[<10>] ====== Толкования на Деян. 1:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса** См. Толкование на [[new:act:01:15#svt_ioann_zlatoust|Деян. 1:15]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса** См. Толкование на [[new:act:01:15#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 1:15]] ===== Беда Достопочтенный ===== **было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса** Апостол Петр испугался, что их останется одиннадцать человек, «ведь всякий грех содержит число одиннадцать, так как, совершая зло, нарушает заповеди Декалога». Поэтому, ибо вся наша праведность сама по себе не является безупречной, шатер, внутри которого находился ковчег Господа, сверху покрывался одиннадцатью покрывалами из козьей шерсти. Петр же восстанавливает число двенадцати апостолов, чтобы через две части по шесть (ведь три раза по четыре равно двенадцати) благодать, которую они предсказывали словом, сохранить вечным числом, чтобы те, кто должен был предвозвестить четырехмерному миру веру в Святую Троицу, согласно словам Господа: //Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]], подтвердили совершенство дела таинством числа. Согласно более высокому пониманию, ущерб Церкви, причиняемый негодными братьями, до сих пор в главной части остается неисправленным. И как в конце мира иудейский народ, распявший Господа, должен, как полагают, быть примирен с Церковью, так при приближении дня Пятидесятницы восстановлено общее число апостолов. //**Изложение Деяний Апостолов.**// См. также Толкование на [[new:act:01:15#beda_dostopochtennyj|Деян. 1:15]] ===== Аратор ===== **было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса** Двенадцать созвездий сияют и на земли льют сияние Олимпа. А еще это свет таинства, которое помогает возвести Пергам-Церковь: четыре стены смотрят на четыре стороны света; тройная вера призывает Того, Чьим именем совершается очищение в купели. Итак, утроенная четверка вновь образует фигуру, которая заключена в числе двенадцать. И праведным ученикам, кому препоручено это омовение, таинственным образом позволено восстановить прежнее число. //**История апостолов.**// См. также Толкование на [[new:act:01:15#arator|Деян. 1:15]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса** См. Толкование на [[new:act:01:15#arxiep_evsevij_orlinskij|Деян. 1:15]] ===== Лопухин А.П. ===== **было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса** Замечание относительно числа собравшихся имеет в виду отметить общее единодушие, господствовавшее в собрании учеников Господа, а также показать участие общего их собрания в решении вообще важных дел, подобных описываемому. В данном случае это участие верующих выразилось в таких действиях: //поставили Иосифа и Матфея// (ст. 23), //помолились о них// (ст. 24) и //бросили жребий// (ст. 26). Имея в виду такой порядок решения дел, Златоуст говорит: "смотри, как Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ничем самовластно и как начальник". **Около 120 человек**. Действительное число последователей Господа было значительно больше, так как при одном из явлений Его по воскресении [[new:1kor:15:06|(1 Кор. 15:6)]] уже упоминается более 500 братий. Надо полагать отсюда, что на описываемом собрании были далеко не все, а только не отлучившиеся далеко от Иерусалима и удостоившиеся быть свидетелями вознесения Господня. В речи Апостола Петра две главных мысли: отпадение бывшего Апостола Иуды и восполнение лика апостольского другим лицом. Так как печальная участь Иуды и его дерзновенно-страшное дело могли колебать слабых верою, то еще Господь на Тайной вечере разъяснял апостолам это событие во свете Слова Божия [[new:in:13:18|(Ин. 13:18)]]. Теперь, подобно Господу, то же делает Петр, указывая в случившемся исполнение предсказанного устами Давида Духом Святым (ст. 20). [<10>]