[<10>] ====== Толкования на Деян. 4:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== ** Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом** //Ибо нет//, говорит (апостол), //другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись//. Это - слова души, презирающей настоящую жизнь, как это видно из той великой смелости, с какой они произносятся. Отсюда явно, что и в то время, когда говорил о Христе уничиженно, (говорил) не из боязни, но по снисхождению. А так как теперь было удобное время, то он говорит столь возвышенно, что этим самым устрашил даже и всех слушателей. Вот и другое доказательство, не меньшее прежнего. **Узнавали их**, сказано, **что они были с Иисусом**. Не без цели евангелист поместил эти слова, но чтобы показать и то, где они были (с Иисусом), то есть при страдании. Действительно, они одни только были тогда со Христом, и тогда их видели смиренными, униженными. Вот почему особенно и удивляла (священников) эта внезапная перемена; ведь и там были Анна и Каиафа с клевретами, и пред ними предстояли и апостолы. Теперь же они были изумлены их чрезвычайною смелостью, так как не словами только показывали, что не заботятся о том, что их судят за такие дела и что им угрожает крайняя опасность, но и видом, и голосом, и взором, и всем вообще выказывали пред народом смелость в то время, как говорили. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// См. также Толкование на [[new:act:04:11#svt_ioann_zlatoust|Деян. 4:11]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 13-14 **Видяще же Петрово дерзновение и Иоанново, и разумевше, яко человека некнижна еста и проста, дивляхуся, знаху же их, яко со Иисусом беста: Видяще же исцелевшаго человека с нима стояща, ничтоже имяху противу рещи** Возможно быть и неграмотным (некнижным) и непростым, и простым и небезграмотным; но тут совпадало то и другое (т. е. и неграмотность и простота). Поэтому иудеи и удивлялись, когда Петр и Иоанн говорили и ораторствовали. Откуда же они получили это сведение (т. е. что Петр и Иоанн - таковы)? Из слов их же самих (Петра и Иоанна). Ведь не просто говорит (писатель - Лука): **знаху же их**, но: **(знаху же их), яко со Иисусом беста**, во время страдания Его; потому что тогда они одни были с Ним. И видели иудеи тогда их смиренными и униженными; и это-то именно, то есть, неожиданная перемена, особенно поразила их; потому что тот, кто тогда не мог снести взгляда вопрошавшей рабыни, тот теперь приходит в среду самих архиереев и в синедрион и говорит с дерзновением. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом** Неграмотные посылаются на проповедь, дабы никто не думал, что веру уверовавших породили красноречие и ученость, а не сила Божия, как и апостол говорит: //не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова// [[new:1kor:01:17|(1 Кор. 1:17)]]. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом** **Смелость Петра и Иоанна**, которые из положения обвиняемых перешли в положение основательных обвинителей полного состава Синедриона, приобретала силу в их известной всем недвижности и простоте и вызывала понятное удивление и смущение. "Возможно быть и некнижным и непростым, и простым и некнижным, но тут совпадало и то и другое. Потому и удивлялись, когда Петр и Иоанн говорили и ораторствовали..." (Феофил. ). [<10>]