[<10>] ====== Толкования на Деян. 5:19 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал** См. Толкование на [[new:act:05:17#svt_ioann_zlatoust|Деян. 5:17]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал** О близости к нам Ангелов и причинах, почему мы их не замечаем (на ст. 19) Сам Царь провозглашает, чему быть надлежит: //отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому// [[new:in:01:51|(Ин. 1:51)]]: и действительно, мы видим Ангелов, сопровождающих Его вознесение и возвещающих //Его паки пришествие// [[new:act:01:10|(Деян. 1:10, 11)]], Ангелов, //разрешающих узы// [[new:act:12:07|(Деян. 12:7)]] и //отверзающих темницы для Апостолов// [[new:act:05:19|(Деян. 5:19)]]; наконец, Ангела, только еще возникающему от тьмы язычества Корнилию явившегося для того, чтобы //указать ему вход в Церковь христианскую// [[new:act:10:03|(Деян. 10:3-6)]]. Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть //Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никто же затворит// [[new:otkr:03:07|(Откр. 3:7)]]. Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела и мы без помощи? Но чем несомненнее удостоверяемся мы о близости к нам святых Ангелов и о их готовности на помощь нам, тем с большею заботливостью мы должны помыслить о том, отчего в наши дни так мало слышат о сей помощи, а еще менее верят слышанному о том. Или нет при нас Ангелов, или мы не примечаем их; или удаляем их от себя? Что их нет, то неправда, как мы видели. Следственно, правда то, что мы или не примечаем их, или даже удаляем от себя. Как в видимых своих явлениях святые Ангелы нередко принимаемы были человеками за подобных человеков: так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия. Не случается ли, например, что, среди недоумения или некоего бездействия ума, вдруг, как молния, просияет чистая, святая и спасительная мысль; что в обуреваемом или хладном сердце мгновенно водворяется тишина, или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то сии внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действия Ангелов, по изречению пророка Захарии, глаголющих в нас? Как достойно сожаления, если мы не примечаем сей Ангельской помощи! Ибо, не примечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших. Если мы, люди, удаляемся от людей, которых расположения противны нашим расположениям, если наставник отрекается от ученика, не внемлющего наставлениям, или пестун от воспитанника, отвергающего руководство; если самый отец удаляет от себя непокорливого сына то как не удалиться, наконец, от нас святым Ангелам, когда мы не следуем их спасительным внушениям и оставляем бесплодным для нас их служение? Как не удалиться от нас небесным Силам, когда мы предаемся токмо земному? Как не удалиться чистым духам, когда мы живем в нечистотах плоти? Как не удалиться Ангелам Божиим, когда мы непрестанно имеем в мыслях и желаниях не Бога и Христа Его, но мир и самих себя? //**Т. II, стр. 28.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал** См. Толкование на [[new:act:05:17#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 5:17]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал** Чтобы Фома не сомневался в том, что Тот, Кого он видел вошедшим при запертых дверях [[new:in:20:19|(Ин. 20:19)]], - это Господь, носящий плоть и кости, - вот, он сам, все еще облеченный в смертную плоть, с товарищами своими выходит, когда двери заперты. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Аратор ===== **Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал** Если кто-нибудь продолжает смущаться духом, думая о Фоме, пусть размыслит над таким свидетельством: большим ли чудом является то, что закрытая дверь впустила Бога [[new:in:20:19|(Ин. 20:19)]], если Он был рожден Девой, и материнское чрево приняло Его, не потерпев изъяна? Какая, спрашиваю я, была причина принять человеческую природу, как не обновить ее? Явившись, Он дал прикоснуться к Своему ребру, тем самым научая на собственном примере, что наша плоть тоже должна обновиться благодаря ранам Его Тела. //**История апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== Ст. 19-20 **Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни** В первый раз первосвященники и начальники иудейские взяли Апостолов и отпустили их на свободу, опасаясь народа, потому что все прославляли их, видя исцеление хромого от рождения, а теперь дерзость первосвященников и старейшин иудейских усилилась; поэтому, когда другой раз Апостолы заключены были в темницу, Господь употребил к освобождению их послание небесного служителя, одного из тех, которые, как говорит Апостол, //посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение// [[new:evr:01:14|(Евр. 1, 14)]]. Ангел Господень отворил двери темницы ночью, а не днем, может быть, для того, чтобы Апостолы, когда страхи спали, могли беспрепятственнее выйти на свободу, а также и для того, чтобы чудо освобождения было очевиднее; ибо на ночь темницы обыкновенно заключаются с большим тщанием, чем днем. Освобождение их из темницы днем могло быть незамеченным; а освобождение ночью должно было в утреннее время обратить общее внимание. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// [<10>]