[<10>] ====== Толкования на Деян. 1:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо** В приложении к нам, по плоти значит то же, что быть во грехах, а не по плоти - то же, что не быть во грехах. В приложении же ко Христу, по плоти не другое что означает, как быть причастным немощей человеческого естества, как-то: жажды, алкания, утомления, сна; потому что //Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его// [[old:is:53:09|(Ис. 53:9;]] [[new:1pet:02:22|1 Пет. 2:22)]], почему и говорил: //Кто из вас обличит Меня в неправде//? [[new:in:08:46|(Ин. 8:46)]]; и еще: //идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего// [[new:in:14:30|(Ин. 14:30)]]; а не по плоти означает то, что Он освободился уже и от этих немощей, а не то, чтобы Он находился теперь без плоти. Именно с плотию, только уже не причастною страданиям и бессмертною, Он придет судить вселенную. В такое состояние придем и мы, когда тело наше будет сообразно телу славы Его [[new:fil:03:21|(Флп. 3:21)]]. //**Гомилии на 1-е послание к Коринфянам.**// См. также Толкование на [[new:act:01:09#svt_ioann_zlatoust|Деян. 1:9]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо** См. Толкование на [[new:act:01:10#svt_nikolaj_serbskij |Деян. 1:10]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо** См. Толкование на [[new:act:01:10#svt_filaret_drozdov|Деян. 1:10]] ===== Блж. Августин ===== **и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо** Как они видели Его восходящим? Во плоти, до которой они дотрагивались, к которой прикасались, чьи раны они осязали, в том теле, в котором Он ходил с ними в течение сорока дней, являя им Себя в истине - ни каким-либо обманом, ни как призрак, тень или дух. Но как Он Сам сказал, не обманывая: //Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня// [[new:lk:24:39|(Лк 24:39)]]. Ибо это тело достойно небесного жительства, не подвержено смерти, не изменяется во времени. <...> Он остается таким, как возносится, собираясь прийти к тем, кому - прежде чем Он придет - Он хотел, чтобы Его слово было проповедано. Следовательно, Он придет в человеческом образе; это увидят и нечестивые, увидят и находящиеся по правую сторону, и по левую, как написано: //Воззрят на Того, Которого пронзили// [[new:in:19:37|(Ин 19:37;]] [[old:zah:12:10|Зах 12:10)]]. Если они //воззрят на Того, Которого пронзили//, то увидят и само тело, которое они поразили копьем: Слово не поражается копьем. Следовательно, нечестивые смогли увидеть то, что могли ранить. Они не увидят Господа, скрытого в теле. После суда Он будет увиден теми, кто будет находиться по правую сторону. Вот что Он говорит: //Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну// [[new:in:05:22|(Ин 5:22)]], ибо Сын придет на суд въяве, являясь людям в человеческом облике, говоря находящимся по правую сторону: //Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство// [[new:mf:25:34|(Мф 25:34)]], а находящимся по левую: //Идите... в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его// [[new:mf:25:41|(Мф 25:41)]]. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо** Они увидели определенную природу, а не неописуемую. И я слышал, как Господь говорил: //Вы узрите Сына Человеческого... грядущего на облаках небесных// [[new:mf:26:64|(Мф 26:64)]]. И я знаю, что видимое людьми можно определить, ибо невидимой является природа, которую определить невозможно. А сидеть на престоле Славы и ставить овец по правую сторону, а козлищ - по левую как раз и означает то, что можно определить. //**Эранист.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иже и рекоста: мужие галилейстии, что стоите зряще на небо? сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо** Воспользовались наглядным образом выражения, сказав: **сей Иисус вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо**. Не сказал: поднимаемого или несомого, но: **идущего**. Если Он прежде креста, облеченный еще подверженным страданию и тяжелым телом, ходил по водам: то никто не должен сомневаться, что Он, после того, как принял тело нетленное, рассекал воздух. **Приидет**, говорится, а не: послан будет. **Такожде приидет**, то есть, с телом. Вот о чем они желали слышать, а также и о том, что Он снова придет во дни суда //на облаце//. Мужами же называет ангелов, показывая событие в том виде, в каком оно представлялось зрению; так как ангелы и на самом деле приняли на себя образ мужей, чтобы не устрашить. Два же мужа предстали потому, что //при устех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол// [[new:mf:18:16|(Мф. 18:16)]]. Сказав: **что стоите зряще на небо**, они не позволяли им оставаться более на месте и надеяться снова увидеть Его, но побуждали их возвратиться наконец в Иерусалим на дело проповеди. Ангелы везде служат Ему, как Господу, и при рождении, и при воскресении, и при вознесении, и прежде этого, пред явлением Его в мире плотию. Но ангелы являлись так, что люди могли их видеть. Выражение же: //во одежди беле//, указывает или на чистоту ангелов, или на то озарение, которое имело быть даровано святым апостолам. Иначе надобно смотреть на выражение: зрящим им. Зная, что явятся люди с поврежденным умом, которые будут говорить, что Он не с неба, или пришел не с неба и не вознесся на небо, но перемещен в какое-нибудь место за пределы земли, к числу каковых относятся и последователи секты Виталия, - зная это, Господь вознесся пред глазами апостолов, когда они пристально смотрели на небо. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо** Ангелы явились им по двум причинам: чтобы очевидно смягчить печаль вознесения [Христа] напоминанием о возвращении и чтобы показать, что Он истинно взошел на небо, а не по видимости только, как Илия. Это значит, что Имеющий судить придет в том же телесном облике и в той же субстанции, в которых Он приходил, чтобы быть судимым. Ведь у Того, Кому Он даровал бессмертие, Он не отнял Его природы. Вечная и Божественная слава Его, явленная некогда на горе трем ученикам, по свершении суда будет видима всем святым; тогда взят будет нечестивый, так что не увидит славы Божией. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо** См. Толкование на [[new:act:01:10#arxiep_evsevij_orlinskij|Деян. 1:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо** С недоумением и удивлением должны были апостолы вперить свои взоры в небо, где только что скрылся от них Господь. Это недоумение, быть может, близкое к оцепенению, разрешают Ангелы кротким и ласковым как бы упреком: **что стоите и смотрите**. Время обратиться от бесцельного уже созерцания вьют воздушных к обычной действительности, где их ожидает полная кипучей деятельности жизнь апостольского призвания. **Придет таким же образом**. Здесь разумеется, очевидно, второе славное пришествие Господа, о котором говорил ученикам и Сам Он [[new:mf:25:31|(Мф 25:31)]] и которое будет в том же прославленном Его теле и тоже на облаках небесных [[new:mf:24:30|(Мф 24:30)]]. [<10>]