[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:36 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли** Кто делается над кем – либо господом, тот под владычество свое приобретает уже существующих. Если же Господь есть Зиждитель и вечный всех Царь, когда же сделался человеком, тогда приобрел и нас, то и из сего явствует, что сказуемое Петром и в этом случае означает не то, будто бы сущность Слова есть произведение, но указывает на совершившееся впоследствии подчинение всех Спасителю и на Его над всеми господство. И это подобно изъясненному выше. Как там предложили мы изречения: //«буди ми в Бога защитителя»// [[old:ps:030:03|(Псал. 30, 3)]], и: //«бысть Господь прибежище убогому»// [[old:ps:009:10|(Псал. 9, 10)]], и слово показало, что изречения эти означают не то, будто бы Сам Бог приходит в бытие, но указывают на совершаемое Им каждому благодеяние, так и Петрово изречение имеет тот же смысл. Сам Божий Сын как Слово есть Господь вселенной, мы же, прежде нежели получили бытие, изначала подлежали рабству тления и клятве законной, потом, сами себе постепенно измыслив не сущее, как говорит блаженный апостол, стали служить //«не по естеству сущим богам»// [[new:gal:04:08|(Гал. 4, 8)]], не признавали Бога истинного, и не сущее предпочитали истине, но напоследок, подобно тому, как древле восстенал народ, обременяемый в Египте, и мы, имея в себе насажденный закон, с неизглаголанными воздыханиями духа начали просить и говорить: //«Господи Боже наш, стяжи ны»// [[old:is:26:13|(Ис. 26, 13)]], и Он стал нам как бы //«в дом прибежища и Бога защитителя»//, а таким образом сделался нашим Господом. Не Он возымел при сем начало бытия, но мы начали иметь Его Господом своим. Бог как благий и как Отец Господа, всех помиловав и соблаговолив, чтобы все познали Его, творит, наконец, что Сын Его облекается в тело человеческое, соделывается человеком и наименован Иисусом, чтобы в теле сем, принесши Себя за всех, освободить Ему всех от богонеразумия и тления и Самому сделаться Господом и Царем всех. И об этом – то, а именно, что так сделался Он Господом и Царем, Петр сказал: **«Господа и Христа Его... сотворил и послал есть»**, а это значит то же, что Отец сотворил Его человеком, потому что человеку свойственно быть сотворенным. Не просто же сотворил человеком, но сотворил, чтобы господствовать Ему над всеми и всех освятить помазанием. Ибо, хотя сущее во образе Божием Слово приняло на Себя рабский зрак, однако же восприятие плоти не поработило Слова, которое по естеству есть Господь. Напротив того, совершено Словом освобождение всего человечества, и Само Слово по естеству Господь, сделавшись и человеком, чрез сам рабий зрак соделывается Господом всех и Христом, именно же, для освящения всех Духом. И как Бог, соделываясь и Богом защитителем и говоря: //«буду им Богом»// [[new:evr:08:10|(Евр. 8, 10)]], не тогда наипаче соделывается и не тогда только начинает быть Богом, но чем всегда Он есть, тем как скоро угодно Ему бывает и для имеющих в том нужду, так и Христос, по естеству вечный Господь и Царь, не тогда, как посылается, наипаче соделывается Господом, и не в это время начинает быть Господом и Царем, но чем всегда Он есть, тем творится тогда и по плоти и, всех избавив, таким образом, делается Господом живых и мертвых. Ибо Ему, наконец, служебно все, и это – то самое воспевает Давид: //«рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»// [[old:ps:109:01|(Псал. 109, 1)]]. Искуплению прилично было совершиться не чрез другого кого, но чрез Того, Кто Господь по естеству, чтобы нам, сотворенным чрез Сына, не именовать Господом иного и не впасть в арианское и языческое неразумие, послужив твари паче создавшего всяческая Бога. Таков смысл этого изречения по немощному моему разумению. У Петра была истинная и добрая причина говорить так иудеям. Ибо иудеи, уклонившись от истины, хотя ожидают пришествия Христова, но не думают, что Христос претерпит страдание, и говорят, чего сами не понимают: мы знаем, что когда придет Христос, пребудет //«во веки: како Ты глаголеши: вознестися Ему подобает?»// [[new:in:12:34|(Иоан. 12,34)]] Сверх того, предполагают, что Христос не Слово пришедшее во плоти, но простой человек, каковы были все Цари. Посему – то Господь, вразумляя Клеопу и бывшего с ним, научал их, что //«Христу»// сперва //«подобаше пострадати»// [[new:lk:24:26|(Лук. 24, 26)]], а прочих иудеев вразумляя, что Пришедший есть Бог, говорит им: //«аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися Писание: Егоже Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь»// [[new:in:10:35|(Иоан. 10, 35, 36)]]. **//На ариан слово второе.//** ---- Когда Петр говорит: **«твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его сотворил есть Бог, сего Иисуса, Егоже вы распясте»**; не о Божестве Его говорит: **«яко и Господа Его и Христа сотворил есть,»** но о человечестве Его, которое есть вся Церковь, в Нем господствующая и царствующая по Его распятии, и помазуемая на царство небесное, чтобы соцарствовать с Ним, истощившим Себя за нее и восприявшим ее чрез принятие рабия зрака. Ибо Сын Божий, Божие Слово, всегда был Господь и Бог; и не по распятии сотворен Господом и Христом, но, как сказано прежде, Божество Его сотворило, что человечество Его стало Господом и Христом. **//О явлении во плоти Бога Слова и против ариан.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли** Говорят: «если Сын есть рождение, а Не тварь; то как же Писание говорит: **«твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа Его и Христа Бог сотворил есть»** [[new:act:02:36|(Деян.2, 36)]]?» Поэтому и здесь надобно отвечать, что говорится о Рожденном от Марии по плоти, как и Ангел, благовествующий пастырям, говорит: //«яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь»// [[new:lk:02:11|(Лук. 2, 11)]]; ибо слова: //«днесь»//, нельзя разуметь о Том, Который прежде веков. Но яснее сие показывают следующие слова: //«сего Иисуса, Егоже вы распнете»// [[new:act:02:36|(Деян.2, 36)]]. Если Сын, когда родился, тогда стал премудростью, то ложно сказанное: //«Христос Божья сила и Божья премудрость»// [[new:1kor:01:24|(1Кор.1, 24)]]; ибо премудрость Его не получила начала, но была всегда. Поэтому значит сие то же, что и сказанное об Отце Давидом:// «буди ми в Бога защитителя»// [[old:ps:030:03|(Псал.30,3)]]; и еще: и //«был еси мне во спасение»// [[old:ps:117:21|(Псал.117,21)]]. И Павел говорит: //«да будет же Бог истинен, всяк же человек лож»// [[new:rim:03:02|(Рим.3,2)]]. Так и Господь //«бысть нам премудрость от Бога, и освященье, и избавленье»// [[new:1kor:01:30|(1Кор.1,30)]]. Поэтому, если Отец, соделавшийся защитником и истинным, не тварь; то и Сын, соделавшийся премудростию и освящением, не тварь. Если истинно, что Отец есть единый Бог, то, очевидно, истинно и то, что Спаситель есть единый Господь Иисус Христос. Следовательно, по их мнению, и Спаситель не Бог, и Отец не Господь. И напрасно сказано: //«рече Господь Господеви моему»// [[old:ps:100:01|(Псал.100,1)]]; ложно и следующее: //«сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой»// [[old:ps:044:08|(Псал.44,8)]]; и сие: //«одожди Господь от Господа»// [[old:gen:19:24|(Быт. 19, 24)]]; и: //«сотвори Бог по образу Божию»// [[old:gen:01:27|(Быт. 1, 27)]]; и: //«кто Бог, разве Господа?»// и: //«кто Бог, разве Бога нашего»// [[old:ps:017:32|(Псал.17, 32)]]? И Иоанн говорит: //«Бог бе Слово, и Слово бе к Богу»// [[new:in:01:01|(Иоан.1,1)]]; и Фома о Сыне: //«Господь мой и Бог мой»// [[new:in:20:28|(Иоан.20,28)]]. Поэтому, сии различения разуметь должно относительно к тварям, и ложно, а не собственно, именуемым богам, но не об Отце и Сыне. **//Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли** См. Толкование на [[new:act:02:32#svt_ioann_zlatoust|Деян. 2:32]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли** Зная об этом от Петра, мы утверждаем, что все в этом повествовании относится к одному: сам крест, человеческое имя и достоверность слова. Два действия одно Лицо испытало, как повествует слово Писания: от иудеев - страдание, а от Бога - честь, а не так, что одно лицо пострадало, а другое почтено после воскресения. Еще убедительнее он это показывает в дальнейшем изложении: //Он, быв вознесен десницею Божиею// [[new:act:02:33|(Деян. 2:33)]]. Кто был вознесен? Низкий или Высочайший? И чем является эта низость, если не человеческой природой? И чем другим кроме Божества является Высочайший? Но нет сомнения, что Бог не нуждается в вознесении, находясь превыше всего. Таким образом, апостол говорит о вознесении человеческой природы, благодаря тому, что она была воспринята Господом и Христом. Потому вознесение произошло после страдания. Значит, не предвечное существование Господа ставит в зависимость апостол от слова «соделал», но низшего к высшему изменение, десницей Божьей совершенное. //**Против Евномия.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли** Таким образом не другого Бога и не другую полноту возвещали апостолы, и не говорили того, что один - Христос, пострадавший и воскресший, а другой - взлетевший на высоту и оставшийся непричастным страданию, но что Один и Тот же Бог Отец и Христос Иисус, воскресший из мертвых. И веру в Него они проповедовали неверующим в Сына Божия и из пророчеств убеждали их, что Христа, Которого Бог обещал послать, Он послал в Иисусе, Которого они распяли, а Бог воскресил. //**Против ересей.**// ===== Прп. Нил Синайский ===== **Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли** Блаженный Петр говорит, что и **«Господа и Христа Бог сотворил есть»** распятого **«Иисуса»** [[new:act:02:36|(Деян. 2:36)]], разумея не то, что сотворена сущность Слова, но что сотворен Христос по человечеству. Ибо что было распято, как не тело? Да и как иначе мог Апостол означить телесность Слова, как только сказав: **«сотворил есть»**? **//Письма на разные темы. Диакону Коласио.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли** См. Толкование на [[new:act:02:32#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 2:32]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли** Так апостол Петр оканчивает свою первую проповедь, произнесенную по сошествии Святого Духа на Апостолов. Легкомысленные Иудеи думали обличать Апостолов в опьянении; а Апостол, объяснив чудесное событие учением ветхозаветных Пророков, доказал, что это событие свидетельствует о том, что Бог, согласно древним пророчествам, того Иисуса, которого они распяли, соделал Господом и Христом. **Дом Израилев** — это все общество Иудейское, или весь народ израильский, который древле разделялся на двенадцать колен. **Яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть сего Иисуса, егоже вы распясте**. Господом и Христом, т. е. Помазанником или царем Бог соделал Иисуса в то самое время, когда Божество соединилось с человечеством в Иисусе, или в день вочеловечения единородного Сына Божия, когда небесный вестник сказал Марии: //Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его; и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Егo не будет конца// [[new:lk:01:31|(Лук. 1, 31-33)]]. **Господа и Христа Его Бог сотворил есть**. Можно разуметь эти слова в том смысле, что Иисус, в продолжении земной жизни своей, будучи в состоянии уничижения, скрывал Свое Божественное величие, под покровом немощного естества человеческого; а чрез воскресение, вознесение на небо и ниспослание от Отца Всесвятого Духа Утешителя, раскрылось величие Его, как Господа и Христа, как Бога и Царя неба и земли; и по воле Отца Своего, Он теперь, восседши одесную Бога Отца, воспринял всякую власть на небе и на земле, и по своему человечеству //за претерпение смерти, увенчан славою и честию// [[new:evr:02:09|(Евр. 2, 9)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли** **Весь дом Израилев**, т. е. весь народ еврейский. **Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли** - другими словами: "Бог соделал так, что сей Иисус, которого вы распяли, и был истинный //Господь и Христос ваш...",// или Мессия (двоякое обозначение Его Мессианского достоинства - более общее и частнейшее). **Которого вы распяли** По замечанию Златоуста - "прекрасно заключил этим свое слово, дабы чрез то потрясти их душу..." [<10>]