нам Бог благодать Всесвятого Духа не для того, чтобы боялись мы опасностей, грозящих нам за благочестие, но чтобы, исполняясь Божественной силы, горячо возлюбили Его и уцеломудривали в себе бесчиние вселившихся в нас страстей. **//Толкования на послания святого Павла (2 Тим 1:7).//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы** То есть не для того мы получили духа, чтобы робеть, но чтобы быть сильным в искушениях и иметь дерзновение. Многим Бог дает и духа страха, как написано в книге Исход: //да нападет на них страх// ([[old:ish:15:16|Исх. 15:16]]), то есть Бог вложил в них страх. **И любви** Любви и к Богу, и к ближним. Ибо и то, чтобы Бога любить, как Отца, имеем мы от Духа, делающего то, что мы взываем: //Авва, Отче// ([[new:rim:08:15|Рим. 8:15]]). И то, чтобы непоколебимыми пребывать в любви к ближним, есть дар, происходящий от Божественной силы; соблазны же, напротив, происходят от трусости и малодушия. Однако и нам должно прежде всего показать то, что зависит от нас самих. **И целомудрия** Или: чтобы мы были разумны, с здравым умом, в здравом состоянии; или: чтобы, духом своим здравомыслили, и если постигнет нас какое-либо испытание, мы приняли бы его к руководству; или: чтобы и других уцеломудривали и научали разуму. **//Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия** См. Толкование на [[new:2tim:01:06#lopuxin_ap|2 Тим. 1:6]] [<10>]