[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 19-21 **И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется** Затем (апостол) продолжает пророчество, которое заключает в себе нечто и страшное. **"И покажу"**, говорит, **"чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу"** [[new:act:02:19|(ст. 19)]]. Этими словами намекает и на будущий суд, и на разрушение Иеруса­лима. **"Кровь и огонь и курение дыма"**. Смотри, как изобразил раз­рушение. **"Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь"** [[new:act:02:20|(ст. 20)]]. Это он сказал применительно к положению страждущих. Впрочем, рассказывают, что много такого и действительно было на небе, как свидетельствует Иосиф (Флавий). В тоже время (апостол) этим и устрашил их, напомнив им о бывшем мраке и заставив ожидать того, что будет. **"Прежде нежели наступит день Господень, великий и славный".** Если теперь, говорит, вы грешите безнаказанно, так еще не счи­тайте себя в безопасности. Ведь это начало некоторого вели­кого и тяжкого дня. Видишь ли, как он потряс и поколе­бал их душу, и смех обратил в оправдание? В самом деле, если это начало того дня, то необходимо следует, что им угрожала величайшая опасность. Что же? Продолжает ли он говорить о том, что наводило страх? Нет. А что? Он снова дает им отдохнуть и говорит: **"и будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется"** [[new:act:02:21|(ст. 21)]]. Это сказано о Христе, как говорит Павел [[new:rim:10:13|(Рим. 10:13)]]; однако Петр не решается высказать этого ясно. Но возвратимся к тому, что сказано выше. Прекрасно восстает Петр против смеющихся и издевающихся, говоря:// "сие да будет вам известно, и внимайте словам моим"//. А в начале он говорил: //"мужи Иудейские"//, называя, как мне кажется, иудеями тех, которые жили в Иудее. Предложим, если угодно, и сами слова Евангелия, чтобы ты узнал, каким вдруг сделался Петр. Вышла, говорит (евангелист), рабыня, //"и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином"//; а он отвечал: //"не знаю, что ты говоришь"//, и когда снова спросили его, – //"тогда он начал клясться и божиться"// [[new:mf:26:69|(Мф. 26:69-74)]]. А здесь смотри, с каким говорит он дерзновением, с какою великою свободою. Он не похвалил тех, которые сказали: //"слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих"//; а, напротив, на ряду с другими отягощает и их своими сло­вами, желая сделать их более ревностными и представить свое слово чуждым лести. Это и всегда прекрасно наблюдать, так, чтобы при снисходительности слово было чуждо всякой лести, равно как и всякого оскорбления, что – не легко. Не без при­чины также устроено и то, что это совершилось в третьем часу: когда показывается блеск света, тогда люди еще не заняты бывают хлопотами об обеде, тогда – ясный день, тогда все на площади. Видишь ли слово, исполненное свободы? //"И внимайте словам моим"//. Сказав это, Петр ничего не прибавил (от себя), а присовокупил: //"но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни"//. Этим показывает, что уже близка и кончина. Оттого-то слова: //"в последние дни"// имеют некоторую особенную выразительность. Затем, чтобы не подумали, будто это дело касается только сынов, он присовокупляет: //"и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут"//. Заметь порядок: сначала сыны, как и Давид говорит: //"вместо отцов Твоих были сыновья Твои"// [[old:ps:044:17|(Пс. 44:17)]]; и в свою очередь, Малахия: //"и он обратит сердца отцов к детям"// [[old:mal:04:06|(Мал. 4:6)]]. //"И на рабов Моих и на рабынь Моих"//. И это – знак добро­детели, – потому что мы стали рабами Божиими, освободившись от греха. Да обилен и дар, когда дарование переходит и на другой пол и не ограничивается одним или двумя лицами, как было в древности, например – Девворою и Олданою. И не сказал (Петр), что это – Дух Святой, и не истолковал слов пророка, но привел лишь одно пророчество, предоставив ему говорить самому за себя. Ничего пока не говорит он и об Иуде, потому что всем было известно, какая казнь его постигла. Но он молчит, зная, что ничто на них так сильно не дей­ствует, как то, когда беседуют с ними на основании проро­чества; это сильнее даже самих дел. Когда Христос творил чудеса, Ему часто противоречили; а когда Христос привел им следующие слова из пророчества: //"сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня"// [[old:ps:109:01|(Пс. 109:1)]], – они умолкли, так что не могли уже сказать Ему в ответ ни одного слова. Да и во многих местах Он напоминает им Писания, – например, когда говорит: //"Он назвал богами тех, к которым было слово Божие"// [[new:in:10:35|(Ин. 10:35)]], а лучше – это всякому можно встретить везде. Потому-то и Петр здесь говорит: //"излию от Духа Моего на всякую плоть"//, т.е., на народы; но еще не раскрывает и не объ­ясняет (пророчества), потому что это не было полезно. Так точно не ясны и эти слова: **"и покажу чудеса на небе вверху"**, потому что своею неясностью они еще больше устрашали их. Если бы он объяснил им, – он более вооружил бы их против себя. Потому-то он и обходит его, как будто бы оно было ясно, желая внушить такое понятие. Конечно, после он объ­ясняет им, когда беседует с ними о воскресении, когда приготовил их к тому своим словом. Потому он охотно и обходит (это пророчество), что благодеяния не в силах были привлечь их: этого никогда не было. Ведь тогда никто не спасся; а теперь верные спаслись при Веспасиане. Вот это и означают слова (Спасителя): //"и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть"// [[new:mf:24:22|(Мф. 24:22)]]. Что было более тяжко, то случилось наперед, так как сначала жители были взяты в плен, и тогда город был разрушен и сожжен. Затем (Петр) останавливается на иносказании, чтобы ближе представить пред взорами слушателей разорение и плен. **"Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь"**. Что значит выра­жение: **луна превратится в кровь**? Мне кажется, он означает чрез это чрезмерность кровопролития и намеренно говорит так, чтобы внушить им великий страх. **"И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется"**. **"Всякий"**, говорит, будет ли то священник (хотя этого еще не высказывает), или раб, или свободный, потому что //"нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе"// [[new:gal:03:28|(Гал. 3:28)]]. И справедливо: это различие, действительно, имеет место лишь здесь, где все – тень. Если в царских чертогах нет ни благородного, ни неблагородного, но всякого обозначают его дела; если и в искусствах каждый ценится по своему произведению, то тем больше – в том состоянии. **"Всякий, кто призовет"**. **"Призовет"** не просто, – потому что //"не всякий"//, говорит (Христос), //"говорящий Мне: Господи! Господи!"// [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21)]], – но призовет с усердием, при хорошей жизни, с должным дерзновением. Таким обра­зом, слово его пока еще не тягостно, так как он вводит речь о вере, хотя не скрывает и страха наказания. Почему? Потому что показывает, что есть спасение в призывании. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 19-21 **И дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма. Солнце преложится во тму, и луна в кровь, прежде даже не приити дню Господню великому и просвещенному. И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется** Этими словами пророк наперед ясно предсказывает и о будущем суде, и об Иерусалиме, и о плане иудеев, и о событиях, имевших быть при кресте Христовом, и наконец о том, что случилось с иудеями вследствие римской войны, когда в Иудее проливалось римлянами множество крови, когда развевался дым от сожигаемых городов и селений. Чрез это иудеи несли наказание за свою дерзость против Христа, - за дерзость, которой не перенесло и самое солнце и смежило свое око, световую силу, и луна свой сребровидный образ изменила в красный свет. Говорят однако же, будто много подобных явлений было на небе и во время разрушения Иерусалима; так свидетельствует Иосиф Флавий. Впрочем словами: луна преложится в кровь, пророк указывает и на чрезмерную жестокость заклания (т. е. распятия Господа). Но почему происходит это в третьем часу? Чтобы показать чудесность этого явления: блеск огня виден среди светлого дня, когда все на площади! Впрочем составитель богослужебных песней понимает сказанное пророком так: кровь - воплощение, огонь - Божество, курение дыма - Святый Дух, осенивший наитием Деву и исполнивший мир благовонием, а под днем Господним разумеет день воскресения. Но Господь говорит: //излию от Духа моего// [[old:iol:02:29|(Иол. 2:29)]], //прежде неже приити дню Господню// [[old:iol:02:31|(Иол. 2:31)]]. Скажи иудею: если одно лицо и одно имя у Божества и если Бог говорит сам о Себе, то почему не сказал: прежде неже приити дню моему? Если, говорит Петр, вы согрешаете теперь безнаказанно, так на это не надейтесь; потому что это только начало того великого и трудного дня. Подвигнув этим и устрашив сердца их, он успокаивает их и дозволяет им питать добрые надежды. **И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется**. Но не просто призовет; потому что говорится: //не всяк глаголяй ми: Господи, Господи// [[new:mf:07:21|(Мф. 7:21)]]; нет, всяк, кто призовет с расположением и с доброю жизнию. Включив теперь в свою речь слово о вере о необходимости веры, - потому что спасение зависит от призывания, - он делает свою речь удобопонятною. Имя Господне, по объяснению Павла, призывается во имя Христа; но Петр на этот раз не решился открыть это своим слушателям. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **И дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма** **Кровь** из ребра Господня, **огонь** Святого Духа, **курение** раскаяния и плача, ибо как дым от огня, так курение рождается от горения Святого Духа. Ведь остается поверить и в то, что чудесным образом произошло, что **кровь** из мертвого тела истекла стремительным потоком [[new:in:19:34|(Ин. 19:34)]], что противоречит природе наших тел. Именно для нашего спасения и для нашей жизни послужила даже Его смерть. Ведь под **огнем** может пониматься просвещение верующих, а под **курением дыма** - слепота иудеев, которые не уверовали. Поэтому и Господь, собираясь дать закон, сошел в огне и дыме [[old:ish:19:18|(Исх. 19:18)]], чтобы смиренных просветить ясностью Своего явления, а глаза гордых затмить туманом греха. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== Ст. 19-20 **И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный** Таково изображение великих бедствий и переворотов, которые предстояли Иудейскому народу! **Знамения на небе вверху, знамения на земле внизу**. Св. Златоуст говорит: «этими словами намекает и на будущий суд и на разрушение Иерусалима. **Кровь и огнь и курение дыма**. Смотри, как изобразил разрушение. **Солнце преложится во тму и луна в кровь** [[new:act:01:20|(ст. 20)]]. Это сказано применительно к положению страждущих. Впрочем, рассказывают, что много такого действительно было на небе, как свидетельствует Иосиф (Флавий). В тоже время (Апостол) этим и устрашил их, напомнив им о бывшем мраке и заставил ожидать того, что будет. **Прежде даже не приити дню Господню великому и просвещенному**. Если теперь, говорит, вы грешите безнаказанно, так еще не считайте себя в безопасности. Ведь это начало некоего великого и тяжкого дня. Видишь ли, как он потряс и поколебал их души, и смех обратил в оправдание?» Доселе слова Златоуста. Изображенный пророком суд Божий, как образ, исполнился во время разрушения Иерусалима римским войском, под начальством полководцев Веспасиана и Тита. Но всемирный суд Божий, предуказанный сим образом, совершится при скончании мира, перед тем великим и страшным днем, в который Господь Иисус во славе приидет судить живых и мертвых. Сам Господь Спаситель второе свое пришествие изображает так: //яко же молния исходит от восток, и является до запад: mакo будет пришествие Сына человеческаго. — Абие же по скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знаменье Сына человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная, и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою// [[new:mf:24:27|(Матф. 24, 27,]] [[new:mf:24:29| 29,]] [[new:mf:24:30| 30)]]. //День великий и просвещенный// — этот день, как изображает апостол Павел, будет в явлении Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во Святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших [[new:2sol:01:07|(2 Солун. 1, 7-10)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма** **Покажу чудеса** С предречением обильного излияния Духа Святого в Царстве Мессии соединяется предречение о последнем суде над нечестивым миром и спасении поклонников Бога истинного. При этом предвестниками такого суда указываются особые знамения на небе и на земле. Знамения на земле: **кровь и огонь и курение дыма** - символы кровопролития, возмущений, войн, опустошений. Знамения на небе: затмение солнца и кровавый вид луны. На образном языке священных писателей эти явления обозначают вообще великие бедствия в мире и наступление суда Божия над ним. **//Толковая Библия.//** [<10>]