[<10>] ====== Толкования на Деян. 3:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-8 **И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога** **"И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе"** [[new:act:03:05|(ст. 5, 6)]]. Не сказал: я дам тебе то, что гораздо лучше сребра; но что? – **"Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял"** [[new:act:03:06|(ст. 6, 7)]]. Так поступал и Христос. Часто Он исцелял словом, часто делом, а часто простирал и руку, где были более слабые в вере, – чтобы не подумали, что (чудо) совершалось само собою. **"И, взяв его за правую руку, поднял"**. Этим показал воскресение, так как это было образом воскресения. **"И вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить"** [[new:act:03:07|(ст. 7, 8)]]. Может быть, он испытывал себя и много раз пробовал, действительно ли это сделалось? Ноги у него были слабы, но не отняты; а некоторые говорят, что он и не умел ходить. **"И вошел с ними в храм, ходя"** [[new:act:03:08|(ст. 8)]]. По­истине, это достойно удивления! Не они ведут его за собою, но он сам следует за ними и тем, что следует, показывает благодетелей, а тем, что, вскочив, хвалит Бога, прославляет не их, но Бога, чрез них действовавшего. Так благодарен был этот человек! Но посмотрим, что сказано было выше. //"Шли вместе в храм в час молитвы девятый"//. Может быть, в это время приносили и полагали хромого (при храме) потому, что теперь особенно много людей входило в храм. А чтобы кто не подумал, что его приносили для чего-нибудь другого, а не для получения (милостыни), – смотри, как (писатель) ясно предста­вил это словами: //"которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм"//. Для того упоминает и о месте, чтобы предста­вить доказательство на то, о чем пишет. Почему же, скажешь, не привели его (хромого) ко Христу? Может быть, сидевшие при храме были люди неверующие, так как они не привели его и к апостолам, хотя видели, что они входят (в храм) и уже сотворили столько чудес. //"Просить"//, говорит, //"милостыни"//. Может быть, по виду, он принял их за людей благочести­вых, а потому и //"просил у них милостыни"//. Но смотри, как Иоанн везде молчит, а Петр отвечает и за него. **"Серебра"**, говорит, **"и золота нет у меня"**. Не сказал: не имею при себе, как мы говорим; но – совсем не имею. Что же хромой? Ужели (говорит) презираешь мою просьбу? Нет, отвечает (Петр); но из того, что я имею, то и возьми. Видишь ли, как Петр чужд надменности, как он не тще­славится даже пред тем, кто получает от него благодеяние? И вот (его) слово и рука сделали все. Таковы-то были и хро­мавшие иудеи! В то время, как надлежало просить здоровья, – они лежат на земле, и лучше просят денег. Для того они и сидели при храме, чтобы собирать деньги. Что же Петр? Он не презрел (хромого); он не стал искать человека богатого, и не сказал: если не над таким человеком совершится чудо, то не будет ничего великого; не ожидал от него никакой по­чести и не в чьем-либо присутствии исцелил его, так как этот человек был при входе, а не внутри храма, где нахо­дился народ. Ничего такого Петр не искал и, когда вошел (в храм), не объявил (чуда), но одним только видом своим он расположил хромого к просьбе. И удивительно, что хро­мой быстро уверовал. Ведь освободившиеся от продолжитель­ных болезней с трудом верят даже самому зрению. И полу­чив исцеление, хромой находился уже с апостолами и благо­дарил Бога. **"И вошел"**, сказано, **"с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога"**. Смотри, как он не остается в покое, частью от удо­вольствия, а частью для того, чтобы заградить уста иудеям. А мне кажется, что он скакал и для того, чтобы не подумали, будто он притворяется, так как это уже не могло быть де­лом притворства. В самом деле, если прежде он не мог даже просто ходить, несмотря на то, что его принуждал (к тому) голод, – иначе он не захотел бы делить милостыню с носившими его, если бы сам мог ходить, – то тем более (не мог скакать) тогда. Да и к чему он стал бы притворяться в пользу тех, которые не подали милостыни? Нет, это был человек благодарный и по выздоровлении. Итак, и то, и другое обстоятельство являет его верным, – и его благодарность, и то, что с ним случилось. Не всем, конечно, он представ­лялся известным, почему и старались узнать, кто он. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь** См. Толкование на [[new:act:03:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 3:1]] ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь** Из этого видно, что хромой нищий не знал Апостолов и не ожидал от них ничего другого, кроме обыкновенной милостыни. Тем поразительнее для него была та чудесная милость, которую получил он чрез Апостолов от Бога. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь** См. Толкование на [[new:act:03:04#lopuxin_ap|Деян. 3:4]] [<10>]