[<10>] ====== Толкования на 2 Тим. 4:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей** См. Толкование на [[new:2tim:04:16#svt_ioann_zlatoust|2 Тим. 4:16]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Господь же мне предста, и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вcи языцы: и избавлен бых от уст львов** Во всю жизнь Господь не оставлял Апостола Своим личным руководством, утешением. То же сделал и в конце ее. Оставленного людьми Господь не оставил; но предстал и укрепил, – вдохнул мужество пред лицом смерти, – «даровал дерзновение, не попустил пасть духом» (святой Златоуст). **Да мною проповедание известно будет**. Известно будет, πληροφορηθη, – удостоверено, убедительно для всех подтверждено в истинности своей. Разумеется не будущее проповедание, а уже бывшее, или вообще проповедь Евангелия, всеми Апостолами распространенная всюду. Как же она подтвердилась в своей истине в это время святым Павлом? Его самозащитою пред судом. Суды тогда велись открыто. Кроме судей, тут присутствовало многочисленное собрание народа. В Риме, главе Римской империи, могли присутствовать при сем лица всех наций. Господь, явившись, воодушевил Апостола и дал его слову такую силу, что все, в разной степени, восчувствовали убеждение в истине Евангелия, и судьи, и собравшиеся, и Апостол не был осужден. Суд, вероятно, наперед уже имел в виду порешить дело и самого Апостола зараз; но после речи его оставил и дело нерешенным, и Апостола живым. Слышали это бывшие на суде лица разных народов – и имели разнесть весть о том во все концы мира. Но и, кроме того, вести о бывающем в Риме скоро расходились по всему миру. Должно было разойтись и это обстоятельство, – что хотели осудить за Евангелие, но должны были уступить силе истины и не осудили, – и подтвердить Евангелие. Это и значат слова: **и услышат вcи языцы**. Конечно, они и услышали, и тоже почувствовали, что и присутствовавшие. Святой Златоуст говорит на это место: «**да мною проповедание известно будет** – то есть дабы подтвердилось. Посмотри, как велико его смиренномудрие. Не потому, говорит, Бог укрепил меня, чтобы я был достоин такого дара, но Дабы подтвердилось благовестие, которое вверено мне. Это подобно тому, как если бы кто носил багряницу и диадиму и из-за них спасался. **И услышат вcи языцы**. Что это значит? Дабы всем, говорит, сделались известными и слова проповеди, и попечение о мне промысла». **И избавлен бых от уст львов**, λεοντος, – льва. «Видишь, как он близок был к смерти; он был в самых челюстях льва; львом же называет Нерона, по причине его зверства, могущества царства его и непреклонности» (святой Златоуст). «Львом назвал Апостол Нерона и как царя, и как самого жестокого» (блаженный Феодорит). Так и прочие наши толковники. Иным кажется лучше под львом разуметь здесь крайнюю опасность смертную. Но опасность сия от кого в это время была? От Нерона. Зачем же принимать иное толкование? Амвросиаст видит здесь невидимого льва, всегда рыкающего и ищущего, кого поглотить. Это ближе, нежели предыдущее иносказание; потому что без этого льва ни одна беда не бывает. «Подобно тому говорит о льве, как и Петр, соапостол его, говорит: //супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити// [[new:1pet:05:08|(1 Пет. 5, 8)]]. Но поелику в Апостоле он не находил случая, как бы прельстить его, то возбуждал против него сынов своих и чрез них теснил его и казням подвергал; чтоб если не как грешник, то, пусть хоть как праведник, только бы взят был из среды живых, да не множайших обратит к вере. Это уже совсем было и успел он теперь исполнить, но, Божиим провидением избавленный, Апостол на самого него нападение чинит, обличая его немощность тем, что изъят был из уст его и не дал ему исполнить, что хотел. Итак, Апостол изъявляет теперь благодарение Богу, что помощию Его избавлен от смерти. О Божием же о себе попечении являет себя столь уверенным, что и от будущих искушений чает быть избавленным. Избавления же такого чает он не только в настоящей жизни, но и в день суда чает быть спасенным и сподобиться царствовать со Христом Господом в вечные веки». //**Толкование на второе послание к Тимофею.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 17-18 **Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь** **Но Господь мне предстал и укрепил меня** к мужественному перенесению окружающих меня страданий и скорбей, – **дабы чрез меня проповедь утвердилась**, то есть чтобы все проповедники Нового Завета укрепились чрез меня, – **да услышат все язычники**, принявшие евангельское учение, что **я освобожден от челюстей льва**, то есть от руки Кесаря. Ведь первый суд его хотел осудить меня на смерть. Но когда он (Апостол) дал ответ, по какой причине предан был Иудеями в руки начальника провинции и почему потребовал суда Кесарева, – тогда, говорит, **избавил меня Господь от всякаго дела злаго**, как спасся я от всего, что было написано обо мне по обвинению от Иудеев, – и приведет меня **в царство Свое**, которое на небесах, за то, что я предстал и проповедал Его пред царями земными. //**Второе послание к Тимофею.**// =====Прп. Икумений Триккский===== **Господь же мне предста, и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вcи языцы: и избавлен бых от уст львов** См. Толкование на [[new:2tim:04:14#prp_ikumenij_trikkskij|2 Тим. 4:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Господь же предстал мне** Это опять утешение для ученика; ибо показывает, что человеку, оставленному людьми, Бог не попускает потерпеть что-либо бедственное. **и укрепил меня** То есть даровал дерзновение, не попустил пасть. **дабы через меня утвердилось благовестие** Посмотри, как велико его смиренномудрие. Не потому, говорит, Бог укрепил меня, чтобы я был достоин такого дара, но **дабы мной утвердилось благовестие**, или прошло из конца в конец и исполнилось. Это подобно тому, как если бы кто носил багряницу и диадему, и из-за них спасался. **и услышали все язычники** То есть чтобы всем сделались известны и слава проповеди, и попечение о мне Промысла. **и я избавился из львиных челюстей** То есть от Нерона. Он называет его львом, по причине могущества его царства и непреклонности. Видишь, как близок он был к смерти, попав в самые челюсти льва. //**Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей** См. Толкование на [[new:2tim:04:16#evsevij_kesarijskij|2 Тим. 4:16]] ===== Лопухин А.П. ===== **Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей** См. Толкование на [[new:2tim:04:16#lopuxin_ap|2 Тим. 4:16]] [<10>]