[<10>] ====== Толкования на Деян. 6:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников** См. Толкование на [[new:act:06:01#svt_ioann_zlatoust|Деян. 6:1]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников** См. Толкование на [[new:act:06:02#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 6:2]] ===== Дидим Слепец ===== **И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников** Из людей, причастных добродетели, одни имеют ее во всей полноте, а другие - отчасти. В самом деле, говорится, что Стефан был удостоен избрания из-за того, что был полон **веры и Духа Святого**, ибо не всякий верующий полон веры. Ведь о ком-то, кого увидел Петр, сказано, что он «//имел веру//», но не был полон веры [[new:act:14:09|(Деян. 14:9)]]. //**Катены на Деяния Апостолов.**// ===== Архиеп. Евсевий (Орлинский) ===== **И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников** Всем было понятно, что Апостолам, по их званию, невозможно было взять на себя попечение об удовлетворении нуждающихся житейскими потребностями; всем также было понятно и то, что Апостолы указывали наилучший способ к отклонению возникших неудовольствий, — потому все и одобрили Апостольское предложение. **И избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников**. Из семи мужей святой Лука отличает Стефана, называя его **мужем исполненным веры и Духа Святого**, без сомнения, потому, что его дела и подвиги свидетельствовали о постоянстве и силе веры его, и об обилии даров присутствующего в нем Святого Духа. Для показания высокого достоинства Стефана, Апостол далее раскрывает доблестный апостольский подвиг его, увенчавший его мученичеством и приобретший ему наименование первомученика [[new:act:06:08|(Деян. 6, 8,]] [[new:act:06:14|14;]] [[new:act:07:01|7,1-60)]]. //**Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников** **Исполненного веры** - в смысле особенного дара Св. Духа - веры чудодейственной [[new:1kor:12:09|(1 Кор. 12:9)]], которою Стефан совершал великие чудеса и знамения (ст. 8). После **Стефана** более других известен **Филипп** (гл. VIII). Об остальных в писаниях апостольских ничего более не упоминается. Предание же Церковное сохранило о них важнейшие сведения: **Прохор** был спутником сначала Ап. Петра, потом спутником и писцом Ап. Иоанна Богослова, а впоследствии епископом Никомидии (в Вифинии), и скончался мученически в Антиохии. **Никанор** убит иудеями в день убиения архидиакона Стефана. **Тимон** был, по преданию, епископом Вострским (в Аравии), скончался тоже мученически. **Пармен** скончался пред глазами апостолов и погребен ими (Чет. -Мин., июл. 28). **Николай**, прозелит, антиохиец, избрание которого показывает мудрость избиравших, ибо он, без сомнения, принадлежал к еллинистам, вдовицы которых были пренебрегаемы, что и возбуждало. Неизвестно, удержался ли он на высоте своего служения, только имя его не вписано во святых. [<10>]