[<10>] ====== Толкования на Деян. 5:41 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие** Пусть кто-нибудь из вельмож обладает большим богатством, живет в столице, никаких не имеет хлопот, только веселится, только в этом проводит время и находится на высшей степени богатства, чести и могущества. Противопоставим ему Петра в узах и, если угодно, среди бесчисленных бедствий: и тогда мы найдем, что (Петр) имеет больше радости, потому что если от избытка радости он и в узах радуется, то представь, как велика радость! Как облеченные великою властью не чувствуют бедствий, сколько бы их ни случилось, но продолжают радоваться, так и апостолы по причине самих бедствий еще более радовались. Нельзя, поистине нельзя выразить словом того удовольствия, какое случается испытывать страждущим за Христа. Они радуются более среди бедствий, нежели во время благоденствия. Если кто возлюбил Христа, тот понимает, что я говорю. Но что? Могли ли они для собственной безопасности избегать бедствий? Кто, скажи мне, и владея несметным богатством, мог бы избежать великих опасностей, имея дело со столь многими народами для преобразования государства? А они все совершали, как будто по царскому повелению, а лучше сказать, даже гораздо удобнее. Ведь не столько [сделало бы] царское повеление, сколько сделали все их слова, потому что царское повеление налагает необходимость [повиноваться], а они [обращали] людей по их желанию, по доброй их воле и по чувству великой благодарности. Какой царский указ убедил бы отказаться от всего имения и самой жизни, оставить дом, отечество, родных и собственную безопасность? А внушения рыбарей и скинотворцев произвели это, и от того они радовались, были могущественнее и сильнее всех. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ---- Хотя удары причиняли не радость, а боль и бесчестье, но ради Бога удары и причина, по которой (апостолы) подверглись ударам, доставляли им радость... Так сильна и непобедима добродетель: она и в самом страдании побеждает причиняющих страдания. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// См. также Толкование на [[new:act:05:34#svt_ioann_zlatoust|Деян. 5:34]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие** Ужас и скорбь, если не совсем отъяты от пути Христова, то много уменьшены тем самым, что Он уже совершил путь сей и проложил его для нас. Посему и Апостолы не всегда, как вначале, боялись идти за Христом; но пришло после время, когда они тем же страшным и скорбным путем проходили с радостью. Они, пишет повествователь их деяний, **идяху радующеся, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти**. Как могло статься, что те же люди, на том же пути, сперва боялись, а потом радовались? Боялись, когда Иисус Христос еще не совершил сего пути и не привел его в безопасность; радовались, когда Он прошел путем сим и на Себе унес трудности его. Боялись, когда взирали только на сии трудности, не проникая далее; не возрадовались, когда ясно усмотрели конец пути Христова. Ибо куда, наконец, приводит путь сей? Он приводит на небеса, к Самому Богу Отцу, как Сам Иисус Христос, изображая весь путь Свой, от начала до конца, сказует: //изыдох от Отца, и приидох в мир, и паки оставляю мир, и иду ко Отцу// [[new:in:16:28|(Ин. 16:28)]]. Сей путь вводит в славу Божественную: //подобаше пострадати Христу, и внити в славу Свою// [[new:lk:24:26|(Лк. 24:26)]]. Но если Господь наш идет к Богу Отцу Своему: то приведет к Нему с Собою и нас. Если Христос входит в Свою Божественную славу: то введет с Собою и христиан и соделает, как изъясняет Апостол, //причастниками Божественного естества// [[new:2pet:01:04|(2 Пет. 1:4)]]. //**Т. II, стр. 53.**// ===== Сщмч. Поликарп Смирнский ===== **Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие** Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей - Иисусе Христе, Который //грехи наши Сам вознес телом Своим на древо// [[new:1pet:02:24|(1 Пет. 2:24)]], Который //не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его// [[new:1pet:02:22|(1 Пет. 2:22)]], и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому. //**Послание к Филиппийцам.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие** Для людей самым тяжким несчастием являются не болезни, не бедность, не внешнее безобразие, а позор, бесчестие. Все человек снесет, но не насмешки. Ради того, чтобы не смеялись над ним, он отказывается от своих святынь. Так, например, некоторые из древних знатных литовско-русских православных изменили своей святой праотчей вере на латинскую ересь потому лишь, что поляки – латиняне. Паны и бискупы смеялись над их православием. То же видим нередко и теперь, когда иные малодушные отрекаются от веры в Бога, боясь смеха окружающих. Особенно это заметно среди молодежи... Сатана хорошо знает эту слабость людей и умело пользуется ею. Но верующие в Бога переносят и насмешки ради любви к Спасителю. Пусть нас бесчестят, пусть гонят, даже убивают, а мы будем открыто исповедовать и поклоняться Христу Спасителю нашему и Богу. Так поступали святые апостолы, не боясь, не смущаясь побоями и темницей, принятыми Христа ради, но даже радуясь, что удостоились принять бесчестие за своего Божественного Учителя... Милосердый Господь, ведая, что человек боится больше всего позора, Сам благоволил принять бесчестие за род человеческий, вися нагим и осмеянным на кресте, беззаконными оплеваем, поносим, как и говорит о сем святой апостол Павел: //Иисус Христос вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими// [[new:evr:12:02|(Евр. 12:2–3)]]. И Своим последователям Господь завещает: //кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным// [[new:mf:10:33|(Мф. 10:33)]]. Всех же верных Своих последователей, несущих поношения, клевету, злобу, зависть, ложь, всякий вид позора, Спаситель любовно поддерживает и утешает, говоря им:// Блажены вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах// [[new:mf:05:11|(Мф. 5:11–12)]]. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие** См. Толкование на [[new:act:05:37#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 5:37]] ===== Лопухин А.П. ===== **Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие** **Радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие**. Они сочли это бесчестие особою милостью к ним их Господа Учителя; ибо что может быть отраднее и дороже для любящего сердца в отношении к Возлюбленному Господу и Учителю, как готовность и возможность положить за Него хотя бы и душу Свою! Конечно, проповедь Евангелия и после этого шла своим порядком, нисколько не переставая и не ослабляясь, а даже еще более усилившись: //"и в храме и по домам", "всякий день",// - т. е. непрестанно, неумолкаемо, и частно, и публично. **//Толковая Библия.//** [<10>]