[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **но это есть предреченное пророком Иоилем** И не сказал Петр, что это - Дух Святой, и не истолковал слов пророка, но привел лишь одно пророчество, предоставив ему говорить самому за себя. Ничего пока не говорит он и об Иуде, потому что всем было известно, какая казнь его постигла. Но он молчит, зная, что ничто на них так сильно не действует, как то, когда беседуют с ними на основании пророчества - это сильнее даже самих дел. Когда Христос творил чудеса, Ему часто противоречили; а когда Христос привел им следующие слова из пророчества: //Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня// [[old:ps:109:01|(Пс 109:1)]], они умолкли, так что не могли уже сказать Ему в ответ ни одного слова [[new:mf:22:46|(Мф. 22:46)]]. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// См. также Толкование на [[new:act:02:14#svt_ioann_zlatoust|Деян. 2:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 16-18 **Но сие есть реченное пророком Иоилем: И будет в последния дни, глаголет Господь, излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя: и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят. Ибо на рабы моя и на рабыни моя, во дни оны излию от Духа моего, и прорекут** Ссылается не на Христово имя, не на Христово обетование, но на обетование Отца. Замечай предусмотрительность. Не умолчал о пророчестве, но и не сказал прямо о том, что касается Христа, именно, что Он после того, как был распят и восстал, обещал им (апостолам) этот дар. Если бы он (Петр) сказал это, то испортил бы все; хотя это и могло доказать божественность Христа, но показалось бы невероятным. Вопрос же - в том, чтобы поверили тому, что говорится; а то, что показалось бы невероятным, заставило бы их поколебаться. Этих недоумений ничто не в состоянии разрешить, кроме пророческого свидетельства. Итак, когда возникает какой-нибудь сомнительный вопрос, не прибегай к рассуждениям. Рассудочные обсуждения также опровергаются, как составляются; а глас Божий кто разрушит? Рассуждение разрушается; Писание не разрушается. Не сказано: **излию** Духа моего, но: **от Духа моего**. Не Дух, но дар Духа изливается **на всяку плоть** и именно на уверовавшую, то есть, на язычников. Но он еще не открывает им этого; а слова: на всяку плоть, подают им и добрые надежды и не позволяют ожидаемые блага присваивать себе одним; чрез это самое он подсекает и зависть в самом ее корне. Обрати же внимание на то, как разнообразно откровение Святого Духа. Один, имея благодать Духа, пророчествует; другой, неспособный на это служение, получает дар видений: так Петр в шестом часу дня видит сосуд; так Корнилий в девятом часу видит ангела. Видение сердцем не называется взглядом или взором o3rama, но видением o3rasij. Иначе видят видение: так видевший говорит: //иди//; иначе видят теорему, когда видят уже не глазами; иначе поучаются образами, какие представляются во сне. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== Ст. 16-18 **но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать** **Но сие есть реченное пророком Иоилем**. Как бы так говорит: что вы видите теперь, чему удивляетесь, или что почитаете непонятным, это есть то самое, о чем предсказал пророк Иоиль. Что же предсказал Пророк? **И будет в последние дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть**. **И будет в последние дни**, или напоследок: так обыкновенно у Пророков указывалось будущее время по пришествии Мессии, или обетованного Спасителя, то есть время благодатного царства Христова. **Последние дни** или последнее время — это время от явления Спасителя на земле до скончания мира. Оно называется **последним временем** или **последними днями** потому, что благодатное царство Христово, в котором приобретается спасение чрез веру в Иисуса Христа, пришедшего в мир, есть последнее дело Божеского чрезвычайного попечения о роде человеческом. После этого времени будет скончание мира, последний суд, и настанет вечное царство славы, в котором праведники будут вечно блаженствовать. В предложенном пророчестве предсказываются события, простирающиеся на все продолжение времени от начала до конца благодатного царства Христова. **Глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть**. Это стало исполняться в день сошествия Святого Духа на Апостолов, продолжается доныне и будет продолжаться до скончания мира, доколе Дух Святой будет действовать в благодатной Церкви Христовой ко спасению верующих. Излияние или сошествие Святого Духа означает то событие, что, по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, — по ходатайству Его пред Богом Отцем, силою искупительных заслуг Его, принесенных в умилостивление правосудию Божию, — Дух Святый могущественно и обширно стал действовать в мире, ко спасению всех верующих в Иисуса Христа. Но это никак не означает того, будто только со времени сошествия Его на Апостолов Он стал присутствовать между человеками: как истинный Бог, Дух Святой вездеприсущ и действует во всем мире и в каждой твари, сохраняя бытие всех тварей в дивном благоустройстве, как Псалмопевец говорит: //Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их// [[old:ps:032:06|(Псал. 32, 6)]]. Изображая также вездеприсутствие, вседетельную и вседержательную силу Духа Божия, Псалмопевец говорит: //камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо ecu: аще сниду во ад, тамо ecu: аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя// [[old:ps:138:07|(Псал. 138, 7-10)]]. Дух Святой, как истинный Бог, по изображению церковной молитвы, есть //Царь небесный, — иже везде Сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни податель//. **Излию от Духа Моего на всяку плоть**. **Всякая плоть** означает всякого человека или всех людей, т. е. тех, которые будут веровать в Иисуса Христа и чрез веру будут достигать спасения, как учит Иисус Христос: //mакo возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный// [[new:in:03:16|(Иoaн. 3, 16)]]. **И прорекут сынове ваши и дщери ваши: и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят**. Так раскрывается обильное излияние Святого Духа. В ветхом завете только немногие избранные удостоивались просвещения от Святого Духа, и пророчествовали, или изрекали тайны Божии. А в новом завете ведение спасительных таин Божиих сделалось доступным для всех верующих в Иисуса Христа: и сыны и дщери, и юноши и старцы, внимая Евангельскому учению и просвещаемые благодатию Св. Духа, познают и возвещают друг другу, ко взаимному назиданию, высокие истины спасения. Таковы высокие истины о Пресвятой Троице, о Божеских делах творения и промышления, и о делах особенного Божеского попечения о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Божия! **Прорекут** или **будут пророчествовать**. — Это не означает только предсказывать будущее, хотя не исключает и сего значения; но означает вообще, при содействии Духа Святого, познавать и возвещать высокие и сокровенные истины, во славу Божию и ко спасению ближних. **И юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями будут вразумляемы**. Так показываются различные действия Святого Духа, многообразно открывающего человеку тайны спасения и различно руководствующего людей на пути спасения. В истории Христовой Церкви можно видеть множество чрезвычайных видений и вразумлений, служивших ко спасению верующих и к обузданию неверующих гонителей Христовой Церкви. **Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего, и прорекут**. Исчисляя тех, на кого будет изливаться Дух Святой, пророчество раскрывает ту великую и радостную истину, что Утешитель Дух Святой изливается на всех истинно верующих в Иисуса Христа; никто из таковых не отвергается: сыны и дщери, старцы и юноши, рабы и рабыни, все могут быть причастниками спасительных даров Святого Духа, могут и познавать спасительные истины и тайны, и возвещать их или беседовать о них друг с другом, ко взаимному назиданию и утверждению на пути спасения. Пророчество раскрывает ту же истину, которую апостол Павел изображает так: //Несть иудей, ни еллин, несть раб, ни свободь, несть мужеский пол, ни женский: вcu бо вы едино есте о Христе Иисусе// [[new:gal:03:28|(Гал. 3, 28)]]. //Глаголет бо Писание: всяк веруяй в Он, непостыдится. Несть бо разнствия Иудееви же и Еллину: Той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его. Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется// [[new:rim:10:11|(Римл. 10, 11-13)]]. Сам Господь Спаситель раскрыл эту волю Отца небесного, — т. е. чтобы все призываемы были ко спасению, — когда, посылая Апостолов на всемирную проповедь, сказал:// шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет// [[new:mk:16:15|(Марк. 16, 15,]] [[new:mk:16:16| 16)]]. Также: //шедше убо, научите вся языки, крестяще их// [[new:mf:28:19|(Матф. 28, 19)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-17 **но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут** **Предреченные пророком Иоилем** - следовательно, лет за 700 до сего [[old:iol:02:28|(Иоил 2:28-32)]]. Самое пророчество Иоиля приводится Дееписателем в несколько измененном виде против подлинника и LXX, как это делают нередко Сам Господь и апостолы. Так, вместо подлинного неопределенного выражения //"после того"//, у Апостола Петра видим выражение более определенное - **в последние дни**. Этим прежде всего исключается всякое отношение пророчества к какому-либо ближайшему ветхозаветному времени, а именно усвояется исполнение его к времени новозаветному, так как по библейскому воззрению весь период новозаветного Царства Божия представляется последнею эпохою домостроительства спасения человеческого, за которой имеет последовать уже всеобщий суд и царство славы. При этом, под выражением **в последние дни**, пророчества обыкновенно указывали не только такие будущие события, которые должны были наступить при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и такие, которые будут совершаться и в продолжение всего новозаветного времени, до конца его (ср. [[old:is:02:02|Ис. 2:2]]; [[old:mih:06:01|Мих. 6:1]] и др. ). **Излию от Духа Моего на всяку плоть**. По смыслу сего выражения, Дух Божий представляется, как полнота всех даров, из которой изливается тот или другой дар на того или другого верующего. Излияния - сообщение в изобилии, подобно дождю или изливаемой воде. **На всяку плоть** - всем людям, всему искупленному Христом человечеству, которое войдет в состав нового Царства Христова, во все время распространения его на земле, во всех народах, без разделения иудеев и язычников. Начало исполнения этого пророчества св. Апостол и указывает в настоящий момент, полный столь дивных знамений. **Будут пророчествовать... видеть видения... сновидения** и т. д. Так как дары Св. Духа неисчислимо разнообразны, то раздельнее приводятся лишь некоторые, более известные в Ветхом Завете: пророчество - как общее действие приявших Духа Святого, видения - (в бодрственном состоянии) и сновидения - как два главных способа Божественного откровения пророкам [[old:chis:12:start|(Чис. гл.12)]]. **Сыны... дщери... юноши... старцы** - указание на то, что Дух Святый излиется на всех без различия пола и возраста; хотя при этом действия Духа Святого распределяются так, что сынам и дщерям усвояется пророчество, юношам - видения, старцам - сновидения; однако это распределение, сделанное для усиления и красоты речи, имеет тот смысл, что вообще Дух Святый различными Своими дарами излиется на всех без различия. **//Толковая Библия.//** [<10>]