[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 3:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь** Пусть тебя нисколько не смущает, говорит, если они благоденствуют, а ты подвергаешься искушению. Таков порядок вещей [говорит Павел]; из моего примера ты можешь видеть, что человеку, который борется со злом, невозможно не испытывать скорбей. Борцу невозможно предаваться неге, воину в сражении невозможно пиршествовать. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь** Эти безумцы, не вином упившиеся, но своею собственною злобою, обещают раздаяние священных званий и еще похваляются своею дерзостью. Но не верьте им; напротив того -поскольку нам предстоят соблазны, будем смиряться, чтобы не подвергнуться от них гибели. ...Не будем и мы, искушаемые таким образом, отступать от любви к Богу. //**Праздничные послания.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаемы** Это противоположение предыдущему. Но какому? Непосредственно пред сим стоит общее положение о бездольности на земле благочестивых, которое приведено в усиление побуждения к мужеству в деле благовестия и устроения Церкви верующих,— к чему направлено все сие отделеньице (см.: [[new:2tim:03:10|10—13]]). Сюда, надо полагать, направляется и настоящее противоположение. Мужайся, говорит, в деле благовестия, или установления истины, несмотря на бездольность свою: ибо такова уж участь на земле благочестивых.— А на благоденствие противников истины не смотри и не смущайся тем. Их преуспеяние не на добро им и не потому имеет место, будто на их стороне истина, но потому, что, как на земле все земные блага призрачны, то среди оземленившихся ценнее призраки истины, чем истина. Их и держатся посему,— или посему они еще и существуют, то есть прельщающе любящих прельщение. **Лукавии человецы** — не люди исключительно худонравные, но преимущественно те, которые умеют лукаво ложь представлять истиною,— как видно из приложенного к ним при сем: **чародеи**,—под, чем должно разуметь не волхвов и магов, а лица, очаровывающие представлением лжи красною и увлекающие вслед ее. Вставить сие слово здесь подало повод сказанное в стихе 8 о противившихся Моисею чародеях. Но как те там представлены, яко противники истине, так и здесь взятое от них слово должно понять, как указание на лица, проповедающие противную истине ложь. **Лукавии человецы и чародеи** — будет посему: лукавые и обольстительные проповедники лжи. **Преуспеют**,—по противоположности предыдущему, — будут благоденствовать. Ты, как и надлежит благочестивому, будешь гоним, а распространители лжи будут благоденствовать. Конечно, не без успеха будет и их проповедь лжи; но не это здесь исключительно имел в мысли Апостол, а паче внешнее их благосостояние. Успеха их проповеди не предвещал Апостол, как выше видно ([[new:2tim:03:09|стих 9]]). **На горшее**, επι το χειρον, — преуспеют не на добро, а на зло себе, преуспеют не в добром смысле, — так что преуспеяние это будет казаться только преуспеянием, на деле будучи ухудшением крайним. **Прельщающе и прельщаемы** — причина успеха или источник благоденствия их. Сами состоят в прельщении, почему прельщают и других, которые, оземленившись земным, — прелестным, легко поддаются всякому прельщению, как сродному им приему. Находясь в таком положении, они не противление встречают, а всякое благоприятствование; от того и благоденствуют и преуспевают. «Нисколько не смущайся, говорит, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения» (святой Златоуст). «Ибо губитель человеков содействует своим и, как наставник какой-нибудь, приобучает их к пороку» (блаженный Феодорит). Но ведай, что «они только кажутся преуспевающими; на деле же то, что они благоприятствуются в прельщении, не есть преуспеяние. Ибо Апостол, определяя, что есть **горшее**, сказал: прельщать и прельщаться» (блаженный Феофилакт). «Преуспеяние есть средний термин,— поелику оно бывает и в лучшем и в худшем смысле. Почему говорит: эти преуспевают на худшее» (Экумений). //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь** А те, кои укрываются с своею ложью под видом истины, **преуспевать будут к худшему**, то есть на зло им возрастает и усиливается ложь их, а также и тех, кои после них подпадут прельщению. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаемы** См. Толкование на [[new:2tim:03:12#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 3:12]] ===== Прп. Ортисий Тавеннский ===== **Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь** Если настоятель выговаривает кому-то из подчиненных ему монахов, наставляя в страхе Божием и желая отвратить от заблуждения, а другой захочет вступиться за него и его оправдывать, смущая сердце [виновного], то поступающий таким образом согрешает против своей души, потому что развращает того, кто мог исправиться, валит на землю поднимающегося и внушением зла обманывает стремящегося к лучшему. Он заблуждается сам и вводит в заблуждение других. //**Свидетельство.**// ===== Блж. Августин ===== **Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь** Что значит: //встань, возьми постель свою ходи// [[new:in:05:08|(Ин 5:8)]]? Преуспевай, преуспевай в добре. Ибо, согласно апостолу, есть некоторые, преуспевающие во зле. Если преуспеваешь, ты ходишь, но преуспевай в добре, преуспевай в праведной вере, преуспевай в добрых нравах: пой - и иди. Не блуждай, не возвращайся, не стой на месте. //**Проповеди.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь** Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-14 **Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен** В то время как лжеучители будут иметь успех, вводя людей в заблуждения, коим подвержены и сами, Тимофей должен стоять твердо в том учении, какое он принял от апостола Павла **(зная, кем ты научен)**. //**Толковая Библия.**// [<10>]