[<10>] ====== Толкования на Деян. 3:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века** См. Толкование на [[new:act:03:16#svt_ioann_zlatoust|Деян. 3:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века** См. Толкование на [[new:act:03:19#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 3:19]] ===== Ориген ===== **Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века** Если нужно сказать и это, то немного было сказано о том месте, которое нуждается в подробном исследовании и организации, о том, что не только сильным, но и истинным оказалось говоримое о том, что все разумное заключается в одном законе. Стоики, как они полагают, по причине превосходства более главного принципа, говорят, что будет воспламенение всего, переходящего в огонь. Мы же говорим, что Слово однажды покорило всю разумную природу и переделало всякую душу в Свое совершенство, когда всякий, воспользовавшись чистой возможностью, выбирает себе то, что хочет, и оказывается там, где он выбрал. И мы говорим, что несправедливо, как, например, в телесных болезнях и ранах некоторые из них оказываются сильнее всякого врачебного искусства, так и в отношении душ есть какие-то пороки, которые невозможно вылечить всеобщим разумом и Богом... Пророчества говорят много о полном искоренении зла и об исправлении всякой души, и теперь достаточно привести следующее высказывание Софония: Готовься, встань поутру: все остатки их винограда погибли. //Итак, ждите Меня, говорит Господь, в день воскресения Моего во свидетельство, ибо Мною решено всобрания народов созвать царей, чтобы излить на них... всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста..., чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии... принесут Мне дары. В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю от тебя мерзости твоей гордости, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и будут бояться от имени Господня остатки Израиля и не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их// [[old:sof:03:07|(Соф 3:7-13)]]. //**Против Цельса.**// ===== Дидим Слепец ===== **Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века** Каждый, знакомый с Писанием, поймет, что слова «до» и «пока» не обязательно обозначают временные рамки, ибо после этих временных рамок следует нечто другое, отличное от предыдущего. Ведь слова Господа, обращенные к некоторым: //Я есть Бог ваш и до седины вашей Я буду// [[old:is:46:04|(Ис. 46:4)]], не обозначают, что после того как те, к кому эти слова обращены, состарятся, Он уже больше не будет Богом, ибо Он бессмертен и вечен. В Божественном учении содержатся тысячи подобных вещей, которые можно привести в пример. Итак, если настоящий текст говорит, что **небо должно принять Господа до времен совершения всего** и т. д., то следует полагать, что Христос, взятый на небо, остается там до окончания мира и придет в силе, когда все затем будет восстановлено, как предсказали пророки; или, когда наступит конец, и все чувственное прекратится, тогда Христос будет выше небес, находясь не на небе, но выше неба, где Он имел от Отца славу прежде бытия мира [[new:in:17:05|(Ин. 17:5)]]. Находясь выше всего видимого творения, Он, наконец, устанавливает бытие на небе. //**Катены на Деяния Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века** **Которого небо должно было принять** - указание на пребывание Господа Иисуса с прославленною плотью на небе, со дня вознесения. **До времен совершения всего** - ἄχρι χρόνων ἀπο­κατα­στάσεως πάν­των... - правильнее сказать - //до времен восстановления всего//. Здесь, вероятно, разумеется тоже, что предвещал Ап. Павел, говоря об обращении всех евреев ко Христу [[new:rim:11:26|(Рим. 11:26)]]. **Устами всех своих святых пророков** - см. выше, к [[new:act:03:18#lopuxin_ap|ст. 18]]. Общий смысл этого текста, по толкованию блаж. Феофилакта, тот, что "многое из предсказанного пророками еще не исполнилось, но исполняется и имеет исполняться до скончания мира, потому что вознесшийся на небеса Христос пробудет там до скончания мира и придет с силою тогда, когда исполнится, наконец, все, что предсказали пророки..." [<10>]