[<10>] ====== Толкования на Деян. 2:37 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 37-39 **Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш** Кротость больше жестокости уязвляет сердца наши и причиняет рану более чувствительную. Как тот, кто наносит удар телам затверделым, производит ощущение не столь сильное, а кто наперед смягчит их и сделает нежными, тот поражает сильнее, так точно и здесь - прежде надобно смягчить, и тогда уже поразить. Смягчает же не гнев, и не сильное обвинение, и не порицания, но кротость. <...> Петр кротко напомнил иудеям об их преступлениях и ни чего более не прибавил; сказал о даре Божием, указал на благодать, как на свидетельство о минувших событиях, и еще далее простер слово, иудеи устыдились кротости Петра, потому что он с людьми, распявшими его Владыку и замыш­лявшими убийство против самих (апостолов), беседовал, как отец и заботливый учитель. Они не просто убедились, но и осу­дили самих себя, – пришли в сознание того, что сделали. Это потому, что он не дал им увлечься гневом и не допустил их разума до омрачения, но своим смиренномудрием рассеял, как некоторый мрак, их негодование, и тогда уже выставил на вид их преступление. Ведь так обыкновенно бывает: когда мы скажем, что нас обидели, обидевшие стараются доказать, что они не обижали; а когда скажем, что нас не обидели, но скорее мы сами обидели, – те поступают напротив. По­этому, если хочешь привесть обидевшего в затруднение, – не обвиняй его, но вступись за него, и он сам будет обвинять себя: род человеческий любит спорить. Так сде­лал Петр. Он не осудил (иудеев) со всею силою, а на­против, постарался еще с возможною кротостью почти защи­тить их и потому тронул их душу. Откуда же видно, что они умилились? Из их слов. Что именно говорят они? **"Что нам делать, мужи братия?"** Тех, которых называли обманщиками, теперь называют братьями, не столько для того, чтобы сравнить себя с ними, сколько для того, чтобы расположить их к любви и попечению. А с другой стороны, так как апостолы удо­стоили их этого названия, то они и говорят: **"что нам делать"**? Не сказали тотчас: итак, покаемся; но предали себя на их волю. Как человек, застигнутый кораблекрушением или бо­лезнью, увидя кормчего или врача, все предоставляет ему и во всем слушается его, – так и они признались, что находятся в крайнем положении и не имеют даже надежды на спасение. И смотри: не сказали они: как мы спасемся, но: **"что нам делать"**? Что же Петр? Здесь опять, хотя спрошены были все (апостолы), отвечает Петр. **"Покайтесь"**, говорит он, **"и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа"** [[new:act:02:38|(ст. 38)]]. И еще не говорит: уверуйте, но: **"да крестится каждый из вас"**, – потому что веру они получали в крещении. Потом показывает и пользу (крещения): **"для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа"** [[new:act:02:38|(ст. 38)]]. Если вы получите дар, если крещением дается **"прощение"** (грехов), то зачем медлите? Потом, чтобы сделать свое слово убедительным, присовокупил: **"ибо вам принадлежит обетование"** [[new:act:02:39|(ст. 39)]]. И здесь разумеет то же обетование, о котором говорил и выше. **"И детям вашим"**. Значит, более велик дар, когда у них есть и наследники благ. **"И всем дальним"**: если дальним, то тем более вам – близким. **"Кого ни призовет Господь Бог наш"** [[new:act:02:39|(ст. 39)]]. Смотри, когда говорит: **"дальним"**? Тогда, когда они были уже расположены к нему и осудили себя; ведь душа, когда осудит себя, уже не может завидовать. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 37-40 **Слышавше же умилишася сердцем, и реша к Петру и прочым апостолом: что сотворим, мужие братие? Петр же рече к ним: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа. Вам бо есть обетование и чадом вашым, и всем далним, елики аще призовет Господь Бог наш. И иными словесы множайшими засвидетелствоваше и моляше их, глаголя: спаситеся от рода строптиваго сего** Видишь, сколько благоснисхождения, и как оно более, чем суровость, способно проникать в сердца людей и смягчать их. Хотя блаженный Петр и напоминает им в этом месте об их дерзновениях, но напоминает кротко, не прибавляя ничего оскорбительного для них. Устыдились благоснисхождения Петрова, то есть, того, что с ними, предавшими смерти самого Господа, поднимавшими руки на них самих и желавшими истребить их (апостолов), он (Петр) говорил с заботливостию, как отец и учитель. Умилишася, говорится: не просто убедились, но познав себя; потому что говорят: **что сотворим**, как бы недоумевая и беспокоясь за свои дерзновения. Кого прежде называли обманщиками, тех называют теперь братьями, и при этом не дерзают употреблять этого названия пред лицом тех, кого так называют, но желают заявить чрез это свою любовь и то, как сильно они (иудеи) стали расположены к апостолам. Поэтому, как показывает начало речи Петровой, и сами апостолы называли их этим именем. Хотя вопрос был предложен всем апостолам; однакож снова отвечает Петр, - так как сами апостолы предпочитали его уста, - и говорит: **покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа**. Слова эти не противоречат следующим словам: //крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа// [[new:mf:28:19|(Мф. 28:19)]]; потому что Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны (по существу). Если бы имя Отца было не Бог, и имя Сына - не Бог, и имя Святого Духа - не Бог, то следовало бы сказать: //во имя Бога Иисуса Христа//, или даже просто только - //в Сына//. Но он (Петр) говорит:// во имя Иисуса Христа,// зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца и имя Святого Духа. **И приимете дар Святаго Духа**. Заметь: он показал, что дар Христов и дар Святого Духа - один и тот же дар; так как одно и то же и достоинство их. Беседуя выше он назвал этот дар обетованием. Далее говорит: **и чадом вашым**; потому, что дар ценнее, когда блага переходят и к наследникам. **И всем далним**. Если же этот дар - для дальних, то тем более для вас близких. Обрати внимание на то, когда указал им (иудеям) на призвание язычников, сказав: и далним. Когда? Тогда, когда нашел их умилившимися и познавшими себя. Когда душа осуждает себя саму, тогда она уже не может завидовать. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия** Убедись, что пророчество Иоиля [[old:iol:02:28|(Иоил. 2:28)]] исполнилось, и заметь, что за огнем Святого Духа следует теплота сокрушения - ведь дым обычно вызывает слезы. Начинают плакать те, которые смеялись; бьют себя в грудь, возносят Богу молитвы словно жертвы, чтобы быть в силах вкушать ту спасительную Кровь, которую они, преступники, прежде призывали на себя и на детей своих. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия** **Умилились сердцем** - пришли в сердечное сокрушение, что так поступлено было с Мессиею, и расположились сердцем загладить свою вину верою в него, почему и спрашивают далее: **"что нам делать?"** **Мужи братия** - полное доверия, почтения и любви обращение к апостолам, от лица которых говорил Петр. [<10>]