[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:4 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** Апостолы стали говорить на чужих языках, а не на родном, и, что особенно чудно, стали говорить не учившись. Это знамение для неверных, а не для верующих, и оно долженствовало послужить к обвинению неверных, как написано: //«иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь»// [[new:1kor:14:21|(1Кор.14:21]]; [[old:is:28:11|Ис.28:11)]]. **//Слова. Слово 41.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-7 **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне** **"И исполнились"**, прибавляется далее, **"все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать"** [[new:act:02:04|(ст. 4)]]. Прежде всякого другого знамения получают они именно это, так как оно было необыкновенно, и не было нужды в другом знамении. //"И почили"//, сказано, //"по одному на каждом из них",// – следовательно, и на том, кто не был из­бран; потому-то он уже и не скорбит, что не избран подобно Матфию. Сказано: **и исполнились все**. Не просто приняли благо­дать Духа, но исполнились. **"И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать"**. Не сказал бы: "все", хотя тут были и апостолы, если б и остальные не участвовали. С другой стороны, сказав о них прежде отдельно и поименно, он и теперь не сказал бы о них на ряду с прочими. Если там, где нужно было сказать только, что тут апостолы, он упоминает о них отдельно, то тем больше (упомянул бы) здесь. Но заметь, прошу тебя, как Дух приходит именно тогда, когда они пребывают в молитве, когда имеют любовь. А слова: //"как бы огненные"// напомнили им и о другом видении, потому что, как огонь, Он явился и в купине. **"Как Дух давал им провещевать";** их слова, действительно, были провещаниями (αποφθέγματα). Сказано: **"в Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные"** [[new:act:01:05|(ст. 5)]]. Что они были благоговейны, свидетель­ством тому служит именно то, что они тут жили. Каким образом? Принадлежа к столь многим народам и оставив свое отечество, свои домы, своих родственников, они жили тут. **"В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение"** [[new:act:01:05|(ст. 5, 6)]]. Так как это событие случи­лось в доме, то, естественно, сбежались находившиеся вне дома. **"Народ, и пришел в смятение"**. Что значит: **"в смятение"**? Смутился, удивился. За­тем (писатель), разъясняя, чему удивлялись, прибавляет: **"ибо каждый слышал их говорящих его наречием"**. Итак, собрался народ **"говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?"** [[new:act:01:06|(ст. 6-7)]]. Тотчас же обратили взоры на апостолов. //**Беседы на Деяния Апостолов.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** Галилеянин Петр и Андрей то персидским, то мидийским языком изъяснялись; Иоанн и прочие апостолы на всех языках говорили перед язычниками. Ибо не ныне начали собираться сюда во множестве чужестранцы отовсюду, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они, не учась, узнали? Столько лет с помощью грамматики и наук учатся только греческому языку, чтобы хорошо говорить на нем, и не все в равной степени говорят. Ритор может преуспеть в речи, а грамматик иногда и не очень хорошо говорит, и даже знающий грамматику не знает философии. А Дух Святой вдруг научает многим языкам, которых апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость, это Божественная сила. Какое сравнение их долговременного невежества с совершенным и внезапным, многообразным и необычайным действием языков?! Произошло смешение в слушавшем народе. Второе смешение, противоположное первому, злому вавилонскому смешению. Ибо при смешении языков первом было разрушение замысла, так как замысел был богопротивным, здесь же утверждение и соединение мыслей, так как благочестивым был помысел. Через что отпадение, через то же и восстановление. **//Поучения огласительные. Поучение 17.//** ===== Свт. Лев Великий ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** Сколь быстрой является речь мудрости, и как быстро постигается то, чему учат, там, где Бог является учителем! Не надо было слушать объяснения, привыкать пользоваться. Не надо было времени для изучения, но, так как //Дух// истины //дышит, где хочет// [[new:in:03:08|(Ин. 3:8)]], собственные языки отдельных народов стали общими в устах Церкви. Итак, с этого дня прозвучала труба евангельской проповеди, с этого дня ливни благодатных даров и потоки благословений стали орошать всякую пустыню и высохшую вселенную, так как для //возобновления лица земли// [[old:ps:103:30|(Пс. 103:30)]] //Дух Божий носился над водою// [[old:gen:01:02|(Быт. 1:2)]], а для рассеивания древних сумерек засверкало сияние нового света, когда в блеске сверкающих языков слышится Слово Господа сверкающее и огненная речь, у которой для творения понимания и для искоренения греха есть и действенность озарения, и сила сожжения. //**Проповеди.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** См. Толкование на [[new:act:02:03#svt_grigorij_palama|Деян. 2:3]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** См. Толкование на [[new:act:02:02#svt_nikolaj_serbskij|Деян. 2:2]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** **Исполнишася вси Духа Свята**. После того, как «погрузившийся в твари» (в отдельном издании: «прилепившийся к тварям»), не могши сносить несозданнаго света, человек скрылся [[old:gen:03:08|(Быт. 3:8)]] от Бога, и Бог скрылся от человека, дабы не истребить преступника святым Своим присутствием, //Единый// Триипостасный, //по неизреченной благости, вновь приближился к отчужденному//, в постепенных откровениях, да //Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа// [[new:2kor:13:13|(2 Кор. 13:13)]] возставит и паки превознесет падшаго. Явился Отец в обетованиях любви и милосердия и устрашеннаго всемогущим правосудием грешника провождал к ходатайству Сына: явился Сын под покровом человечества, и, в Себе Самом победив грех, и умертвив смерть, отверз Благодати Святаго Духа дверь к сынам гнева: явился наконец Дух Святый в знамении огненных языков и проникнул в Апостолах естество человеческое, дабы усвоить ему благоволение Отца и заслуги Сына и соделать, да будем //причастницы божественнаго естества// [[new:2pet:01:04|(2 Пет. 1:4)]]. //В тот самый день, в который дан некогда на Синае закон духа работы в боязнь смерти; в тот самый день исшел ныне// от Сиона закон Духа жизни, свободы, сыноположения [[new:rim:08:15|(Рим. 8:15)]]: да разумеем, что не постигнутое плотским Израилем оправдание закона исполняется в чадах веры, ходящих по духу [[new:rim:09:31|(Рим. 9:31)]], [[new:rim:08:04|(Рим. 8:4)]], и общество спасаемых предъизмеренным шествием приближается к совершению. Итак, мы должны взирать на сошествие Святаго Духа не токмо как на чудо, прославившее Апостольскую церковь, но и как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшаго, но продолжение Апостольскаго приготовления к приятию онаго Духа, непрестанно дышащаго, идеже хощет. Апостолы, как повествует книга их деяний, после постоянных и единодушных молитв, исполнишася Духа Свята; и не только Апостолы, но, по изъяснению святаго Златоуста, и пребывавшие с ними ученики, //имен народа вкупе яко сто и двадесять// [[new:act:01:16|(Деян. 1:16)]], //исполнишася вси//. И нас ныне церковь, как и в //Иерусалимской горнице// [[new:act:01:13|(Деян. 1:13)]], //во храме сем совокупляет//, дабы призвать Утешителя Духа истины, да приидет и вселится в нас. Чтобы столь важное прошение не сретилось с древним упреком: //не веста, чего просита//, – вникнем, слушатели, предварительно, что такое //исполниться Духа Свята// и колико дар сей необходим для всех и каждаго. Не осмелимся говорить здесь о Духе Святом, как о третием лице покланяемыя Троицы, исходящем от Отца и почивающем в Сыне; сам только //Божий Дух испытует глубины Божия// [[new:1kor:02:10|(1 Кор. 2:10, 11)]]. //Дух, посылаемый Сыном от Отца// [[new:in:15:26|(Ин. 15:26)]] в спасительных дарах, Дух, исполняющий человека, человек, исполненный Духа: – вот предметы, которые постигает человек, но и то человек, Духом же обитаемый; мы, едва ли //начаток духа имуще// [[new:rim:08:23|(Рим. 8:23)]], только издалека, чрез зерцало слова Божия, приникать можем в явления сего великаго таинства. Что такое Дух Святый в первоначальных дарах Своих, сие изъясняет Сам Он Своими огненными языками. Он есть невещественный огнь, который действует двумя силами: светом и теплотою, – светом веры, теплотою любви. Сей небесный свет, по выражению «Соломона», //предходит и просвещает, дондеже исправится день// [[old:pr:04:18|(Притч. 4:18)]]. //Разгоняет мглу неведения и сомнений; открывает обман призраков//, которые погрязший в чувственности разум принимает не редко за истины; дает человеку видеть себя самого в наготе растленной природы, познать мир в отношении к душе и ощутить присутствие Бога, яко источника света; //сообщает уповаемых извещение, вещей обличение невидимых// [[new:evr:11:01|(Евр. 11:1)]]. По той мере, как свет от Солнца правды умножается в уме, согревается и воспламеняется сердце. Любовь Божественная изгоняет из него самолюбие, попаляет в нем терние плотских пожеланий, очищает; упраздняет его и взаимно привлекает в душу новый свет. Слияние сих источных даров Духовных образует огненный язык, //изрекающий закон Бога Слова в сердце// [[old:ps:036:31|(Пс. 36:31)]] человека, //воображающий в нем Христа// [[new:gal:04:19|(Гал. 4:19)]], совершающий «возрождение» в жизнь духовную. Способ, каковым человек исполняется благодатных даров, есть единое нераздельное действие Св. Духа, которое, однако, в человеке начинается и прекращается, уменьшается и возрастает, длится и ускоряется, приемлет различныя направления и виды; всегда соответствует готовности приемлющаго, но никогда не зависит от его произвола; сопровождается ощутительными следствиями, но убегает от разсудка, желающаго взойти к его началу. Простираясь из внутренняго во внешнее, оно уподобляется влаге, //сходящей на руно Гедеоново// [[old:sud:06:38|(Суд. 6:38)]], которая из воздуха открывается в каплях воды и наполняет окрин, – или ветру, примечаемому в тех движениях, которыя он производит, но не в тех, которыя его составляют. //Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет, тако есть всяк человек, рожденный от Духа// [[new:in:03:08|(Ин. 3:8)]]. Какия же суть примечательнейшия перемены, которыя могут означить путь Духа Божия в душе человеческой? Бывают минуты, в которыя и преданный миру и плоти человек пробуждается от очарования, в каковом они держат его; видит ясно, что прошедшая жизнь его есть цепь заблуждений, слабостей, преступлений, измен Богу, что дела его естественно суть семя будущих казней, и что самыя добродетели его не постоят пред взором вечнаго Судии; осуждает сам себя, трепещет всем существом своим и, будучи отчаян в самом себе, чрез сие отчаяние влечется к упованию на Бога: «сие расположение» к покаянию что есть иное, как не тот Дух велик и крепок, разоряя горы и сокрушая камение (то-есть низлагающий гордость и умягчающий жестокосердие), который //посылает пред собою мимоходящий Господь// [[old:2ts:19:11|(3 Цар. 19:11)]]? Что, как не то дыхание бурно, которое предвещает //сошествие Святаго Духа// [[new:act:02:02|(Деян. 2:2)]]? Что, как не тот страх Твой, Господи, среди коего мы //во чреве приемлем Дух спасения Твоего// [[old:is:26:18|(Ис. 26:18)]]? Блажен, кто «с покорностию дает влещи и себя» сему стремлению Духа Божия! Оно поведет его //тесным путем// [[new:mf:07:14|(Мф. 7:14)]] самоотвержения; заставит его самого исторгать то, что прежде посеял, и разрушать то, что созидал; научит его //страдать и радоваться во страданиях// [[new:kol:01:24|(Кол. 1:24)]]; //распять плоть со страстьми и похотьми// [[new:gal:05:24|(Гал. 5:24)]], дабы совершенно предать дух в руце Божии. Мало-по-малу бурное дыхание превратится в те кроткия, неизглаголанныя воздыхания, коими //Сам Дух о нас ходатайствует// [[new:rim:08:26|(Рим. 8:26)]], – в тот живой глас, коим вопиет Он в сердцах наших: //Авва Отче// [[new:gal:04:06|(Гал. 4:6)]]; и тогда человек исполняет Христову заповедь о //непрестанной молитве// [[new:lk:18:01|(Лк. 18:1)]], «что, при однех собственных силах, было бы для него невозможно и по его склонности к разсеянию, и по неведению предметов и образа истинной молитвы: о чесом бо помолимся», якоже подобает, не вемы. С упражнением в непрестанной молитве неразлучно соединяется Духовное уединение, в котором христианин, //вошед в клеть свою и затворив двери// [[new:mf:06:06|(Мф. 6:6)]], пребывает, подобно как Апостолы, //в ожидании обетования Отча// [[new:act:01:04|(Деян. 1:4)]]. Он не вдается в развлечение, в коем миролюбцы, связанные суетными благоприличиями, преследуя утехи, преследуемы заботами, редко возвращаются к себе: //но пленяет разум в послушание Христово// [[new:2kor:10:05|(2 Кор. 10:5)]] и все свои желания или //воскриляет горе, где живот его сокровен есть со Христом в Бозе// [[new:kol:03:03|(Кол. 3:3)]], или //упокоивает внутрь себя//, где Благодать, наконец, //должна открыть царствие Божие// [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]]. Исполняет обязанности своего состояния, не привязываясь к соединенным с ними выгодам; пользуется наружными благами, но «не прилепляется к ним»; приобретает так, как бы не имел нужды; теряет так, как бы отдавал излишнее. Если человек твердо решится, по возможности, удерживать себя в сем состоянии самоотчуждения, то скоро его //пустыня жаждущая процветет, яко крин// [[old:is:35:01|(Ис. 35:1)]], //зерно горушно, вверженное в вертоград души его, возрастет в древо велие// [[new:lk:13:19|(Лк. 13:19)]]; сквозь тлеющий покров //ветхаго человека, отчасу более совлекаемый, будет просиявать новый человек//, созданный по Богу в правде и преподобии истины [[new:kol:03:09|(Кол. 3:9)]]; [[new:ef:04:24|(Еф. 4:24)]]; и дух святыни дышать будет во всех его способностях и действиях. Так исполненный Духа Свята человек не потемненному предразсудками оку представляет такой образ совершенства, пред которым, как тень, исчезает все, что мир называет прекрасным и высоким. Его, слушатели, оценил Апостол, когда о некоторых подвижниках веры сказал, что //их не бе достоин весь мир// [[new:evr:11:38|(Евр. 11:38)]]. Благодать превращает в безценное сокровище все, к чему ни коснется в человеке, ей преданном. В его уме сияет дух премудрости, – не той, которою сыны века сего преимуществуют, по словам Спасителя, //в роде своем// [[new:lk:16:08|(Лк. 16:8)]], то-есть которая научает их быть изобретательными в способах и ловкими в случаях к снисканию временных выгод и умножать свое достоинство не столько в себе, сколько во мнении других, – но //премудрости, духовно востязующей вся// [[new:1kor:02:15|(1 Кор. 2:15)]], дабы все обратить в средства к единому вечному благу души. Его волю движет дух свободы: ибо закон Духа жизни о Христе Иисусе его свободил от закона греховнаго и смерти, который дает своим рабам столько тяжких владык, сколько есть нужд и прихотей, страстей и привычек. Во глубине сердца его почивает дух утешения и мира, //всяк ум превосходящаго// [[new:fil:04:07|(Фил. 4:7)]], который Иисус Христос дает ученикам своим, //не якоже мир дает// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]]: ибо мир мира есть краткая дремота под шумом опасной бури, – безопасность, основанная на неведении, так что радостныя восклицания: «мир и утверждение!» иногда прерывает //внезапу нападающее всегубительство// [[new:1sol:05:03|(1 Фес. 5:3)]]; напротив того, «мир, даруемый Христом», утверждается на непоколебимой уверенности в примирении с Богом, «так что христианин в самых искушениях, скорбях и опасностях не стужает си, но и в смерть предается мирно, в уверении», что //еже ныне легкое печали по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделывает// ([[new:2kor:04:08|2 Кор. 4:8]]–[[new:2kor:04:17|17]]). В нем обитает дух величия, которое не есть ни слепая отважность, ни гордость, покрытая пышностью, ни блеск естественных добродетелей, нечистых в своем источнике, но истинная возвышенность мыслей, занятых Богом, обширность видов, ограничивающихся одною вечностию, благородство чувствований, рожденных и воспитанных словом Божиим, – дух смирения, которое среди богатства благости Божией усматривает в себе одну бедность и недостоинство, дабы тем более величить Господа; между тем как «не возрожденные» Духом Божиим в самых недостатках своих стараются находить нечто великое, самым унижением просят себе почтения, «пресмыкаются, чтобы подавлять других», – дух силы, с которым христианин не есть более оный человек «безсильный», пленник собственных чувств, со всех сторон открытый нападениям врага, побежденный прежде сражения и, дабы усмирить одну страсть, покаряющийся другой; но //добрый воин, облеченный во вся оружия Божия// [[new:ef:06:11|(Еф. 6:11)]], //могущий вся о укрепляющем его Иисусе Христе// [[new:fil:04:13|(Фил. 4:13)]], //силою восхищающий царствие Божие// [[new:mf:11:12|(Мф. 11:12)]]. Что сказать о тех чрезвычайных дарованиях, о тех явлениях Духа, которыя //избранным Божиим даются на пользу// [[new:1kor:12:04|(1 Кор. 12:4, 7)]] других, в созидание всея церкви? О, несравненное счастие быть сосудом, жилищем, орудием Духа Божия! О, блаженство на земли небесное! О, таинство, в котором сокрывается все, чего ищет дух человеческий, и о чем //вся тварь совоздыхает и сболезнует// [[new:rim:08:22|(Рим. 8:22)]]! Но, Господи! //кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся// [[old:is:53:01|(Ис. 53:1)]]? //Плоть и кровь не являют// [[new:mf:16:17|(Мф. 16:17)]] сего таинства: мир думает, что и на небесах дышат духом мира, и, столь многократно слыша глаголющих языком Духа Твоего, доселе, так же, как прежде, ругается: вином исполнени суть. Так. Есть и между христианами люди, которым дары Святаго Духа кажутся столь странными, что если не смеют совсем отвергнуть их, по крайней мере относят к другим лицам и временам; а сами, не помышляя о возрождении, довольствуются или праздною надеждою на заслуги Ходатая, или даже собственною честностию. Не будем обманываться привлекательным видом, который имеет обыкновенная мирская честность. Не быть врагом веры, не делать вопиющих несправедливостей, оказывать иногда благодеяния, убегать вредных излишеств, – кратко, исполнять только необходимыя и наружныя обязанности человека и члена общества – значит только //повапливать свой гроб// [[new:mf:13:27|(Мф. 13:27)]], который между тем остается внутрь–уду полн костей мертвых; значит //срывать листвие древа животнаго, данное во исцеление языком, но не вкушать плодов// [[new:otkr:22:02|(Откр. 22:2)]] его, долженствующих питать христианина; значит иметь правду книжников и фарисеев, которая //не вводит в царствие небесное// [[new:mf:05:20|(Мф. 5:20)]]. А проникнуть в изгибы своего //сердца, отколе исходят помышления злая// [[new:mf:15:19|(Мф. 15:19)]], и там водворить чистоту и святость, а соблюсти весь закон, и не согрешить ни во едином, //дабы всем не быть повинну// [[new:iak:02:10|(Иак. 2:10)]], – какой своему токмо разуму и силам оставленный человек похвалится, что исполнит сие? //Един Бог зиждет в человеке сердце чисто, и дух прав обновляет во утробе его// [[old:ps:050:12|(Пс. 50:12)]]. Должно //родиться свыше, чтобы видеть царствие Божие// [[new:in:03:03|(Ин. 3:3)]]. С другой стороны, когда //неистленное семя// [[new:1pet:01:23|(1 Пет. 1:23)]] сего вышняго рождения низведено на землю смертию Богочеловека, мы не можем и остальное предоставить, безконечной впрочем, силе заслуг Его. Как? Разве Бог предал Сына Своего в жертву не только своему Правосудию, но и нашей неблагодарности? Разве мы для того познали действительность крестной жертвы, чтобы тем с большею безпечностию оставаться в бездействии? Так мыслить не есть возвышать цену заслуг Христовых, но паче «унижать их» и почивать на них с такою же пагубною безопасностию, как некогда Иудеи почивали на законе. «Если мы во Христа крестились, то, согласно сему исповеданию, да явим в себе плоды крещения не только водою, но и духом; ибо Христос крестит Духом Святым и огнем» [[new:mf:03:11|(Мф. 3:11)]]. Наконец, когда Божественный дар Духа кажется нам редким явлением: не заключим из сего, что он не для всех. Он для всех, как скоро все для него. Если не примечают более следов Его: то или имеют очи – и не видят; или в самом деле вопрос: //егда приидет Сын человеческий, обрящет ли веру на земли// [[new:lk:18:08|(Лк. 18:8)]], – приближается к разрешению, и самый мир находится при последнем издыхании. Вселенная знает, что случилось с нею тогда, когда рек раздраженный Бог: //не имать Дух мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть// [[old:gen:06:03|(Быт. 6:3)]]. Тогда не только беззаконный род человеческий, но и тварь, повинувшаяся суете неволею, потребились мстительными волнами. Еще подобное прещение – и наступит огненный потоп суда последняго! Но доколе Бог сохраняет бытие наше, христиане, и благоденствие Церкви Своей, дотоле мы не можем сомневаться, что Дух Божий в ней пребывает. Также, как при создании мира, Он ношашеся верху воды, носится Он и ныне, при продолжающемся возсоздании человека, над бездною разстроеннаго естества нашего и животворящим осенением оплодотворяет его к благодатному «возрождению». Предадим себя Его всесильному действию; преведем к нему наши мысли и желания от смешения плоти и мира; воззовем из глубины отпадения нашего, да снидет на нас и Своею благодатию, ходатайством Искупителя нам приобретенною, очистит, просветит, обновит, освятит и спасет, Благий, души наша. Аминь. //**Слова и речи. 1. Слово в день пятидесятницы (Говорено иеромонахом Филаретом в Александроневской лавре; напечатано отдельно и в собраниях 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.) 1811 год**// ===== Блж. Августин ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** В этой удивительной согласованности есть то большое несоответствие, что там народу строго запрещалось собираться в том месте, где давался закон, а здесь Святой Дух сходит на тех, кто был собран вместе, ожидая Его, обещанного им. Там перст Господа действовал на каменных скрижалях, а здесь - в сердцах людей. Значит, там закон был дан извне, для устрашения несправедливых людей, здесь закон был дан изнутри, которым они оправдываются. «//Не прелюбодействуй, не убивай, не пожелай//», и все прочие заповеди, написанные на этих скрижалях, повторяются и в той проповеди, где говорится: //Люби ближнего своего как самого себя// [[new:mf:19:19|(Мф 19:19)]]. //Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона// [[new:rim:13:10|(Рим 13:10)]]. Эта //любовь// записана не на каменных скрижалях, но //излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам// [[new:rim:05:05|(Рим 5:5)]]. Значит, закон Божий - это любовь. Плотская мудрость ему не подчиняется, ибо не может. Но когда на скрижалях пишутся дела любви для устрашения этой плотской мудрости, то это есть закон дел и буква, убивающая лицемера. А когда сама любовь распространя ется в сердцах верующих, то это - закон веры и Дух, животворящий любящего. //**О духе и букве.**// ---- Ведь и само это видимое дарование Святого Духа Господь осуществил не однажды, но дважды. Ведь сразу же после воскресения из мертвых Он сказал, дунув: //Примите Духа Святаго// [[new:in:20:22| (Ин 20:22)]]. Итак, разве тогда дав Его, Он поэтому не послал позже Того, Кого обещал? Или Он не Тот же ли Святой Дух, Который и тогда был выдохнут Им, и после Им Самим послан с неба? Поэтому другой вопрос состоит в следующем: почему сам дар Его, сделанный очевидно, был сделан дважды? Возможно, из-за заповеди любви к двоим - к ближнему и к Богу, чтобы видно было, что любовь при надлежит Святому Духу, этот Его дар был явным образом дан дважды. А если надо искать другую причину, то теперь в ее поисках не следует рассуждать дольше, чем нужно. Только пусть будет известно, что без Святого Духа мы не сможем любить Христа и соблюдать Его заповеди. И мы можем это делать тем меньше, чем меньше мы Его принимаем; и тем больше, чем больше мы Его принимаем. Поэтому не напрасно Он посылается не только не имеющим, но и имеющим. Не имеющим, чтобы они имели, а имеющим, чтобы имели еще больше. Ведь если бы один не имел меньше, а другой больше, то святой Елисей не сказал бы святому Илии: //Дух, Который в тебе, пусть будет на мне вдвойне// [[old:4ts:02:09|(4 Цар 2:9)]]. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** См. Толкование на [[new:act:02:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:1]] ===== Беда Достопочтенный ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** Единство языков, уничтоженное гордостью Вавилона, было восстановлено смирением Церкви, а в духовном смысле разнообразие языков означает многие благодатные дары. В действительности, не так, как следует, воспринимается то, что Святой Дух для того впервые дал людям дар языков, которыми человеческая мудрость извне учится и которым научает, чтобы показать, как легко Он может сделать людей мудрыми через Божественный разум, который у них внутри. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** Следовательно, он услышал язык, которого не знал [[old:ps:080:06|(Пс 80:6)]]. Здесь под языком мы должны понимать наставления Нового Завета. Ведь если ты понимаешь речь, то каким образом еврейский народ услышал язык, которого не знал, в то время, как не подлежит сомнению, что Господь Христос говорил на еврейском? Значит, это говорится, потому что они услышали язык через Евангелие, то есть предписания, которых они раньше не знали. Или это означает время, когда апостолы, исполненные Святого Духа, разговаривали на разных, хотя и не известных им языках. //**Изъяснение Псалмов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** **Исполнишася вcи Духа Свята**. «Все исполнились Духа Святого»: не то значит это, будто прежде не было в них Духа Святого, а теперь Он сошел на них: нет, Св. Дух, как третье лицо Святой Троицы, как единосущный Отцу и истинный Бог, всегда присутствует на всяком месте и все содержит в бытии и в благоустройстве. Так говорит Псалмопевец: //Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их// [[old:ps:032:06|(Пс. 32:6)]]. Но в естественном порядке бытия мира и всего рода человеческого Дух Святый являл Себя человеку, как творению, лишенному славы Божией, осужденному за грех прародительский, как сыну гнева. А теперь, по вознесении Богочеловека Иисуса Христа на небо, Дух Святый исполняет всех, верующих в Иисуса Христа, как Дух Утешитель [[new:in:14:16|(Ин. 14:16)]], как Дух любви [[new:rim:05:05|(Рим. 5:5)]], как всеблагий Дух, по заслугам Господа Спасителя, возрождающий верующих в новую жизнь [[new:in:03:05|(Ин. 3:5)]]. Так прежде не действовал Дух Святый; потому что правда Божия требовала, чтобы прежде обетованный Спаситель Своим схождением на землю, своими страданиями и крестною смертью примирил человеческий род с праведным Богом. Иисус Христос говорит: //веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы//. И святой Евангелист, в объяснение слов Господа, присовокупил: //сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен// [[new:in:07:38|(Ин. 7:38,]] [[new:in:07:39|39)]]. "Это сказал (Иисус) о Духе, которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого", т. е. в них еще не действовал так Дух Святый, как стал действовать со дня сошествия Его на Апостолов и других учеников Христовых, бывших с ними в Сионской горнице. Почему же Святый Дух прежде не действовал так? Евангелист Иоанн Богослов отвечает: "ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен". Иначе можно сказать так: ибо они еще не получили Духа Утешителя, или Дух Святый еще не являл в них спасительной своей благодати, потому что Иисус Христос еще не совершил искупления, еще не умер за грехи мира, не воскрес, не вознесся на небо, чтобы, как обещал Он, ниспослать от Отца Духа Утешителя. А теперь исполнилось то, о чем предсказал Господь Спаситель: из чрева верующих, о чем предсказали пророки [[old:is:12:03|(Ис. 12:3;]] [[old:iol:03:18|Иоил. 3:18)]], потекли реки воды живой, или спасительной благодати, являющейся в различных дарах, или действиях одного и того же вседействующего Святого Духа [[new:1kor:12:04|(1 Кор. 12:4-11)]]. **Исполнишася вси Духа Свята**, исполнились все Духа Святого: так изображается обилие даров Святого Духа, сообщенных Апостолам и другим ученикам Иисуса Христа. С этого времени Дух Святый могущественно стал действовать в верующих к их спасению, подавая им многоразличные благодатные дары, необходимые как для собственного их спасения, так и для спасения других. Без сомнения, эта полнота Духа Святого или мера излившихся благодатных даров не во всех была одинакова, но соответствовала достоинству и потребности каждого. Кто исполнились Духа Святого? И Апостолы, и бывшие с ними верующие. Святый Златоуст говорит: «на одних ли только двенадцать учеников пришел Святый Дух, а не на всех? Нет, Он пришел и на всех сто двадцать человек [[new:act:01:16|(Деян. 1:16)]]. Петр не без основания привел свидетельство пророка, говоря: //и будет в последния дни, глаголет Господь Бог, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваша, и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят// [[new:act:01:17|(ст. 17)]]. Надобно полагать, что все исполнились Святого Духа, и каждый в своей мере, по своему достоинству и соответственно своему назначенью; избранные Апостолы получили преимущественную полноту, соответствующую апостольскому их служенью, а все прочие – соответственно своему достоинству и нуждам каждого; ибо каждому, учит Апостол, //дается проявление Духа на пользу// [[new:1kor:12:07|(1 Кор. 12:7)]]. **И начата глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати**. Предшествовавшие знамения, шум с неба и явление языков как бы огненных, приходили отвне, и обращали внимание на схождение Духа Божия на Апостолов и бывших с ними; а теперь раскрываются знамения Духа Божия, действующего в них самих. "Начали говорить на других языках". Кто стали говорить на других языках? Неученые, простые Галилеяне, которые, кроме своего народного языка, не знали других языков. Они стали говорить на других, незнакомых им прежде языках, не изучив их каким бы то ни было образом, – этого не было: они, призванные Господом к последованию за Ним, только изучали Божественное Его учение; но теперь говорили на других языках по дару Святого Духа, "как Дух давал им провещавать", то есть, каждый говорил на том языке, на каком говорить получал дар от Святого Духа. Об этом знамении предсказал Господь: //знамения же веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут: языки возглаголют новы// [[new:mk:16:17|(Мк. 16:17)]]. Это знамение языков, или чудесный дар говорить на других, незнакомых прежде языках, с одной стороны показывал сверхъестественное преобразование учеников Христовых и как бы перерождение их в иных людей действием Святого Духа, которое раскрылось в предшествующих знамениях сверхъестественного шума, сверху или с неба сшедшего, и разделяющихся языков, по-видимому огненных, которые сели, по одному, на каждого из них; а с другой стороны разделяющиеся языки и дар говорить на других языках показывали назначение Апостолов к служенью Евангельской проповеди между разными народами, и самый дар языков для них необходим был как благодатное средство к проповеданию Слова Божия другим народам. А шум с неба, происшедший как бы от несущегося сильного ветра, и явление как бы огненных языков предозначали могущественное действие Евангельской проповеди, ниспровергающей нечестие, заблуждения и господствующие пороки, и преобразующей, как бы переплавляющей естественного греховного человека в нового, святого, покоряющей ученью Христову племена и народы и устрояющей на земле царство небесное, из земнородных воспитывающей небожителей. О даре говорить на незнакомых языках учит апостол Павел [[new:1kor:14:start|(1 Кор. гл. 14)]]. Об этом даре много сохранилось свидетельств и у древних отцев Церкви: св. Игнатия, Поликарпа, Иринея и др. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать** **Исполнились все Духа Святого** "Дух Святый, - говорит Григорий Богослов [[new:act:04:16|(Деян. 4:16)]], - действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах..., потом в отцах и пророках..., после же всего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно - по мере их удобоприемлемости и в три различные времена: до прославления Христова страданием, по прославлении воскресением и по вознесении на небо или устроении [[new:act:03:21|(Деян. 3:21)]], как показывает первое - очищение от болезней и духов, производившееся, конечно, не без Духа; также по совершении домостроительства - дуновение Христово, которое очевидно было Божественным вдохновением, и наконец - нынешнее разделение огненных языков... Но первое было не ясно, второе явственное, а нынешнее совершеннее: ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует и как бы сказал иной - сопребывает и сожительствует Дух..." **Начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать**. В объяснение сего так говорит св. Кирилл Иерусалимский: "Петр и Андрей - галилеяне говорят по-персидски и по-мидийски, Иоанн и прочие апостолы изъясняются на всяком языке с пришедшими от язычников. Дух Св. научает многим языкам вместе, каких вовсе не знали наученные Им. Это - Божественная сила! Какое сравнение между долговременным их неведением и между этою всеобъемлющею, многостороннею, необычайною, внезапною силою говорить на всех языках..." Св. Феофилакт поучает: "почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многое, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Святого, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что апостолы могли говорить на многих языках..." Св. Ириней (202 г.) говорит о многих, еще в его время живших христианах, которые имеют "пророческие дарования, говорят на разных языках (pantodapaiV glwssaiV), открывают тайны сердца человеческого в назидание и объясняют тайны Божии" (adv. haer. V:6). В собеседованиях о жизни италийских Отцов - творении Григория Двоеслова - упоминается об одном отроке Арментарии, который говорил на иноземных языках, не учившись им (с. 304). Следы древности понимания дара языков в собственном смысле можно видеть и в том, что Фипострат, описывая жизнь Аполлония Тианского, которого хотел противопоставить Иисусу Христу, заметил о нем, что он знал не только все языки человеческие, но и язык животных. В Церковной Истории встречаются позднее примеры чудесного разумений иностранных языков, напр., в Ефреме Сирине. [<10>]