[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 3:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями** См. Толкование на [[new:2tim:03:05#svt_ioann_zlatoust|2 Тим. 3:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющий женишца отягощенныя грехами, водимыя похотъми различными** **От сих бо суть** — из этого круга суть. Но те, о коих говорилось, еще будут, а эти уже суть. Следовательно, считаются предшественниками и зачатками тех. **Поныряющии в домы** — скрытно прокрадывающиеся. «Этим словом Апостол выражает их бесстыдство, бесчестность, обман, обольщение» (святой Златоуст). И еще «ανελευθερον — несвободность» (блаженный Феофилакт). Совесть зазирала открыто это делать, или опасение было, что встретят препоны — открыто действовать.— **И пленяющии женишца**. «Видишь ли, как эти люди подражают древнему обольстителю, употребляя то же орудие, которое диавол употребил против Адама?» (святой Златоуст). «Конечно, и они имели в виду посредством жен привлечь на свою сторону и мужей» (Экумений). **Пленяющии**, αιχμαλωτιζοντες, — в плен забирающие. Женщинам свойственно прельщаться новостию и видимостию и, прельстившись, отдаваться в рабство прелести и прельстителям. Став на эту точку, они делаются очень удобными орудиями в руках ищущих достижения своих целей не прямыми средствами. — **Женишца**, γυναικαρια, — слово уничижительное. Выразился так Апостол для обличения удобопрельстительности или поползновения к обольщениям,— вместе намекая, что и мужчина, если окажется удобооболыцаемым, ничем не лучше женщины. Укоряется не природа, а характер (см.: святой Златоуст, Экумений, блаженный Феофилакт). **Отягощенныя грехами**, σεσωρευμενα, — заваленные грехами, на коих грехов, как куча всякого сора. «Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов» (блаженный Феофилакт). «Не природу осуждает; ибо не просто сказал: женщин, но именно таких женщин. И вот от чего они предаются обольщениям, — от грехов, от того, что не знают доброго (и различить не могут, что не добро)» (святой Златоуст). «А такой обыкновенно скорее склоняется на ложные догматы» (блаженный Феофилакт). — **Водимыя похотьми различными**. Не все, конечно, женщины, увлекающиеся ложными учениями, обременены грехами; но суетности редкая из них не рабствует, а от суетности — рой пожеланий и похотений. Стоит только сюда забраться искуснику, и он непременно завладеет женским умом и сердцем и посеет в них, что хочет. Впрочем, **похотъми различными** — может означать и кучу страстей — не легких. Святой Златоуст говорит: «что значит: **различными**? Здесь он разумеет многое: роскошь, бесстыдство, разврат. **Различными**, говорит, **похотьми**,— то есть корыстолюбием, славолюбием, тщеславием, честолюбием; а может быть, указывает и на другие постыдные пожелания». Сказавши это, Апостол показал, кого отвращаться. И конечно, такие были. Но можно предположить, что в них он указывает и на имеющих явиться после подобных им учителей, предуказывая и то, как к ним должны относиться те, коим вверены души и спасение их. Эту сторону дела имел в мысли Амвросиаст: «хотя всем еретикам свойственно, проныряя в домы, пленять хитросплетенными обольстительными словами женщин, чтоб чрез них потом привлечь на свою сторону и мужей, подражая отцу своему, диаволу, обошедшему Адама чрез Еву; но более всех это идет к манихеям. Ибо никто так не настойчив, не вкрадчив и не лжив, как они, иное держащие внутри и иное являющие наружно. Они проповедуют святое целомудрие, но, под прикрытием своего закона, живут нечисто; хвалят милосердие, но между собою обижают друг друга; твердят, что должно презирать мир, но всегда вращаются среди него; хвастливо уверяют, что держат строгий пост, но на вид всегда бывают довольно полны, только, по какому-то искусству, кажутся бледными, чтоб обманывать. Итак, Апостол настоящими словами о них пророчествовал, потому что во время Апостолов их не было. Диоклетиан в одном своем постановлении называет их ересь скверною и нечистою, недавно вышедшею из Персии. Они находят женщин, из суетности желающих слышать новое, и, представляя им вещи нравящиеся, успевают сманить их на свое нечистое учение. А те жадно слушают их, желая научиться, смысла же достаточно не имея, чтоб различить истину от лжи. Так бывает, что они всегда учатся, а познания истины не имеют». //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Сщмч. Климент Римский ===== **К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями** См. Толкование на [[new:2tim:03:05#sschmch_kliment_rimskij|2 Тим. 3:5]] ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== Ст. 6-7 **К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины** Некоторые ученики [этого лжеименного гностика], занимаясь теми же делами, ввели в обман и растлили много простоватых женщин. Они провозглашают себя совершенными, так что никто - ни даже Павел, или Петр, или другой кто из апостолов - не может сравниться с ними по величию знания; а они, напротив того, более всех знают и одни проглотили величие знания о неизреченной силе. Они говорят также, что они по высоте своей выше всякой силы, а потому и делают все свободно, не имея ни в чем никакого страха. //**Против ересей.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями** Никакой пользы они не получат от тебя когда, разукрашенные, приступят к тебе. Они **проникают в домы**, не для увещания и исправления, но чтобы **пленять** в учение секты своей **женок, обремененных грехами**, в коих вращаются, - и **увлекаются** не в одну, но в различные похоти. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 6-9 **От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами, водимыя похотьми различными: всегда учащяся и николиже в разум истины приити могущыя. Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленни умом и неискусни о вере. Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и онех бысть** Сказавши: **поныряющии в домы и пленяющии женишца отягощенныя грехами**, Апостол указал на скрытность подобных людей и на бесстыдство их злоумышления. Видишь ли, что эти люди употребляют ту же хитрость, какую употребил змей против Адама? Вероятно, и они через жен обольщали и мужей. Словом **женишца** (γυναικάρια) Апостол намекает только на удобопрельстительность: прельщаемый, хотя бы был и мужчина, ничем не различается в этом отношении от женщины, – а словами: **отягощенныя грехами** – он указал на множество, беспорядочность и смесь всевозможных грехов. И не просто сказал Апостол: **обольщают женщин** (так как и женщины бывают с мужеским характером, равно как и мужчины с женским), но: **отягощенных грехами**, – где и кроется причина того, что оне обольщаются. - **Водимыя похотьми**. Не природу Апостол осуждает, но именно такого рода женщин. Здесь он намекнул на множество страстей как телесных, так и душевных; и самое слово: **водимыя** – употребил, как-будто говорит о бессловесных животных. - **Всегда учащяся**. Это говорит Апостол не с тем, чтобы оправдать, но чтобы еще сильнее обличить. Так как эти женщины сами себя отяготили грехами, то естественно, что и ум их притупился. - **Якоже Ианний и Иамврий**. Это были волхвы при Фараоне. Но каким же образом Апостол знал их имена, когда они не упоминаются в Писании? Мог он знать это из неписанного предания, но мог ему открыт и Дух Святой. - **И сии противляются истине**, т.е. истинной вере. - **Человецы растленни умом**. Когда кто **растлит ум** страстями, тогда он бывает **неискусен, нeвеждa о вере**. - **Но не преуспеют более**. Почему это выше Апостол сказал: //наипаче бо преспеют в нечестие// [[new:2tim:02:16|(2 Тим. 2:16)]], а здесь говорит **не преуспеют**? Там Апостол говорит, что еретики, начавши обольщать, уже не остановятся, но постоянно будут придумывать худшее и худшее, а здесь говорит, что они не обольстят и не увлекут на долгое время людей здравомыслящих. Несколько ниже Апостол выражается об них: //прельщающе и прельщаеми// [[new:2tim:03:13|(2 Тим. 3:13)]]. Значит, силу свою они покажут только над легкообольстимыми. - **Безумие бо их явлено будет всем**. Каким же образом? Удостоверься в этом, говорит Апостол, на древних примерах. Зло легко изобличается. Или иначе: если не веришь мне, как бы так говорит Апостол, узнай, что случилось с теми древними волхвами. И они еще были изобличены в том, что творили только призрачные чудеса и вводили других в заблуждение, между тем, как Моисей творил истинные чудеса. Итак все, что только вводит в обман, имеет успех только на время. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Блж. Августин ===== Ст. 6-7 **К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины** Обратим духовный взор свой и с Божией помощью будем стараться узнать Бога. Глас божественной песни таков: //Ищите Бога, и да живет душа ваша// [[old:ps:068:33|(Пс 68:33)]]. Будем искать Того, Кого должно обрести, будем искать Того, Кто уже обретен. Чтобы с целью обрести искали Его - Он сокрыт; чтобы уже обретенного искали Его - Он безмерен. ...Так, //Ищите лицо Его всегда// [[old:ps:104:04|(Пс 104:4)]] сказано не в том значении, в каком, например, говорится о **всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины**, но, скорее, в том, в каком говорится: «Когда человек закончит, он только начинает». //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 6-7 **К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины** Убегай и мужчин, которых увидишь в веригах, с отращенными наподобие женских волосами, вопреки поведению апостольскому, с козлиной бородой, в черном одеянии, с обнаженными в жертву холоду ногами. Это все доводы дьявола. Таков, к сожалению, был в Риме некогда Анфим, таков был недавно Софроний. Проникнув в дома вельмож и обманув **женщин**, обремененных грехами, **всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины**, они принимают на себя личину святости и как бы подвизаются в продолжительных постах, посвящая между тем ночи тайным пиршествам. ....Доброе дело - повиноваться старшим, слушаться начальников и, после правил Писания, учиться пути жизни у других и не руководствоваться самым худшим учителем, то есть гордостью. О таких женах и апостол говорит: //дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения// [[new:ef:04:14|(Еф 4:14)]]; **всегда учащимися и никогда не могущими дойти до познания истины**. //**Послания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы** Словом //вкрадываются// указывает на их бесстыдство и коварство. **И обольщают женщин** Не сказал: обманывают, но: пленяют, пользуются ими, как рабынями. Ибо таков обольщаемый. Заметь, что предаваться обольщению свойственно женщинам. Следовательно и мужчина обольщаемый может быть назван этим именем. **Утопающих во грехах** Означает сие и множество, и беспорядочность, и смесь грехов. Обманывают не просто женщин ибо природа не должна быть осуждаема, но женок, имеющих множество грехов. Ибо кто не сознает в себе ничего доброго, тот скорее склоняется на ложные догматы, утешая себя тем, что не подвергнется наказанию за свои дела. **Водимых различными похотями.** То есть корыстолюбием, славолюбием, страстью к роскоши, к нарядам. Указывает также и на постыдные пожелания. Смотри: **водимые**, как будто говорит о бессловесных. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Примасий ===== **К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями** См. Толкование на [[new:otkr:09:07#primasij|Откр. 9:7]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины** Апостол с презрением говорит о женщинах, которые будут следовать за ложными учителями (женщин - ta gunaikaria - уменьшительно - презрительное выражение вместо ai gunaikeV). Женщины будут искать у этих лжеучителей научения, как достичь святости и отделаться от тяжести греховной наиболее легким способом, и те будут с важностью отвечать на их вопросы, стараясь согласить требования христианства с довольно низкими страстями, от которых не хотелось отрешиться женщинам. //**Толковая Библия.**// [<10>]