[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 4:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною** То есть [Димас], возлюбив покой, жизнь безопасную и спокойную, захотел лучше наслаждаться дома, нежели бедствовать со мною [говорит Павел] и разделять мои настоящие опасности. Одного только Димаса укоряет апостол, желая, впрочем, не его укорить, а нас утвердить, чтобы мы не ослабевали духом в опасностях и трудах; это и означают слова **возлюбив нынешний век**. //**Гомилии на 2-е послание к Тимофею.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век, и иде в Солунь; Крискент в Галатию, Тит в Далматию; Лука един есть со мною** «Не говорит: ибо желаю видеть тебя прежде отшествия из здешней жизни, что весьма опечалило бы Тимофея; но: ибо я остаюсь одиноким, не имею никого, кто помогал мне» (святой Златоуст),—«в деле благовестил Евангелия» (блаженный Феофилакт). **Димас бо мене остави**— «И Димас был один из споспешников Павловых, и крайне похваляемый; ибо говорит: //целуют тя Димас и Лука, споспешницы мои// (ср.: [[new:fm:01:23|Флм. 1, 23-24]]). Но в опасностях Димас, оставив Апостола, ушел из Рима, почитая разлуку для себя безопасностию» (блаженный Феодорит). Он не отпал от веры, но убоялся мучений и смерти, и убежал. «Трудности бывали и прежде, бывали и опасности, но не такие грозные и неизбежные. Он и не устоял». **Возлюбив нынешний век**, — то есть возлюбив покой, жизнь безопасную и тихую, захотел лучше наслаждаться дома, нежели бедствовать со мною и разделять мои настоящие опасности. Одного только Димаса он укоряет, впрочем, желая не его укорить, а нас утвердить, дабы мы не ослабевали духом в опасностях и трудах; вместе с тем он хотел еще более привязать к себе ученика (то есть святого Тимофея) (см.: святой Златоуст). **Крискент в Галатию, Тит в Далматию** «Этих он не укоряет; ибо Тит был один из весьма дивных мужей, так что Павел вручил ему церковные дела на острове не малом, но весьма большом, то есть Крите» (святой Златоуст). «Эти с его ведома и по его распоряжению отправились; почему он не говорит об них: оставили меня» (Экумений). «Они пошли, не потому что возлюбили нынешний век, но по делу, и, может быть, проповеди, или по другой какой нужде» (блаженный Феофилакт). «Они оба свободны от оного обвинения, потому что самим Апостолом посланы были для проповеди» (блаженный Феодорит). О Крискенте предание у Софрония сохранило, что он проповедывал в Галатии и Галлии. В Виенне (галльской) поставив епископом ученика своего Захарию, возвратился в Галатию и там мученически скончался, в царствование Траяна. Апостол из 70-ти. Память его 30 июля.—Блаженный Феодорит пишет: «//Крискент в Галатию//. Так Апостол назвал Галлию; так назывались они в древности; так и ныне именуют их знакомые с внешнею ученостию». О святом Тите смотри во введении в Послание к нему. Далматия и тогда была то же страна, что и ныне, и составляла часть Иллирии. До Иллирика досязала проповедь Апостола еще прежде первых уз (см.: [[new:rim:15:19|Рим. 15, 19]]). Вероятно, во время вторых уз открылась потребность в тамошней Церкви во властных каких-либо распоряжениях,—и святой Павел послал туда для устроения дел святого Тита, исполнявшего уже подобное поручение в Крите. **Лука един есть со мною** «Он неотлучно находился при святом Павле, написал Евангелие и Соборные Деяния (Апостольские), был трудолюбив, любознателен и терпелив. О нем Апостол говорит в другом Послании: //егоже похвала во Евангелии по всем церквам// ([[new:2kor:08:18|2 Кор. 8, 18]])» (святой Златоуст). Он был при святом Павле и во время первых уз (см.: [[new:kol:04:14|Кол. 4, 14]]; [[new:fm:01:24|Флм. 1, 24]]). Конечно, был при нем и все время между сими узами. //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Димас оставил меня, возлюбив нынешний век** Почему современная молодежь так легко ушла в неверие и не хочет даже и думать о вере? – Потому, что неверие открывает двери полному разврату, безудержанному удовлетворению всех страстей: гордости, любви к наживе и т.д. А ко всему этому тянется грехолюбивая душа человека... Путь же веры есть путь постоянной борьбы с грехами – путь самоотверженного труда, воздержания, служения не себе, а ближним. Этот путь человек не любит, боится его, бежит от него... //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Сщмч. Поликарп Смирнский ===== **Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною** Умоляю всех вас повиноваться слову правды и оказывать всякое терпение, как вы видели это своими очами не только в блаженном Игнатии, Зосиме и Руфе, но и в других из нас, и в самом Павле, и в прочих апостолах. Будьте уверены, что все они не напрасно подвизались, но в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали. Ибо они не нынешний век возлюбили, но Того, Кто за нас умер и для нас был воскрешен Богом. //**Послание к Филиппийцам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною** См. Толкование на [[new:2tim:04:09#prp_efrem_sirin|2 Тим. 4:9]] =====Прп. Икумений Триккский===== **Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век, и иде в Солунь: Крискент в Галатию, Тит в Далматию: Лука един есть со мною** См. Толкование на [[new:2tim:04:09#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 4:9]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику** Не говорит: я желаю видеть тебя прежде, чем умру, чтобы не опечалить его; но - так как я не имею никого, кто бы помогал мне в благовествовании, то ты поспеши придти. Что значит: //возлюбив нынешний век//? То есть возлюбив покой, жизнь безопасную и тихую, захотел лучше наслаждаться дома, нежели бедствовать со мной. Одного только Димаса он укоряет, впрочем, желал не его укорить, а нас устыдить, чтобы мы не ослабевали духом в опасностях; вместе с тем, он хотел еще более привязать к себе и Тимофея. **Крискент в Галатию, Тит в Далматию** Этих он не укоряет; ибо Тит был один из весьма дивных мужей, так что ему поручен был Крит. Итак, эти два мужа пошли не потому, что возлюбили нынешний век, но по делу, и, может быть, проповеди, или по другой какой нужде. **Один Лука со мною** Он неотлучно находился при нем, написал Евангелие и Деяния апостольские. О нем апостол говорит в другом послании: //брат, во всех церквах похваляемый за благовествование// ([[new:2kor:08:18|2 Кор. 8:18]]). //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною** Апостол чувствует себя в Риме одиноким. **Димас** - был ранее сотрудником апостола Павла. [[new:fil:01:24|(Флм I:24)]], а теперь ушел в Фессалоники по своим личным, может быть, торговым делам. **Крискент в Галатию** - т. е. в Галлию, которая у древних греков и в начале христианского периода известна была под именем Галатии, тогда как восточная Галатия называлась Галатией Асийской или Галлогрецией. **Тит в Далмацию,** т. е. в южную Иллирию. **Один Лука со мною** Может быть, Лука особенно нужен апостолу Павлу, нередко болевшему, как врач (Ср. [[new:kol:04:14|Кол IV:14)]]. //**Толковая Библия.**// [<10>]