[<10>] ====== Толкования на Деян. 3:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам** Как Христос отсылает к Моисею, чтобы через того привлечь к Себе, так Моисей Учителю передает учеников, приказывая им во всем Ему повиноваться. //**Против аномеев.**// См. также Толкование на [[new:act:03:16#svt_ioann_zlatoust|Деян. 3:16]] ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Ст. 22-23 **Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа** Иудей, который вступил с тобою в спор, и не сказав ничего сильного и смелого, но изблевав несколько пустых выражений, утверждал, будто бы сие: **Пророка воздвигнет вам Господь Бог от братии вашея, яко Мене** - сказано о сыне Навина. Отвечай ему так: погрешаешь ты во многом, и, не здраво разумея, и избегая самого познания, и скрывая большую часть подразумеваемого у Моисея. Ибо сказано: **Того послушайте по всему, елика аще речет к вам: будет же всяка душа, яже аще не послушает Пророка онаго, потребится от людей**. Во-первых, вдохновенный Богом Моисей изрек сие уже по избрании Иисуса. Во-вторых, если бы сын Навина превзошел Моисея, то утверждаемое Иудеем было бы вероятно, хотя и не истинно; если же был он гораздо ниже Моисея, то мнение это оказывается вовсе неосновательным. В-третьих, Иисус ничего не присовокупил к закону, но управлял по его постановлениям. В-четвертых, если бы шла речь о сыне Навина, надлежало бы сказать не: **воздвигнет**, но: воздвиг. В-пятых, должно было бы сказать: будет же всяка душа, яже аще не послушает Пророка сего. Сказав же: **Пророка онаго**, Моисей отстранил сего, то есть сына Навина. В-шестых, почему Иудеи к Иоанну, рожденному после многих поколений, посылали с вопросом: //Пророк ли еси?// и отвеща: //ни// [[new:in:01:22|(Ин. 1:22)]], потому что, хотя был он Пророк, но Пророк не тот? В-седьмых, почему, по пришествии на землю Спасителя, видевшие чудеса Его говорили: //Сей есть воистинну Пророк// [[new:in:06:14|(Ин. 6:14)]]? Посему пусть сей Иудей усмотрит, сколь многое противится ему, и да поклонится истинному Предведцу и Царю. //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 22-26 **Моисей убо ко отцем рече: яко пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея, яко мене: того послушайте по всему, елика аще речет к вам. Будет же, всяка душа, яже аще не послушает пророка онаго, потребится от людей. И вси же пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, такожде предвозвестиша дни сия. Вы есте сынове пророк, и завета, егоже завеща Бог ко отцем вашым, глаголя ко Аврааму: и о семени твоем возблагословятся вся отечествия земная. Вам первее Бог воздвигий отрока своего Иисуса, посла его благословяща вас, во еже отвратитися вам комуждо от злоб ваших** Сказал: **пророка яко мене**. Выражение: **яко мене**, следует понимать не в смысле природы, а в смысле действия. Итак Моисей уподобил себя Христу не по природе, но по действиям; потому что если выражение: **яко мене**, он употребил в смысле природы, то воскрес не один, а многие. **Пророка вам воздвигнет Господь**. Пророком назван по человечеству Еммануил, - посредник, как в свое время Моисей, Бога и человеков. Уподобляя Его в переносном смысле Моисею, я позволяю себе назвать Его даже Моисеем; истину позволяю себе сопоставить с тенью. Христос рождается в Вифлееме, Моисей родился в Египте. Моисей - израильтянин, Христос - по плоти тоже. Моисей из рода священнического, Христос - чрез Деву из рода Давидова. При Моисее - Фараон, при Христе - Ирод. Фараон убивает детей, Ирод истребляет младенцев; тот избивает детей мужеского пола, и этот истребляет мужеский же пол. Моисей спасается при посредстве матери; Материю же и вместе с нею спасен и Христос. **Потребится от людей**. Будучи бессмертною, душа человеческая не совершенно истребляется, но ниспадает из какого-либо благого состояния, в какое прежде была поставлена. Так и Иуда **потребися**, то есть, исключен из лика апостолов. Итак, поелику душа бессмертна, то под потреблением ее мы разумеем лишение ею тех благ, какие она имела бы вкусить, если бы жила богоугодно. **Вы есте сынове пророк**... Говорит: **сынове пророк**, вместо того, чтобы сказать: не должно ни унывать, ни думать, что вы лишились обетований. **Вы есте сынове пророк**, так что они **вам** говорили и ради **вас** все это совершилось. А что значит: **сынове завета**? Это - вместо: наследники, но наследники, не приписанные только, а такие же, как сыны. **Сынове** - сказал между прочим и для того, чтобы показать, что они - наследники по сыноположению. Итак, если вы сами хотите, то вы - наследники. Вот почему говорит Петр: **вы есте сынове пророк, и завета Иисуса, егоже посла благословяща вас**... Послал Бог и к другим народам, но к вам, распявшим и убившим Его, послал прежде. Когда же? только со креста? Нет; и после того и после воскресения. Поэтому и говорит Петр: **вам первее Бог воздвигий посла**. Что сотворить? Благословить вас и спасти, если вы и сами действительно пожелаете **отвратитися от злоб ваших**. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам** Упомянув о предсказаниях пророков о Христе, апостол приводит в качестве одного из наиболее ясных и авторитетных предсказаний слова Моисея [[old:vtor:18:15|(Втор. 18:15)]] и далее. В этих словах Моисей, предостерегая народ Божий от ложных гадателей и прорицателей хананейских, от лица Божия обещает, что у них всегда будут пророки истинные, которых они и должны будут, после Моисея, беспрекословно слушать. Таким образом, речь идет здесь ближайшим образом о всем сонме пророков еврейских, под общим собирательным именем пророка, воздвигавшихся Богом. Но так как конец и исполнение всякого пророчества ветхозаветного - Христос, то справедливо вся древность - и иудейская, и христианская - относила это пророчество ко Христу - тем более, что из всех ветхозаветных пророков не было уже пророка такого, как Моисей [[old:vtor:34:10|(Втор. 34:10-12).]] Только Христос превзошел Моисея [[new:evr:03:03|(Евр. 3:3-6)]]. **Пророка как меня** - prufhthn... wV eme..., - т. е. такого же - особенного, чрезвычайного посредника между Богом и народом, каков был Моисей. Это указывает особенно на законодательную деятельность Иисуса Христа, в которой Он, не в пример всех других пророков, уподобился и превзошел Моисея. [<10>]