[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина** См. Толкование на [[new:act:02:08#svt_ioann_zlatoust|Деян. 2:8]] ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина** Истину говорили, но с насмешкою. Вино поистине новое, благодать Нового Завета. Но сие новое вино из духовного виноградника, который много раз уже приносил плоды в пророках, а в Новом Завете процвел совершенно. Ибо как вещественная виноградная лоза, всегда пребывая одинаковой, в известное время приносит новые плоды, так и Тот же Дух, пребывая всегда Таковым, Каков Он есть, и многократно действовал в пророках, ныне показал нечто новое и чудесное. Ибо прежде была и у отцов благодать, но здесь в изобилии. Ибо там приобщились Духа Святого, а здесь крестились Им совершенно. **//Поучения огласительные. Поучение 17.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина** При всей нелепости этой клеветы, в ней, братие, есть нечто, стоящее благочестивого внимания. И апостол Павел противополагает вино Святому Духу, когда говорит: //«не упивайтеся вином... но паче исполняйтеся Духом»// [[new:ef:05:18|(Еф. 5:18)]]. Не напрасно сие противоположение. И святой Давид говорит, что праведники //«упиваются от тука дома»// Божия [[old:ps:035:09|(Пс. 35:9)]]. Не напрасно и это выражение. А невеста – верующая душа, описываемая Соломоном, говорит, что она //«введена была даже в дом вина, и призывает других пить оное и упиваться»// [[old:pp:02:04|(Песн. 2:4–5)]]. Тут еще более тайны. Что же все это значит? Вероятно то, что кто исполнен Святым Духом, кому Он //«по достоянию дхнет»//, тот бывает сам вне себя, и в действиях его, и в самом виде открывается нечто странное, выходящее из обыкновенного порядка, подходящее к тому, что усматривается в человеке в состоянии шумного веселья. Так святой Давид, исполненный Духа Божия, с царским венцом на главе, подобно младенцу, скакал всенародно пред ковчегом завета [[old:2ts:06:16|(2Цар. 6:16)]]. Но плотские люди не знают другого восторга, кроме чувственного; упоение Святым Духом, святое глумление от преизбытка благодати чуждо для них; они судят по своему опыту, и богохульствуют! – **«Ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть»**. Так, братие, и всегда мир заблуждает, когда берется судить о действиях святых Божиих человеков, когда подводит их под свои правила, под свой, так называемый, порядок, а в самом деле, беспорядок вещей. Прочтите жизнеописания святых, и вы увидите, что многие из них почитались людьми странными, лишенными если не ума, то благоразумия. Уже смерть открывала общее заблуждение, и показывала всем, что их //«не бе достоин весь мир!»// [[new:evr:11:38|(Евр. 11:38)]]. Таким образом, при самом сошествии Святаго Духа, снова подтвердились слова Спасителя, что //«мир... не знает Его»// [[new:in:14:17|(Ин. 14:17)]]. Он и никогда не узнает Его. Но вместе с сим оправдалось и то, что Дух Святый, //«пришед... обличит мир о грехе»// [[new:in:16:08|(Ин. 16:8)]]. **//Слово первое в день сошествия Святаго Духа.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина** См. Толкование на [[new:act:02:12#svt_nikolaj_serbskij|Деян. 2:12]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина** См. Толкование на [[new:act:02:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:7]] ===== Беда Достопочтенный ===== **А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина** **Насмехаясь** таинственно означает, что все же свидетельствуют об истине те, кто напился не старого вина, которого не хватило на браке Церкви, а молодого вина духовной благодати. Ведь //молодое вино// уже было налито //в новые мехи// [[new:mf:09:17|(Мф. 9:17)]], когда апостолы воспевали великие дела Божии //не по ветхой букве//, но //в обновлении духа// [[new:rim:07:06|(Рим 7:6)]]. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Аратор ===== **А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина** Праведное заблуждение, имея символическое значение, утверждало, что **напились** те, кто исполнился вином учения из нового источника. Новые сосуды [[new:lk:05:37|(Лк. 5:37-38)]] приняли новую влагу и не потерпели ущерба от ее терпкости, а пьющие ветхий сок виноградной лозы опьянели. Она, возделанная Христом, стала источником словесного пира, где придала рубиновый цвет изменившейся воде [[new:in:02:01|(Ин. 2:1-11)]], и в Церкви стала причиной нового брожения книг закона. //**История апостолов.**// [<10>]