[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:6 ====== ===== Свт. Григорий Богослов ===== **Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием** **«Каждый слышал же»**. Остановись здесь не надолго и подумай, как разделить речь. Ибо в выражении есть обоюдность, устраняемая знаком препинания. Так ли слышали каждый на своем наречии, что, так сказать, глас исходил один, а слышны были многие гласы, по причине такого сотрясения в воздухе, или, яснее скажу, из одного гласа происходили многие? Или, остановившись на слове слышал, слова говорящих своими гласами, отнести должно к последующему, чтобы получился смысл: произносящих гласы, которые были свои для слушающих, а это значит, гласы иноязычные. С последним я более согласен, потому что первое было бы чудом, которое относилось бы больше к слушающим, нежели к говорящим, а последнее относится прямо к говорящим, которых и укоряют, что они пьяны, из чего видно, что по действию Духа сами они чудодействовали в произнесении гласов. Правда, достохвально было и древнее разделение языков, когда строили столп злонамеренно и безбожно одноязычные (на что и ныне дерзают некоторые), ибо единомыслие, нарушенное различием языков, разрушило и предприятие. Но гораздо достохвальнее разделение, совершенное чудесно ныне, ибо, от единого Духа излившись на многих, опять возводится к единому согласию. И есть различие дарований, требующее нового дарования, чтобы уметь отличить превосходнейших из них, потому что все имеют нечто похвальное. Можно бы назвать прекрасным и то разделение, о котором говорит Давид: //«Расстрой, Господи, и раздели языки их»// [[old:ps:054:10|(Пс.54:10)]]. За что же? За то, что возлюбили //«всякие гибельные речи, язык коварный»// [[old:ps:051:06|(Пс.51:6)]]. Почти явно обличает здесь Давид те языки, которые рассекают Божество. Но об этом довольно. **//Слова. Слово 41.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием** Видишь благочестие этих людей, как они не тотчас произносят приговор, но недоумевают? А те неразумные произносят приговор, говоря: //они напились сладкого вина//. Так как по закону можно было им три раза в год являться в храме, то тут жили благочестивые люди от всех народов. Заметь из настоящего случая, как писатель не льстит им: не сказал, что они подали свой голос, но что? **Собрался народ, и пришел в смятение**. Это и естественно; они думали, что настоящее событие грозит им погибелью за то, что они дерзнули сделать против Христа. //**Беседы на Деяния Апостолов.**// См. также Толкование на [[new:act:02:04#svt_ioann_zlatoust|Деян. 2:4]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием** См. Толкование на [[new:act:02:02#svt_nikolaj_serbskij|Деян. 2:2]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием** См. Толкование на [[new:act:02:05#blzh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:5]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием** Видите, как по премудрому Божью устроенью, достигается цель знамения: **когда сделался шум, собрался народ**. Внешнее знамение было средством к привлеченью внимания народа. Народ, услышав шум, устремился к тому месту, где происходил шум. Народ собирается к месту шума, и что здесь находит? Видит собрание Галилеян, которых он прежде знал, как простых, необразованных людей, не знавших, кроме своего народного языка, никаких других языков, «и каждый слышал их говорящих его наречием». «И народ пришел в смятение». Может быть, и необычайный шум произвел необыкновенное впечатление; потому что он, хотя походил, по свидетельству Луки, на шум как бы от несущегося сильного ветра, но происходил с неба и обнимал только тот дом, где были ученики Христовы. Но еще более они поражены были необычайным явлением, когда каждый из них стали слышать из уст учеников Христовых свой язык, на каком кто говорил. Они видели, что эти Галилеяне как бы переродились, стали иными людьми. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием** **Каждый слышал их говорящих** "Остановись здесь ненадолго, - поучает св. Григорий Богослов, - и подумай, как разделить речь, ибо в речении есть обоюдность, устраняемая знаком препинания. Так ли слышали, каждый на своем наречии, что - так сказать - глас исходил один, а слышны были многие гласы, по причине такого сотрясения в воздухе, или, яснее скажу, из одного гласа происходили многое? Или - остановившись на слове слышал, слова - говорящею своими гласами отнести должно к последующему, чтобы вышел смысл произносящих гласы, которые были свои для слушающих, а сие значит - гласы иноязычные, С последним я более согласен, потому что первое было бы чудом, которое относилось бы более к слушающим, нежели к говорящим, которых и укоряют, что они пьяны, на чего видно, по действию Духа сами они чудодействовали в произнесении гласов..." [<10>]