[<10>] ====== Толкования на Деян. 5:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 34-42 **Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе** Этот Гамалиил был учителем Павла и достойно удив­ления, как он, будучи так благоразумен и, притом, законо­учитель, еще не уверовал. Не может быть, чтобы он остался совершенно неверовавшим, как видно и из слов его, в ко­торых он предлагает свой совет. **"Приказал"**, говорит (писатель), **"вывести Апостолов на короткое время"**. Посмотри и на благоразумие его речи, и на то, как он тотчас привел их в страх. Чтобы не навлечь на себя подозрения в согласии с теми (апо­столами), он обращается как бы к единомыслящим с ним, и выражается не слишком резко, но говорит им, как бы опьяневшим от ярости, так: **"мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать"** [[new:act:05:35|(ст. 35)]]. Не поступайте, говорит, просто и как попало. **"Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли"** [[new:act:05:36|(ст. 36)]]. Вразумляет их примерами, – именно, чтобы успокоить их, указывает на (человека), увлекшего за собою очень многих. Прежде указания на примеры, он говорит: **"подумайте сами с собою"**; а после указания выра­жает свое мнение так: **"после него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками"** [[new:act:05:37|(ст. 37-39)]]. Как бы так говорил: погодите; если и эти явились сами по себе, то ничто не помешает и им рассеяться. **"Берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками"** [[new:act:05:39|(ст. 39)]]. Отклоняет их и невозможностью, и бесполезностью. Не сказал, кем те были истреблены, но просто: **"рассыпались"**, может быть, считая излишним (говорить о том). А последующими словами на­учает их: если это дело человеческое, то не будет нужды вам беспокоиться, а если Божие, то и при всех усилиях вы не в состоянии будете преодолеть. Речь его показалась разум­ною, так что они послушались и (решились) не убивать апостолов, а только подвергнуть бичеванию. **"Они послушались его"**, гово­рит (писатель), **"и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их"** [[new:act:05:40|(ст. 40)]]. Смотри, после каких чудес они подвергаются бичеванию. Но, несмотря на то, проповедь их еще с большею силою продолжалась, и они учили и дома, и в храме. **"Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе"** [[new:act:05:41|(ст. 41, 42)]]. **"Мужи Израильские! подумайте сами с собою"**. Посмотри, прошу, с какою кротостью здесь говорит Гамалиил и как кратко выражается пред ними; и не представ­ляет древних примеров, хотя и имел их, но указывает на недавние, которые могли убедить особенно сильно. Потому и прикровенно выражается так: **"незадолго перед сим"**, как бы говоря: за несколько дней. Если бы он прямо сказал: отпустите этих людей, то и на себя навлек бы подозрение, и речь его не имела бы такой силы; а при помощи примеров она получила надле­жащую силу. Для того он и вспоминает не один пример, а и другой, хотя мог бы привести и третий, обилием их показы­вая и справедливость своих слов, и их отклоняя от убий­ственного намерения. **"Отстаньте от людей сих и оставьте их"**. Смотри, как он кроток. Он говорит не длинную речь, но краткую; и о тех (примерах) упоминает не с гне­вом: **"И все, которые слушались его, рассеялись и исчезли"**. Говоря это, он вовсе не произносит хулы на Христа, но достигает того, чего преимущественно желает. **"Если это"**, говорит, **"предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится"**. Здесь, кажется мне, он предлагает им следующее умозаключение: если же не разорится, то, значит, это дело не человеческое. **"Берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками"**. Сказал это с тем, чтобы удержать их и невозможностью и бесполезностью. **"Если от Бога, то вы не можете разрушить его"**. Он не сказал: если Христос есть Бог, потому что самое дело доказывало это, не утверждал и того, что это дело не человеческое или что оно Божеское; но убедить их в этом предоставил буду­щему времени, и убедил. Если же он убедил их, то ска­жут, для чего они подвергли апостолов бичеванию? Неопровер­жимой справедливости слов его они не могли воспротивиться; но, несмотря на то, удовлетворили свою ярость; и, кроме того, опять надеялись таким образом устрашить (апостолов). К большему убеждению их ему способствовало и то, что он го­ворил это в отсутствии апостолов; и сладость его слов, и справедливость говоримого убеждали их. Он почти был для них проповедником евангелия; или лучше сказать, как бы обращается к ним с таким рассуждением: вы убедились, что вы не в силах разорить, – почему же вы не уверовали? Их проповедь так велика, что (получает) свидетельство и от врагов. Там восстали четыреста человек и затем много народа, а здесь первоначально было только двенадцать; следо­вательно, вам не нужно страшиться многочисленности, напада­ющей на вас. **"Если это дело – от человеков, то оно разрушится"**. Он мог бы указать еще на другого египетского (возмутителя); но об этом говорить было бы уже излишне. Видел ли ты, как он в заключение речи своей устрашил их? Для того он и не высказывает своего мнения прямо, чтобы не показаться защит­ником апостолов; но выводит заключение из последствий дела. Он не решился прямо сказать, что это дело человече­ское, или что оно от Бога; если бы он сказал, что оно от Бога, то они стали бы противоречить; а если бы (сказал, что оно) человеческое, то они тотчас бы восстали снова. Поэтому он советует им дождаться конца, сказав: **"отстаньте от людей сих и оставьте их"**. А они опять угрожают апостолам, хотя и зная, что нисколько не бу­дут иметь успеха, но все же настаивая на своем. Такова злоба: она часто домогается невозможного. После явился Иуда. Об этом подробнее можете узнать из книг Иосифа (Флавия), который обстоятельно излагает историю этих событий (Иуд. древн. кн. 18, гл. 1, и кн. 20, гл. 2). Ви­дел ли ты, какое Гамалиил имел дерзновение, когда сказал, что это **"от Бога"**, так как из самих дел убедил их в этом уже после? Действительно, велико дерзновение, велико беспристрастие! ** "Они послушались его"**, говорит (писатель), **"и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их"**. Они устыдились мнения советника и потому оставляют намерение умертвить апостолов, только подвергнув бичеванию, отпускают их. **"Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие"** [[new:act:05:41|(ст. 41)]]. Каких знамений это не удивительнее! Ничего такого не было с древними, хотя и Иеремия за слово Божие подвергался бичеванию, и Илии угрожали, и прочим; между тем, здесь и этим самым, а не одними только знаме­ниями, они являли силу Божию. Не сказал (писатель), что они не скорбели, но что, и скорбя, они радовались. Откуда это видно? Из последующего их дерзновения, потому что и после биче­вания они непрестанно проповедовали. Свидетельствуя об этом, (писатель) говорит: **"в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе"** [[new:act:05:42|(ст. 42)]]. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время** См. Толкование на [[new:act:05:33#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 5:33]] ===== Беда Достопочтенный ===== **Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время** Этот Гамалиил, как указывает Климент, был сотоварищем апостолов по вере, но по их совету оставался с иудеями для того, чтобы смочь среди всеобщего смятения унять их ярость. //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время** **Гамалиил**, упоминаемый здесь как член Синедриона, фарисей и уважаемый народом законоучитель, есть известный и в Талмуде знаменитейший раввин еврейский, сын равви Симеона и внук другого знаменитейшего равви Гиллела. Он был также учителем Ап. Павла [[new:act:22:03|(Деян. 22:3)]], а впоследствии подобно ученику своему тоже сделался христианином и проповедником Евангелия, за что Св. Церковь усвоила ему и имя равноапостольного (Чет.-Мин., янв. 4 и авг. 2). [<10>]