[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 3:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие** В первом письме [к Тимофею] апостол говорит: //Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры// [[new:1tim:04:01|(1 Тим 4:1)]], и в другом месте того же письма предсказывал нечто подобное, имеющее быть впоследствии. Здесь он опять повторяет то же самое: **знай же, говорит, что в последние дни наступят времена тяжкие**, и доказывает это не только будущими событиями, но и прошедшими: //Как//, говорит, //Ианний и Иамврий противились Моисею// [[new:2tim:03:08|(2 Тим. 3:8)]]; равно как и собственными суждениями: //А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные// [[new:2tim:02:20|(2 Тим. 2:20)]]. Для чего же он делает это? Для того, чтобы Тимофей или кто-нибудь из нас не смущался, когда появятся злые люди. Если, говорит Павел, они были при Моисее и будут после, то нисколько не удивительно, что они бывают и при нас. //**Беседы на 2-е послание к Тимофею.**// ---- Страшная угроза; но ободримся: он загадочно указывает нам на те времена и на последующие за ними и на времена при самой кончине (мира). **«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие»**. Кратко изречение, но велика в нем сила! Как ароматы издают благовоние не по количе­ству своему, а по своей природе, так и божественные Писания не множеством слов, но силою содержащегося в них доста­вляют нам всякую пользу. Аромат благовонен и сам по себе, по своему свойству, а когда бросишь его на огонь, тогда он обнаруживает всю свою приятность: так и божественное Писание весьма приятно и само по себе, а когда оно проникнет в нашу душу, как бы попав в кадильницу, тогда наполняет весь дом благовонием. **«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие»**. Он говорит о кончине (мира). Но что до этого тебе, блаженный Павел, что Тимофею, что тогдашним слушателям, которые вскоре имели умереть, освободиться от угрожавших бедствий и злых людей? Я, говорит он, взираю не на настоящее только, но предвижу и будущее; жалею не о настоящей пастве, но и за будущую беспокоюсь и страшусь. Мы едва проявляем попечение и о тех людях, которые живут с нами; а он обнаруживает великую заботливость и о тех, которые еще не родились. Так и превосходный пастырь не тогда только предостерегает, когда видит волков, устремляю­щихся на стадо и находящихся близ овец, но указывает на них и тогда, когда они еще далеко. Так и Павел, как превосходный пастырь, сидя на высоком месте – в пророче­ском достоинстве – и пророческими очами провидя издалека сбегающихся диких зверей, устремляющихся при самой кон­чине (мира) и нападающих на паству, предрекает и предука­зывает это, чтобы приготовить к бодрствованию и тех, которые еще не родились, и таким пророчеством оградить всю паству. И отец, нежно любящий детей, строя великолепный и огромный дом для детей своих, часто строит его так, чтобы он не для них только был полезен, но и для внуков и для следующих за ними. Так и царь, окружая люби­мый город наружною стеною, делает ее надежною, креп­кою и прочною, чтобы она служила не одному только его роду, но была полезна и всем последующим потомкам, и чтобы она устояла не только против современных ему орудий разру­шения, но и против последующих нападений. Так поступил и Павел. Апостольские послания – это стены для церквей; он и ограждает ими не только современников, но и будущих лю­дей; и эту ограду он устроил столь твердою и несокрушимою и со всею прочностью так расположил по всей вселенной, что и тогдашних людей и последующих, и нынешних и имею­щих быть после до пришествия Христова она избавляет от всякого нападения врагов. Таковы души святых: любвеобильны, попечительны, превышают любовью отеческую расположенность, побеждают естественную любовь, превосходят и материнские болезни рождения, потому что они исполнены Духа и Божествен­ной благодати. Для чего же он говорит это Тимофею, а не говорит так: пусть знают имеющие жить после, что **«наступят времена тяжкие»**? Но **«знай же»**, говорит он, чтобы ты узнал, что и ученик, подобно учителю, заботился о будущем; если бы тот не заботился, то он не возложил бы на него та­кого же попечения. Так поступал и Христос: когда присту­пили к Нему ученики, желая узнать о кончине (мира), то Он сказал им: //«услышите о войнах и о военных слухах»// [[new:mf:24:06|(Мф.24:6)]]. Между тем они не имели услышать об этом. Но тело верующих одно. И как жившие тогда слушали о том, что будет после, так и мы знаем о том, что случилось тогда. Одно, как я сказал, тело – мы и они, тесно связанные между собою, хотя мы занимаем и последний ряд членов; и этого тела не расторгает ни время, ни место, потому что мы соеди­нены между собою не связью нервов, но совокуплены со всех сторон узами любви. Поэтому и тем он говорит о нас, и мы слышим о них. Стоит исследовать и то, почему апостол везде говорит, что скорбные обстоятельства стекутся при конце настоящей жизни. Так и в другом месте он говорит: //«в последние времена отступят некоторые от веры»// [[new:1tim:04:01|(1Тим.4:1)]]; и здесь опять говорит: **«в последние дни наступят времена тяжкие»**. И Христос, предвозвещая подобное этому, говорил: при кончине //«услышите о войнах и о военных слухах... и будут глады, моры»// [[new:mf:24:06|(Мф.24:6–7)]]. Отчего же при кончине будет велико стечение бедствий? Некоторые говорят, что природа изнуряющаяся и изнемогающая, подобно состарив­шемуся телу, которое испытывает много болезней, также соста­рившись, испытает много бедствий. Но тело достигает старо­сти по немощи и закону природы; а заразы, войны и землетрясения бывают не от старости природы. Не оттого произой­дут эти болезни, //«глады, моры и землетрясения по местам»// [[new:mf:24:07|(Мф.24:7)]], что эти творения состареются, но оттого, что развратится воля людей, все эти бедствия – наказания за грехи и врачество человеческих болезней. Тогда усилятся болезни человеческие. Почему же, скажут, тогда они усилятся? Мне кажется, потому, что, так как суд медлит, наказания еще имеют быть и Судия еще не пришел, то имеющие отдать отчет делаются более беспечными. **//Беседа на апостольские слова: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== О будущих развратниках (3, 1—9) Среди христиан всегда бывают как инакомыслящие и увлекающие к тому других, так и неисправно живущие. В первое время последних не было много; однако ж были и служили зародышем имевшего впоследствии развиться худонравия. Как подавление зародыша отвращает и то, что имеет разродиться из него, то святой Павел и направляет на это святого Тимофея (см.: 3, 1—9). Для сего изображает сначала: α) какое худонравие разовьется впоследствии (см.: 3, 1—5); потом, сказав как бы этим: видишь какое будет зло? А зародыш ему и ныне уже есть,— внушает: так ты, коль скоро заметишь у себя таковых: β) не поблажай им. Они то и то делают, и тебе легко их узнать (см.: 3, 5 — 8); γ) не смущайся, однако ж; они не преуспеют, общий голос верных осудит их (стих 9). Будущее худонравие (3, 1—5) **Сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта** **Сие же веждь** — удостоверительное выражение,—что несомненно так будет, как в Первом Послании: //Дух явственне глаголет// (ср.: [[new:1tim:04:01|1 Тим. 4:1]]). Там говорил он об отступлении от веры, а здесь говорит о развращении нравственном. Может быть, в этом лежит причина и того, что там заимствует он удостоверение от Духа, а здесь довольствуется своим словом. **Последния дни** — обыкновенно относят мысль к концу века; но здесь указывается вообще на последующее время. **Лютыя времена** — тяжелые, в которые трудно жить. Изображает Апостол крайнее растление нравов; но как с этим неразлучно соединяется умаление правды, мира и безопасности, то всегда и трудно бывает в такие времена жить и самим развратившимся, но особенно тем, которые живут не по их примерам и порядкам.— Есть предрассудок называть иные дни и времена худыми или добрыми в той мысли, что они сами по себе худы или добры. Святой Златоуст обличает такое думание. «Не дни или времена осуждает Апостол, но людей, которые тогда будут. Так и мы имеем обыкновение называть времена худыми или не худыми, по свойству дел, совершаемых в течение их людьми. Тотчас же он указывает и причину. Корень и источник всех зол, от которого все они происходят,— чрезмерное самолюбие». //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Сщмч. Киприан Карфагенский ===== **Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие** В этом учении Своем [Господь] преподал единство и вместе с тем любовь; в двух заповедях заключил закон и всех пророков. Какое же соблюдает единство, какую любовь хранит или о какой любви помышляет тот, кто, предавшись порывам раздора, рассекает Церковь, разрушает веру, возмущает мир, искореняет любовь, оскверняет таинства? Давно уже, возлюбленнейшие братья, началось это зло, но опустошительное действие этого гибельного зла возросло ныне, и ядовитая пагуба еретического развращения и расколов стала более и более выказываться и распространяться. Впрочем, Дух Святой предсказал через апостола и предвозвестил, что так и должно быть при кончине века. //**О единстве кафолической Церкви.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие** Кроме того по внушению Духа, излитого на него, говорит о противниках, кои в последние дни восстанут на Церковь. **В последние**, пишет он, **дни возстанут** люди, кои будут противиться истине не словами только своими, но и поведением. Из самых дел их надлежит узнавать и развращенность того учения, которое они будут распространять словами. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 1-5 **Cиe же веждь, яко в последния дни настанут времена люта. Вудут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулницы, родителем противящиися, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирителни, клеветницы, невоздержницы, некротцы, неблаголюбцы, предателе, нагли, напыщени, сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися. И сих отвращайся** Еще во времена Моисея были Ианий и Иамврий, как говорит несколько ниже сам Апостол. Были такие же люди и во времена Павла и Тимофея, на что указывает речь о золотых и глиняных сосудах. Значит, они бывают всегда, но в особенности много их будет в последствии. - **Времена люта**. Не **времена**, не дни порицает Апостол, а злых людей, которые будут жить в эти **времена**, потому что **времена** мы называем худыми или хорошими обыкновенно по свойству дел, совершаемых в течении их людьми. - **Самолюбцы**. Вот корень всех зол – наблюдать только свои выгоды; но такие люди, пренебрегая интересами ближних, прежде всего вредят себе самим. - **Величавы**. Из **самолюбия** рождается **сребролюбие**; порождения **сребролюбия – надменность и гордость**, следствием которых бывает **хула**. Пороки находятся между собою в тесной связи, подобно тому как и добродетели, которые раждаются из любви. - **Родителем противящиися**. Гордость может воcставать и против природы. - **Неблагодарни**. **Сребролюбивые** бывают вместе с тем и **неблагодарными**. Тогда только они были бы благодарны, когда кто-нибудь удовлетворил бы их желаниям; но насытить их невозможно никогда. Далее – такие люди бывают уже и нечестивы: кто не знает благодарности к благодетелю своему – Богу, каким образом будет благодарен к другим людям? - **Нелюбовни**, т.е. недруги даже и к своим; непримирительны, ни с кем не имеют никаких связей; **клеветницы, злоречивы**: не сознавая за собою ничего хорошего, они находят для себя некоторое утешение в том, что и обо всех других говорят только худое; **невоздержницы** – и в языке, и в чреве, и в том, что ниже чрева; **некротцы** – жестоки, бесчеловечны; **неблаголюбцы** – враги всякого добра; **предателе** – дружбы и сотоварищества; **нагли** – безрассудны, не имеющие никакого постоянства; **напыщени** – полны надменности. - **Сластолюбцы паче нежели боголюбцы**. Любовь ко всему божественному они променяли на любовь ко всему срамному; но имея вид благочестия, они являются лицемерами и обольстителями. - **Имущии образ благочестия**. На словах они благочестивы, а на деле оказываются и изобличаются в противоречии своим словам. И сих отвращайся, равно как и тех, о которых выше Апостол говорил подробнее. Пиша это Тимофею, апостол Павел дает совет **отвращаться** от таких людей и тем, которые имели быть и после Тимофея, так как не мог же он дожить **до последних дней**. Впрочем, под **последними днями** можно здесь разуметь и те дни, которые имели наступить сейчас же после кончины апостола Павла, когда и Тимофей, как предполагалось, будет еще в живых. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие** Так как в те времена много было злых людей, то чтобы Тимофей не смущался этим, апостол прежде сказал ему: //в большом доме// и так далее, а теперь говорит, что злые люди будут и после. Еще при Моисее были Ианний и Иамврий. Следовательно, это явление не новое и оно продолжится не до тебя только. Поэтому не негодуй. Времена тяжкие, то есть весьма плохие. Не дни нужно понимать (ибо какие плохие дни?), но разумеются совершаемые в эти дни плохие дела и люди. Так и мы имеем обыкновение называть времена плохими и не плохими, по свойству дел, какие случаются в эти дни, или по свойству людей. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Тертуллиан ===== **Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие** Зло настолько будет побеждать (в чем и состоит суть последних времен), что доброму уже нельзя будет родиться - настолько растленны будут семена, или научиться - настолько заброшенным будет учение, и к доброму нельзя будет принудить - настолько право будет лишено оружия. Итак, то, с чего мы начали, настолько обветшало, что стыдливостью считается не отречение от похотей, но умеренность в них, так что чистым считается тот, кто никоим образом не был бы чистым. //**О скромности.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие** **Последние дни** Христиане апостольского времени полагали, что они уже вступили в //"последние дни"// ([[new:evr:01:02|Евр. 1:2]]; ср. [[new:act:02:17|Деян. 2:17]]). И здесь апостол понимает несомненно не какие-либо очень отдаленные времена, а вообще "последующие" дни. Это доказывается тем, что апостол советует Тимофею "удаляться" от людей, какие будут жить в эти последние дни: ясно, что Тимофей увидит их (ст. 5). О том же говорит и употребление настоящего времени в речи о будущих лжеучителях (ст. 6 и 8). //**Толковая Библия.**// [<10>]