[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою** См. Толкование на [[new:2tim:02:09#svt_ioann_zlatoust|2 Тим. 2:9]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою** См. Толкование на [[new:2tim:02:09#svt_amvrosij_mediolanskij|2 Тим. 2:9]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сего ради вся терплю избранных ради, да и тии спасение улучат, еже о Христе Иисусе, со славою вечною** В воодушевление на труды благовестия святой Павел выставил в себе пример неутомимости в сих трудах, не пресекаемых даже и узами. Сам же он чем воодушевлялся? Кроме истинности, Божественности и пресветлости благовествуемого, печатлеемых в уме и сердце воскресением Господа, — желанием спасения избранных Божиих и деятельною к ним любовию. Но как о воскресшем Господе поминать заповедал Он святому Тимофею затем, чтоб этим он воодушевлялся на труды пастырские, как сам он воодушевлялся на труды Апостольские: так, конечно, и о своем Желании спасения избранным, ради коего трудится Апостольски, поминает он для того, чтоб такое же желание возжег в себе и святой Тимофей и им движим был на предлежащие ему труды. «С любовию, говорит, переношу всякого рода огорчения, чтобы достойные сподобились спасения и стали причастниками оной вечной славы; ибо Владыка не спасения только сподобил верующих, но и обетовал им не гибнущую славу» (блаженный Феодорит). Избранные избраны ко спасению прежде сложения мира (см.: [[new:ef:01:04|Еф. 1, 4]]). Но сами собою они не могут ни узнать пути спасения, ни вступить на него. Узнают они о нем чрез благовестие и вступают на него чрез призвание. Совершает сие Апостольская проповедь, по Божию повелению. Господь послал Апостолов: //шедше научите// (ср.: [[new:mf:28:19|Мф. 28, 19]]). Но послал их, //яко агнцы посреде волков// ([[new:lk:10:03|Лк. 10, 3]]). Почему хотя они вносят в среду людей существенное и единое истинное благо, но неизбежно терпят лишения, притеснения, гонения, узы и самую смерть. Как взявшийся выбрать хорошие цветы, выросшие среди терния, неизбежно оцарапывается: так и они, выбирая из среды людей избранников Божиих, неизбежно страдают болезненно. Страдают, но не отступают от дела, влекущего страдания, не по одной только покорности воле Божией, но и по любви к сим избранникам, **да и тии спасение улучат**. Какое воодушевительное внушение для пастырей! Святой Златоуст говорит: «вот и другое увещание: я терплю это, говорит, не за себя, но для спасения других; если бы я искал только своего, то мог бы жить безбедно, мог бы не терпеть ничего такого; для чего же я терплю это? Для блага других, дабы другие получили жизнь вечную. И что еще прибавляет? Не просто сказал: за некоторых, но: **избранных ради**. Если Бог избрал их, то нам должно терпеть все для них, **да и тии спасение улучат**. Выражением: **да и тии** — он изъясняет и показывает, что они получат так же, как и мы; ибо и нас избрал Бог. Как для нас страдал Бог, так и мы должны страдать для них, дабы и они получили спасение». Продолжает сию речь блаженный Феофилакт: «дабы кто не сказал: что ты говоришь: **да и тии спасение улучат**? Сам ты в узах и вот-вот погибнешь, а хвалишься быть виновником спасения для других? Не об этом, говорит, телесном спасении говорю я, но о том, **еже о Христе Иисусе**, истинном, славном (о вечном спасении души); а телесное спасение не (безусловно) славно». Приложив: **со славою вечною**,— Апостол указал неотъемлемое последствие улучения спасения,—венец его. Улучающий спасение внемлет Евангелию, кается, полагает твердое намерение жить свято, приемлет для того благодатные силы в таинствах и живет так, руководимый Апостольскими преемниками. Се — труд содевания спасения! Оно не даром дается. Даром учреждено домостроительство спасения; даром призываются ко спасению; далее же самые первые шаги по пути спасения требуют уже и собственных усилий; даже благодатные силы приди сам и получи богоучрежденным способом. За тем уже и все содевание спасения идет взаимодействием благодати и своих усилий. И никто не несом бывает по пути спасения, а всякий идет по нему, вспомоществуемый благодатию и руководимый Церковию. Так до конца жизни, после коего улучившего спасение осеняет слава вечная, по мере понесенного труда над собою. Слава вечная не совне приходит, а извнутри раскрывается. Внутри же она зачинается и зреет с момента вступления на путь спасения. Потому-то она и неотъемлема с улучением спасения. **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою** **Все претерпеваю**, дабы даже и благодаря узам моим, прияв обетование жизни во Христе Иисусе, **избранные**, кои слушают меня, **получили** себе **славу**, которая **во Христе**, то есть в день славы Христовой. **//Второе послание к Тимофею.//** =====Прп. Икумений Триккский===== **Сего ради вся терплю избранных ради, да и тии спасение улучат еже о Христе Иисусе, со славою вечною** См. Толкование на [[new:2tim:02:07#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 2:7]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою** Не должны ли также и мы терпеть все для своих пасомых, только бы они получили **спасение во Христе Иисусе с вечною славою**? Да, мы должны быть искренни в отношении к своим пасомым и пользу их вечную иметь постоянно в виду. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему я все терплю ради избранных** Вот и еще увещание. Не за себя, говорит, я терплю, но для спасения других: не для того, чтобы мне самому прославиться, но для других. Кто же они? Избранные Божии. Итак, если Бог их избрал, то нам должно терпеть все для них. **Дабы и они получили спасение во Христе Иисусе** И они, как и мы. Как для нас, говорит, Бог пострадал, чтобы спасти нас, так и мы страдаем для них. Так что это - воздаяние, а не дар. Затем, чтобы кто не сказал ему: что ты говоришь? Сам ты в узах и вот-вот погибнешь, а хвалишься быть виновником спасения для других? Не об этом, говорит, телесном спасении говорю я, но о том, что **во Христе Иисусе**, истинном, славном, о вечном спасении души, а телесное спасение не безусловно славно. Слушай, что следует дальше. **С вечною славою** Не только для того, чтобы спаслись, но и больше, чтобы они и прославились вместе с нами вечно. Посему, хотя узы и постыдны, но они доставляют и славу избранным людям, и славу вечную. Если же - другим, то тем более мне, обложенному ими. Итак, не беспокойся обо мне. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою** См. Толкование на [[new:2tim:02:07#lopuxin_ap|2 Тим. 2:7]] [<10>]