[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 4:3 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== ст. 3-4 **Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням** Есть, действительно есть люди, у которых при наших речах чешутся и слух, и язык, и даже, как вижу, и руки; которым приятны //негодные пустословия и прекословия лжеименного знания// [[new:1tim:06:20|(1 Тим 6:20)]] и ни к чему не ведущие //словопрения// [[new:1tim:06:04|(1 Тим 6:4)]]. Ибо Павел, проповедник и вводитель //слова сокращенного// [[new:rim:09:28|(Рим 9:28)]], учитель и ученик рыбарей, называет так все излишнее и изысканное в слове. //**Против евномиан.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== ст. 3-4 **Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням** Зная об этих порочных желаниях, апостол Павел, среди многих наставлений, касающихся проповеди и исповедания веры, пишет Тимофею: **Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням**. Ибо когда из-за наклонности к нечестию те, о которых ведет речь апостол, станут непокорны здравому учению, тогда они наберут себе учителей для осуществления своих прихотей. Разумеется, они будут прилежать таким учениям, которые соответствовали бы их желаниям, и не захотят более быть наставляемыми, но будут умножать наставников в своих похотях, чтобы само это множество отысканных и собранных ими учителей удовлетворяло велениям их бушующих страстей. //**О Троице.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся** Этими словами Апостол внушает спешить научением истине, чтоб полюбили ее и привязались к ней и в силу сей любви и привязанности навсегда пребыли верными ей, отвращая слух от всяких иноучений. «Прежде, чем сбросят они с выи своей иго послушания истине, завладей ими всеми. Пока есть среди твоих пасомых такие, которых следует учить, убеждать и покорять истине, употреби все усилия, чтобы достигнуть сего. С сею целию и сказано выше: //настой благовремение и безвременне//» (святой Златоуст, блаженный Феодорит). «Приучи их к покорности истине, прежде чем отступят от нее» (Экумений). **Будет бо время, егда здраваго учения не послушают** Теперь еще они будут слушать и охотно принимать и учение, и вразумление; а после этого уже не найдешь в них. «Пророчествует святой Апостол и, предвидя это в будущем, заповедует со всем усилием неутомимо научать пасомых истине и добродетели, чтоб, будучи наставлены в вере и обучены добрым делам, они в последующее время, когда иные станут уклоняться от истины в заблуждение, пребыли неизменными» (Амвросиаст). Причины, почему так случится, не указывает Апостол; но, по наведению от сказанного впереди, можно полагать, что причиною тому будет неисполнение предложенной заповеди — настойчиво учить,—молчание пастырей и нерадение о проповедании истины и научении паствы. Не учат пастыри, — пасомые и остаются в неведении здравого учения; не вразумляют грешащих,—они и закосневают в порочности. Оставаясь в неведении истины, они набираются пустомыслия и всякого вздоромыслия, от чего тупеют к воспринятию истины. Закосневая в порочности, делаются неспособными принимать вразумления и обличения. Потому и надобно спешить, и здравым ученьем их просветить, и к добродетелям приучить, прежде чем они отупеют для принятия первого и ожесточатся против покорности вторым. Ибо, когда дойдут до этого, тогда уже поздно хвататься,—слушать не станут. Но как нельзя им оставаться и без знания и правил, то что они сделают? **По своих похотех изберут себе учители**. То есть таких учителей, которые и умствовать их оставят, как им нравится, и жить, как хотят. Замечательно, что: изберут, по-гречески: επισωρευσουσιν,—наберут целую кучу или толпу учителей, и притом сами наберут,— причем, конечно, принимаемы будут только угодные, а неугодные отвергаемы. И выходит, что эти учители будут в зависимости от учимых и учить не по своей, а по ихней программе. «Не может быть ничего выразительнее этого слова: επισωρευσουσιν; оно означает беспорядочную толпу учителей, которые притом будут рукополагаемы (избираемы и утверждаемы в своем чине) учениками» (святой Златоуст). «А эти при сем выборе будут действовать не по здравому разуму, но будут избирать таких, которые станут поблажать их похотям и только угодное им и говорить, и делать» (блаженный Феофилакт). **Чешеми слухом** Потому так поступать будут, что привыкли всегда слышать только то, что приятно щекотит слух. Это и на красноречие указывает, но более на лесть или приноровление ко вкусам слушающих. Только гожих на это будут избирать,— «отыскивая себе людей, которые говорили бы для их удовольствия и льстили их слуху» (святой Златоуст). **И от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся** Будучи таковы, они не могут уже иметь охоты слушать истину, которая и без обличения обличает их; потому отвратятся от нее и к баснем уклонятся, — к учениям мечтательным, которые, занимая воображение привлекательными фантазиями, оставляют в покое совесть, не пробуждая ее и не тревожа требованием исправления неисправного в воззрениях и жизни. «Видишь? Они не по неведению будут заблуждать, а произвольно и сознательно. Сами отвратят слух от истины, сами уклонятся к басням» (блаженный Феофилакт). Уклонятся, εκτραπησονται, — соступят с правого пути сами, заведомо. Амвросиаст пишет на сие: «таковы будут желающие быть учимыми по своим похотям. От учителей, верных истине и строгих, они обратятся к таким, которые бы учили их тому, что им слышать по сердцу. Истина станет для них горька, и они, оставя ее здравое учение, займутся баснями. Не будет им желательно, чтоб были обличаемы их недобрые дела; почему таких возжелают учителей, которые бы подслуживались их нравам и привычкам. Чешется у них слух, ища слышать, под именем учения настоящего, басни пустые, но приятные». Святой Златоуст замечает при сем: «предсказывает это святой Апостол не с тем, чтобы ученик его предался унынию, но чтобы он мужественно переносил, когда это случится. Подобным образом и Христос говорил: //предадят вы, и на соборищах биют вас, и пред владыки же и цари ведены будете Мене ради// (ср.: [[new:mf:10:17|Мф. 10, 17]]). Так и в другом месте блаженный Апостол говорит: //аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящий стада// ([[new:act:20:29|Деян. 20, 29]]). Он говорил это для того, чтобы они бодрствовали, чтобы надлежащим образом пользовались настоящим временем». //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху** **Ибо будет время, когда здраваго учения** сих слов **не станут содержать** многие из (мнимых) мудрецов, **но по своим пожеланиям** и под мнимым прикрытием Писаний **наберут себе учителей** красноречивых, **ласкающих слух** их. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== Ст. 3-5 **Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся. Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори** Прежде чем сбросят они с выи своей иго послушания **истине**, завладей ими, пока они слушаются тебя. Поэтому-то и сказал Апостол: //настой благовременне и безвременне//, пока они принимают это. Должно приучать их покоряться **истине** прежде, чем они отступят от нее. - **По своих похотех изберут себе учители**. Негодность **учителей** видна уже и из того, что поводом к их поставлению служат прихоти толпы. Самые слова Апостола ἐπισωρεύσουσιν. указывают на беспорядочную толпу **учителей** и на то, что будут поставляемы (χειροτονεῖσθαι – рукополагаемы) учениками. - **Чешеми слухом**, т.е. находя удовольствие в слушании только того, что соответствует их желаниям, и всегда сильно желая слушать только то, что говорится им в угоду. - **И от истины слух отвратят**. Предсказывает это Апостол не с тем, чтобы опечалить Тимофея, но чтобы показать, что учеников нужно руководить и наставлять здравому учению, пока они еще послушны и покорны, и – чтобы он не падал духом, когда все это случится: //уготовихся//, говорит псалмопевец, //и не смутихся// [[old:ps:118:060|(Пс. 118:60)]]. Видишь ли, что они не по неведению падают, а добровольно и сознательно? Отвратят слух и обратятся: заведомое зло. - **Ты же трезвися о всем**: будь трезвен и бдителен, **злопостражди**, борись, трудись, привлекай слух учеников полезным и истинным учением прежде, чем появится эта зараза. – **Служение твое известно сотвори** (διακονίαν σου πληροφόρησον – удовлетвори, удовлетворительно исполни). Тимофей, между прочим, служил и проповеди. Потому Апостол говорит: доведи до конца то, что ты начал и засемени их словом проповеди, пока они еще здравы. **//Пастырские Послания апостола Павла.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== ст. 3-4 **Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням** Говорят опытные в относящемся к словам и в том, чтобы знать их точный смысл, и недаром за сие прославляемые, что каждой вещи подобает давать свойственное ей название, являющее собой особое по отношению к какому-нибудь свойству другого обозначаемого предмета, каким бы образом он ни именовался, свойство. И хорошо говорят они, что **чешущие слух** и язык - это хотящие //говорить и слушать что-нибудь новое// [[new:act:17:21|(Деян. 17:21)]] и всегда радующиеся новшествам и - сказать словами Писания - //передвигающие межу давнюю, которую провели отцы их// [[old:pr:22:28|(притч. 22:28)]], и наслаждающиеся новым и странным, а против привычного, и давно знакомого, и неизменного восстающие как против поблекшего и презренного и ничего не стоящего; и чем новее что, тем с большей радостью то приемлющие, хотя бы оно было и ложным, и не приносящим никакой пользы душе, ради которой всякое воспевается и пишется благочестивое слово и предпринимается всякий спасительный труд. <...> **Чешущими слух и язык** назвал учитель тех, о коих было его слово, ибо всякому слову свойственно языком говориться и произноситься и слухом бывать услышану и усвоену. Если же захотим дать и другое объяснение сказанному, то **чешущие слух и язык**, возможно, суть те, кто готов слушать и говорить лишь порицания и клеветы на других и поношения, невежественно почитая для себя почетным с гордостью восставать против всякого слова или же человека, и прежде, нежели скажет что-либо им подозреваемый, которому они завидуют, приходят в крайнее возбуждение духа и неким образом подталкивают душу, уготовляя слух и язык ко уловлению какого-либо слога или слова, не для того, чтобы порадоваться ему, но чтобы опорочить и иметь материал для своей пустой болтовни против него. //**Амбигвы к Иоанну.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут** Итак, предупреди их, прежде чем низвергнутся в несчастие. Поэтому и сказал выше: //во время и не во время//; пока еще имеешь возможность убеждать, делай все. **Но по своим прихотям будут набирать себе учителей** Апостол обозначает выражением **будут избирать** беспорядочную толпу учителей, а также и то, что они избираются народом, который будет действовать не по здравому разуму, но будет избирать тех, которые станут поблажать их похотям и только угодное им говорить и делать. **Которые льстили бы слуху** То есть желающие всегда слышать приятное, усладительное, ласкающее слух. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== ст. 3-4 **Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням** Можно понять желание блудного сына насытиться рожками и следующим образом. Разумная природа, став неразумной, стремится к далеко не лучшим целям... (поскольку рожки услаждают и распирают тело, но не дают выхода экскрементам), пусть даже эти цели истинны для любящих материю и тело - для тех, кто называет удовольствие благом, чьему **слуху льстят** и кто **обращается к басням**. //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху** Тимофей должен теперь пользоваться случаем обращаться с увещанием к слушателям, потому что наступит время, когда он уже не найдет людей, готовых его слушать; люди будут охотнее слушать других учителей. //**Толковая Библия.**// [<10>]