[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:14 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих** Нечего расширять слишком воскрилия, добиваясь славы лишь воображаемой, а действительной цены не имеющей. Истинный гностик удовлетворяется, если случай ему доставляет хотя бы одного слушателя. //**Строматы.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== Наставление проповедывать со всяким благоразумием (2,14-3,9) Наконец, святой Павел объясняет, к чему обязывает святого Тимофея полученный им чрез рукоположение дар здравоумия или пастырского благоразумия (см.: 2,14-3,9). Обще выражает сие святой Павел в стихе 15: //потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины//. И затем показывает, как, действуя, явит себя святой Тимофей делателем искусным и непостыдным. Как тогда належала опасность особенно от инако учащих; то относительно них преимущественно и указывается мудрый образ действования. Вот что относительно сего заповедует Апостол: аа) и другим не вели вступать в словопрения, и сам отметайся этих тщегласий. Это опасно для веры, и благоразумие требует удаляться от сего (см.: 2, 14-22); бб) если уже какая необходимость заставит вести речь с инако учащими; то не сварись с ними, а кротко наказуй противных (см.: 2, 23-26); вв) при сем не оставляй без внимания и не добре живущих, которые, сами развратившись, и других совращают с доброго пути. И их отвращайся (см.: 3, 1-9). – Заметим, что в последнем отделении (см.: 3, 1-9) Апостол говорит о будущих развратниках; но действовать против них надлежало теперь же в предотвращение; к тому же, кажется, начатки их уже были видны. Почему пишется: //и сих отвращайся// (3, 5). Наставление не вступать в словопрения (2, 14-22) Разъясняя первый пункт об удалении от тщегласий и указывая, как они опасны для верующих, святой Павел привел и опыт такой зловредности: вот, говорит, Именей и Филит уклонились от истины и, толкуя, будто воскресение уже было, расстроивают веру некоторых. Это показание могло обеспокоить любящих веру, порождая вопросы: как же так? Ведь этак расстроится вся Церковь, когда одни сами будут погрешать о истине, а другие ими будут увлекаемы к таким погрешностям; и притом – зачем эти погрешающие, увлекающие и увлекаемые? Для прогнания таких смутительных помышлений святой Павел предлагает два успокоительных положения о деле веры и Церкви, с выводом из того уроков и для всех, и особо для святого Тимофея. Таким образом, сие небольшое отделение (см.: 2, 14-22) – имеет две части: α) сначала говорит об удалении от тщегласий (см.: 2, 14-18); β) потом предлагает некоторые успокоительные положения, в отвращение смущений, которые могли быть порождены предыдущими показаниями (см.: 2, 19-22). Об удалении от тщегласий (2, 14-18) **Сия воспоминай, засвидетелъствуя пред Господем не словопретися, ни на куюже потребу, на разорение слышащих** Поелику споры вредны, то неразумно вдаваться в них. Почему как для верующих дело благоразумия есть не вдаваться в них, так для пастырей дело благоразумного пастырства есть не разжигать, а всячески подавлять спорливость. Спорить некако свойственно душе. Поблажь этой немощи, – тогда только и дела будет, что споры и споры, а от главного внимание отклонится. Спор между тем добра не приносит, а приносит вред; спорящие же всегда думают, что они важное дело делают. И выходит из сего нечто уродливое и бессмысленное. Почему Апостол и внушает отклонять от сего верующих с такою настойчивостию, не только указанием на вредные последствия спора, но и заклинанием их именем Господним. Слова: **сия воспоминай** – стоят вместо перехода к следующему главному предмету – об отклонении от спорливости, не без отношения, однако ж, к нему и предыдущего. **Сия** – непосредственно предшествующее слово о верности обетования славы с намеком на опасение потерять ее, не по неверности Божией, а по своей слабости и оплошности. Одна из таких оплошностей и указывается вслед за сим, – именно: пагубная спорливость. Поелику есть падкость на споры, а они пагубны; то и средство к удержанию от них предлагается сильное. Святой Златоуст говорит: «что значит: **засвидетельствуй пред Господем**? То есть призывая Бога во свидетели своих слов и действий. Если после сего слушатели будут пренебрегать сим внушением, то Бог им судья. Апостол знал, что это дело обыкновенное и что человеческая душа всегда склонна к состязанию и словопрению. Почему, дабы этого не было, не просто говорит: **не словопретися** (но и именем Божиим обязует исполнять это). Страшно говорить, приводя во свидетели Бога; ибо если никто не решится изменить, призвав во свидетели человека, то тем более – Бога». **Ни на куюже потребу** – не то, что без всякой нужды, а: ἐπ᾿ οὐδὲν χρήσιμον – ни к чему полезному. Заклинай их именем Господним не словопретися уже по тому одному, что споры ни к чему полезному не приводят. Ибо, получив бытие, а теперь сподобясь еще веры и благодати, мы должны все часы и минуты жизни обращать на полезное, – во славу Божию, в свое спасение и на благо ближним; спор есть тщегласие, – расположение пустых слов, таких, однако ж, которые могут вредить. И в этом последнем второе побуждение к воздержанию от споров. «Ибо отсюда не только никакой не бывает пользы, но и великий вред: **разорение слышащих**» (святой Златоуст). Спорящий противник истины не щадит никого и, словами бросая зря, может набросать в умы слышащих множество помышлений и представлений, кои колебать станут веру, не по силе своей, а по немощи слышащих, не умеющих еще видеть под красными фразами скрывающейся лжи. Амвросиаст пишет: «спор может порождать сомнения в не совсем еще утвержденных; ибо в споре обыкновенно противополагают истине многое такое, что может поражать души начинающих изощренным мечом злоумия и злословия». Так спорами «низвращается вера слышащих, как бы столп некий, стенобитными машинами словопрений» (блаженный Феофилакт). Нам же «должно веровать только, а не обращать разглагольствия о сем в повод к хуле и спором своим не делать вреда слышащим» (блаженный Феодорит). **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих** **Сие напоминай** тем, коих ты поучаешь, и** свидетельствуй им**, – не пред людьми, но **пред Богом, чтобы не спорили словами**, кои ни к чему другому не приводят, кроме как** к развращению слушающих**. **//Второе послание к Тимофею.//** =====Прп. Икумений Триккский===== **Сия воспоминай, засвидетелъствуя пред Господем не словопретися, ни на куюже потребу, на разорение слышащих** См. Толкование на [[new:2tim:02:11#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 2:11]] ===== Блж. Августин ===== **Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих** Благоразумно проводимая им добрая жизнь нисколько не мешает доброму проповеднику и учителю заслуживать добрую славу. Напротив, боясь Бога и промышляя о людях, он по мере сил своих всегда заботится //о добром не только пред Богом, но и пред людьми//[[new:2kor:08:21|(2 Кор 8:21)]]. И в своих поучениях ему всегда лучшим покажется угождать делами, нежели словами. Одно то и сочтет он в выражении лучше и красивее, что выражается истиннее и вернее; и не станет думать, что учитель должен быть рабом слов, но что, напротив, слова должны рабствовать учителю. **//Обучении христианском.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сие напоминай** Чтобы кто-нибудь не подумал, что сам Тимофей нуждался в таких наставлениях, апостол говорит: напоминай другим. **заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих** Так как это дело имеет приятность и человеческая душа всегда склонна к состязаниям и словопрению, то ты, говорит апостол, засвидетельствуй им пред Богом не вступать в словопрения, то есть: научи, призывай во свидетели Бога, чтобы они знали, что, если будут пренебрегать тобой, Он осудит их. Словопрение не только не приносит никакой пользы и выгоды, но напротив, причиняет большой вред. Ибо стенобитными машинами словопрений низвращается вера слышащих, как некий столп. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих** **Сие напоминай** – т. е. о необходимости для проповедников Евангелия страдать за Христа, для того чтобы наследовать в будущем прославление. **Заклиная пред Господом** – указывая слушателям на их ответственность пред Богом. **Не вступать в словопрения** – по некоторым чтениям: не вступай в словопрения (μή λογομάχεί). С этого начинается новый ряд увещаний, обращенных к самому Тимофею. //**Толковая Библия.**// [<10>]