[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 2:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру** Если **воскресение уже было**, то отсюда для нас не только тот вред, что мы лишились великой славы, но уничтожаются и суд, и воздаяние. Если **воскресение уже было**, то было и воздаяние; добрые, следовательно, не получили вознаграждения за скорби и страдания, а злые не наказаны, и хорошо, что они жили в удовольствиях. Лучше было сказать, что нет воскресения, нежели - что оно **уже было**. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру** Во времени ошибались Именей и Александр, говоря, что **воскресение уже было**, а галаты - уже после надлежащего времени возлюбив обрезание. //**Против ариан.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Иже о истине погрешиста, глаголюще, яко воскресение уже бысть, и возмущают некоторых веру** **О истине погрешиста**, ηστοχησαν. — Αστοχειν,— не попадать в цель. Метили в истину, но на истину не попали; полет ума их принял недолжное направление и, миновав истину, остановился на лжи. Вина их в том, что совсем не следовало им браться долететь до истины на крыльях ума. Носители богооткровенной истины были налицо; следовало к ним обратиться за разрешением вопросов, а они сами стали решать их своим умом и напутали. Таково общее происхождение ересей. Ныне следует за решением вопросов обращаться к Церкви; ибо Апостолы всю истину в нее вложили,—она и стала вместо них носительницею истины. Кто к ней обратится за познанием истины, не погрешит; кто же сам своим умом вздумает попасть на истину, тот в большой находится опасности, вместо истины, попасть на ложь. В чем же состояло заблуждение этих инако учащих? В том, что говорили, будто **воскресение мертвых уже бысть**. По истине Божией, Господом Спасителем изреченной и святыми Апостолами проповеданной, христиане чают воскресения мертвых, — когда тела их, разлучаемые ныне с душами действием смерти, снова соединятся с ними действием беспредельного всемогущества Божия и восстанут в светлости, подобной светлости тела воскресшего Господа. Настоящий период бытия рода человеческого и мира есть переходный. Он кончится в свое время, и настанет иной период бытия, в коем будет новое небо, и новая земля, и новый образ существования человеческого рода, когда люди не будут ни жениться, ни посягать, но жить, как живут Ангелы Божии, бессмертною и вечно-славною жизнию. В Евангелиях и в Писаниях Апостольских непрестанно поминается о сем возустроении всяческих. Напитанные сим учением, христиане взор ума и чаяние сердца держат вперенными в него и упованием сим воодушевляются в притрудностях, неизбежных с истинным христианством. Отъять сие упование значит отъять самую существенную опору христианства. Ее и разоряли означенные суемудренники, говорившие, что воскресение уже было. Ибо говорить так значило говорить: не жди лучшего,—что теперь видишь, то и есть лучшее. А отсюда сколько выходило разорительных для истины Божией заключений: следовательно, второго пришествия Христова не будет, не будет суда и воздаяния.—Ты, добродетель, страждешь, это и есть тебе награда. Ты, порок, утешаешься; это и есть тебе наказание. Что можно придумать более разорительное для веры и добродетели?! Но, кроме того, если воскресения не будет, //то ни Христос воста//. А если //Христос не воста, тща вера наша// (ср.: [[new:1kor:15:13|1 Кор. 15, 13—14]]). Выходит, — все разоряется этим небольшим положением: //воскресение уже бысть//. Как потому верно выше сравнил Апостол тщегласие или новогласие инакоучащих с раком, который, зародившись в одной части тела, потом все его растлевает и съедает! Святой Златоуст говорит: «хорошо сказал выше Апостол: //наипаче преспеют//. По-видимому это есть зло только само по себе; но смотри, какие отсюда происходят последствия. Если воскресение уже было, то отсюда для нас не тот только вред, что мы лишились великой славы («лишаемся второго пришествия Христова, — чего что может быть горестнее? Лживым поставляется и Христос, возвестивший о сем; не воссядет Он на престоле, яко Судия живых и мертвых» [Экумений]), но уничтожаются и суд, и воздаяние; добрые не получили вознаграждения за скорби и страдания; а злые не наказаны». «Добрые насладились печалями и скорбями, а злые наказаны утопанием в удовольствиях. Какая же нужда держаться добродетели, если таковы воздаяния?» (блаженный Феофилакт). Но когда говорят, что воскресение уже было; то этим самым говорят, что того воскресения, которого чают христиане, светлого с переустроением всяческих, не будет, нет ему места. Но //аще мертвии не востают, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, суетна вера наша// (ср.: [[new:1kor:15:16|1 Кор. 15, 16-17]]). Мало этого; но «если (опять слова святого Златоуста) Христос не востал, то и не рождался и не восходил на небеса. Видишь ли, как противление по-видимому одному только учению о воскресении влечет за собою много дурных последствий?» Но как же понимали эти учители свое воскресение, когда так очевидна нелепость утверждения, будто мы уже воскресли, и когда так ясно Господь возвестил об имеющем быть воскресении? Апостол об том не говорит, но во II веке явились еретики, понимавшие под воскресением воскресение духовное, то есть просвещение души истиною и стяжание ею святой жизни. Они учили, что душа, исходя из тьмы неведения и лжи и вступая в свет истины, оставляя порок и начиная жить свято, воскресает к новой жизни. Об них пишут святой Ириней (см.: Священномученик Ириней Лионский. Против ересей. 2, 31), Тертуллиан (см.: Тертуллиан. О воскресении. 19; Против Маркиона. 5, 10) и святой Епифаний (см.: Святитель Епифаний Кипрский. Ереси. 42, 3). Очень недивно, что родоначальниками этих еретиков были ефесские тщегласники и новогласники; потому можно полагать, что эти последние под воскресением разумели воскресение духовное и думали, что Христос Спаситель говорит об этом именно воскресении, в духе благодатию совершающемся.— Но если и так они понимали воскресение, лживость их учения этим не скрашивается. Ибо и Господь, и святые Апостолы говорят о воскресении духовном; но при этом возвещают и имеющее быть воскресение тел, в конце веков, за коим последует суд и общее всем воздаяние по делам, одним — рай, другим — ад. Следовательно, у них два воскресения, и сбивать их в одно несправедливо и погрешительно. Блаженный Феодорит утверждает, что эти еретики воскресением называли преемство родов или рождание детей, в коих будто снова появляются на свет родители. «Сии злосчастные,— пишет он,— преемство родов вследствие чадородия называли воскресением и обольстили некоторых отступить от Апостольского учения». Амвросиаст, говоря также, что эти еретики видели воскресение в детях, прибавляет, что об этом он узнал из каких-то книг. Очень недивно, что и так было. Потому что к какому другому учению приличнее название — тщегласия и бабьих басней? Трактовавшие о духовном воскресении, гностики, были идеалисты, не благоволившие к веществу; а эти — чувственники и материалисты. Можно гадать, что по-ихнему и бессмертия нет, как и нынешние материалисты под бессмертием разумеют память в потомстве за дела, почитаемые благотворными. Несмотря, однако ж, на нелепость, учение это не оставалось бездейственным, но возмущало некоторых веру. «И **возмущают**, говорит, **некоторых веру**,— не всех, а: **некоторых**» (святой Златоуст), «простейших и слабейших» (Экумений, блаженный Феофилакт). Возмущают, ανατρεπουσιν, — превращают, низвращают. Не сомнение только и колебание вселяют, но совсем расстроивают и уничтожают веру. «Нельзя сказать, чтоб не было таких, которые изъявляли согласие на их превратное учение в противность вере, которой первоначально последовали» (Амвросиаст). Непостижимо, как самые нелепые учения прилипают к уму и держатся им крепко. **//Толкование на второе послание к Тимофею.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру** См. Толкование на [[new:2tim:02:17#prp_efrem_sirin|2 Тим. 2:17]] =====Прп. Икумений Триккский===== **Иже о истине погрешиста, глаголюще, яко воскресение уже бысть, и возмущают некоторых веру** См. Толкование на [[new:2tim:02:16#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 2:16]] ===== Блж. Августин ===== **которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру** Итак, все те, кто создал секту какой- либо, пусть даже ложной, религии, желая, чтобы им верили, не могли отрицать этого духовного воскресения. Все по поводу этого были согласны, но многие отрицали воскресение плоти и говорили, что **уже было воскресение** в вере. ...Говорили, что уже было воскресение, но произошло оно таким образом, что уповать на другое воскресение не приходится; и опровергали людей, которые чаяли воскресения плоти, словно бы воскресение, которое было обещано, уже исполнилось в душе благодаря вере. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру** Эти злосчастные назвали воскресением смену поколений через рождение. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру** См. Толкование на [[new:2tim:02:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|2 Тим. 2:16]] ===== Амвросиаст ===== **которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру** Павел отрицает это мнение еретиков, так как утешение христиан состоит в вере, что в будущем они воскреснут из мертвых. Они же [еретики], как мы научаемся из другого писания, говорили, что воскресение происходит в детях, но к ним не принадлежал тот, кто выдвигал извращенное мнение против веры, которой следовал в начале. //**На 2-е послание к Тимофею.**// ===== Тертуллиан ===== **которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру** Павел в то же время упрекает тех, кто утверждает, что **воскресение уже было**; валентиниане такого мнения. //**О предписаниях (против) еретиков.**// ===== Лопухин А.П. ===== **которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру** См. Толкование на [[new:2tim:02:15#lopuxin_ap|2 Тим. 2:15]] [<10>]