[<10>] ====== Толкования на Деян. 3:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению** См. Толкование на [[new:act:03:16#svt_ioann_zlatoust|Деян. 3:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 17-18 **И ныне братие, вем, яко по неведению сие сотвористе, якоже и князи ваши: Бог же, яже предвозвести усты всех пророк своих пострадати Христу, исполни тако** Так как сильно укорил их (иудеев), то снова смягчает речь свою, чтобы дать им возможность одуматься; и в оправдание их соизволил выставить два обстоятельства: одно - их незнание, другое - то, что все, сказанное им, было возвещено прежде. Но как же он (Петр) не приводит об Его (Иисуса) распятии свидетельства из Писания? Впрочем он и выше говорит: //нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше,// и теперь излагает то же, только пространнее, говоря: **яже предвозвести усты всех пророк своих**. Прямого же свидетельства не приводит потому, что вместе с объявлением иудеям обвинений и наказания высказаны им и все свидетельства, как например: //и дам лукавыя вместо погребения его и богатыя вместо смерти его// [[old:is:53:09|(Ис. 53:9)]]. А в утешение их говорится, что они сделали это по неведению, но **Бог исполни тако**. Это в то же время ответ и на слова всех их (иудеев), на слова, которые они в поношение Его говорили даже при кресте, именно: //да избавит// Бог //Его// Иисуса, //аще хощет Ему// [[new:mf:27:43|(Мф. 27:43)]], и: //аще Сын еси Божий, сниди со креста// [[new:mf:27:40|(Мф. 27:40)]], и тому подобное. Одного только Петр не говорил им, именно: неразумные, это были пустые слова; потому что если так должно было быть, и если все пророки свидетельствуют об этом, то очевидно, что это распятие случилось не по бессилию Христову, а скорее по неизреченному могуществу и премногой власти и по бесконечному человеколюбию. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению** Представив пред очами иудеев тяжесть вины их в отношении к Богу Отцу и Господу Иисусу и намереваясь склонить сердца их к покаянию и обращению ко Христу, апостол смягчает речь, обращаясь к служителям с дружеским наименованием **братия** и объясняя дело убиения Иисуса неведением с их стороны (ср. [[new:lk:23:34|Лк. 23:34;]] [[new:1kor:02:08|1 Кор. 2:8]]), и в то же время представляет это убиение таким делом, которое было предопределено в вечном совете Божием и предсказано всеми пророками. Так, по словам Златоуста, апостол "дает им возможность отречься и раскаяться в том, что они сделали, и даже представляет за них благовидное оправдание и говорит: что вы убили Невинного, это вы знали; но что убили Начальника жизни, - этого, может быть, не знали. И таким образом - не их только оправдывает от преступления, но и главных виновников зла. А если бы он обратил речь в обвинение, он сделал бы их более упорными..." [<10>]