[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:31 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления** **"Что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления"** [[new:act:02:31|(ст. 31)]]. Это опять удиви­тельно; отсюда видно, что воскресение (Христово) не было похоже на воскресение прочих людей. Смерть держала Его и в то же время не сделала того, что ей свойственно делать. Таким обра­зом о грехе (иудеев) Петр прикровенно сказал, а о наказании ничего не присовокупил; показал, что они умертвили (Хри­ста), и вслед затем переходит к знамению Божию. Но, когда доказано, что умерщвленный был праведник и друг Божий, то, хотя бы ты и умолчал о наказании, грешник сам себя осудит еще больше, чем ты. Итак, (Петр) все приписывает Отцу, для того, чтобы они приняли его слова. Затем приводит из пророчества выражение: //"невозможно"//. Поэтому, посмотрим снова на то, что сказано выше, //"Иисуса"//, говорит (Петр), //"Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога"//, т.е., Человека, о Котором не может быть никакого сомнения, но за Которого говорят дела. Так и Никодим говорил: //"таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить"// [[new:in:03:02|(Ин. 3:2)]]. //"Силами"//, говорит, //"и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас"// [[new:act:02:22|(Деян. 2:22)]]; значит, не тайно, если – //"среди вас"//. Сначала говорит о том, что им известно, и потом уже переходит к неиз­вестному. Затем словами: //"которые Бог сотворил"// – показывает, что не они могли (это сделать), но что это было делом премудро­сти и смотрения Божия, так как было от Бога. И что было для них неприятно, то он прошел скоро. Апостолы везде ста­рались показать, что (Христос) умер. Хотя бы вы, говорит (Петр), стали отрицать, – они засвидетельствуют. А Кто привел в затруднение саму смерть, Тот, конечно, гораздо больше бед мог причинить тем, которые Его распяли. Однако, Петр не говорит ничего такого, например: Он мог вас умерт­вить, а просто только дает им понять это. Между тем, из этих слов узнаем и мы, что значит то, что смерть держала Его. Кто мучится тем, что держит что-нибудь, тот уже не держит и не действует, а страдает и старается скорее бро­сить (что держит). Прекрасно также сказал (Петр): //"Давид говорит о Нем"//, – чтобы ты не отнес этих слов к самому пророку. Видишь ли, как он, наконец, объясняет и разобла­чает пророчество, показывая, каким образом Христос воссел на престоле Своем? Ведь царство духовное – на небесах. Заметь, как вместе с воскресением он указал и на цар­ство, сказав, что (Христос) воскрес. (Далее) показывает, что пророк был поставлен в необходимость (говорить так), по­тому что это было пророчество о Христе. Почему же он не сказал: о царстве Его, но: **"воскресил"** [[new:act:02:31|(ст. 31)]]? Это было слишком высоко (для них). Но как Он воссел на престоле? Будучи царем над иудеями. А если – над иудеями, то тем больше над теми, которые Его распяли. **"И плоть Его"**, говорит, **"не видела тления"** [[new:act:02:31|(ст. 31)]]. Это, по-видимому, меньше воскресения, но на самом деле это – одно и то же. "Сего Иисуса Бог воскресил". Смо­три, как (всегда) не иначе называет Его. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления** Это и тому подобное ясно показывает, что Бог Слово воспринял не только тело, но и душу. //**Эранист.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления** См. Толкование на [[new:act:02:29#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:29]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления** Христос действительно сходит Своей душою в ад, чтобы помочь тем, кому была необходима помощь, однако в аду Он не покинут [Отцом], ибо по скором возвращении получает имеющее воскреснуть тело. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления** См. Толкование на [[new:act:02:29#arxiep_evsevij_orlinskij|Деян. 2:29]] [<10>]