[<10>] ====== Толкования на Деян. 7:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-5 **Тогда сказал первосвященник: так ли это? Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен** Что же ар­хиерей? **"Так ли это?"**, говорит он [[new:act:07:01|(Деян. 7:1)]]. Видишь, как вопрос его кроток и не заключает в себе ничего ос­корбительного? Поэтому и Стефан кротко начинает свою речь и говорит: **"мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран"** [[new:act:07:02|(ст. 2)]]. С самого начала он уже опровергает их мнение и этими словами несомненно доказывает, что и сам храм и обычаи – ничто, и что они не в состоянии остановить проповеди, а Бог всегда творит и устрояет все, что кажется невозможным. Посмотри, как последовательно в речи своей он доказывает, что те, которые всегда пользова­лись особенным благоволением (Божиим), воздали своему Бла­годетелю противным и замышляют невозможное. **"Бог славы явился отцу нашему Аврааму и сказал ему: выйди из земли твоей и пойди в землю, которую покажу тебе"** [[new:act:07:02|(ст. 2-3)]]. Не было ни храма, ни жертвоприношения, но Авраам сподобился Божественного видения, хотя имел предками пер­сов (т.е. народ, живший в пределах Халдеи и Месопотамии) и жил на чуждой земле. И почему (Стефан) в начале своей речи назвал Бога **"Богом славы"**? Потому, что Он бесслав­ных соделал славными; и для того, чтобы научить, что, если Он прославил тех, то тем более прославит их (апостолов). Видишь ли, как он отвлекает их от предметов чувствен­ных и прежде всего от места, так как речь шла о месте? **"Бог славы"**. Если Он – Бог славы, то, очевидно, Он не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма; Он сам есть источник славы. Поэтому не подумайте прославлять Его таким образом. Как же, скажут, ведь Писание говорит это об отце Авраама [[old:gen:11:31|(Быт.11:31)]]? Оно не говорит ничего лиш­него, ничего кроме самого необходимого. Что полезно было узнать, тому только оно и научило нас, именно, что (Фарра) после откровения сыну вышел вместе с ним; а больше ничего не говорит о нем, потому что он вскоре по переселении в Хар­ран скончался. **"Выйди из родства твоего"** [[new:act:07:03|(ст. 3)]]. Этим Стефан показывает, что они не чада Авраама. Каким образом? Тем, что тот был послушен, а они непослушны; и из того, что он сделал по повелению (Божию), мы видим, что он претер­певал труды, а они лишь собирают плоды, между тем как все праотцы терпели озлобления. **"Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги"** [[new:act:07:04|(ст. 4, 5)]]. Смотри, как он отвлекает их от земли; не сказал: даст, но: **"не дал"**, выражая тем, что все от Него и ничего от них. Ведь (Авраам) вышел, оставив родных и отечество. Почему же **"не дал"**? Потому что (эта земля) была образом другой, которую Бог и обещал дать ему. Ви­дишь ли, что не просто Стефан ведет речь свою? **"Не дал ему",** говорит, **"а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен"** [[new:act:07:05|(ст. 5)]]. Опять отсюда открывается всемогущество Божие и то, как Он творит все, что (кажется) невозможным: когда Авраам был еще в Персии и на таком расстоянии, Бог сказал, что Он сделает его владыкою Палестины. Но обратимся к вышесказан­ному. **"Смотря на него"**, говорится, **"видели лице его, как лице Ангела"**. Отчего в Стефане процвела такая благодать? Не от веры ли? Очевидно, что так; о нем выше засвидетельствовано, что он был исполнен веры. Следовательно, можно иметь благодать и кроме (благодати) исцелений; потому и апостол говорит: //"одному дается Духом слово мудрости, иному дары исцелений"// [[new:1kor:12:08|(1 Кор. 12:8,9)]]. Здесь словами: //"видели лице его, как лице Ангела"//, кажется мне, намекается на то, что он был исполнен благодати, как говорится это и о Варнаве [[new:act:04:36|(Деян. 4:36)]]. Отсюда мы видим, что люди простые и незлобивые возбуждают к себе особенное удивление и преимущественно бывают исполнены благодати. **"И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова"**. Прежде об апостолах говорили, что они про­поведовали воскресение, и что к ним стекалось множество на­рода; а теперь, – что они исцеляли. О, безумие! За что нужно было благодарить, за то осуждали, – и тех, которые были сильны де­лами, надеялись преодолеть словами (как поступали и со Хри­стом) и постоянно старались уловить их в словах, потому что стыдились прямо схватить их, не имея ничего, в чем бы обвинить их. И посмотри, судьи не сами лжесвидетель­ствуют, – потому что их уличили бы, – а подкупают других, чтобы это дело не показалось насилием. Тоже самое, как ви­дим, было и со Христом. Видел ли ты силу проповеди, как она действует, несмотря на то, что (проповедники) не только подвергаются бичеванию, но и побиваются камнями, не только ведутся на суд, но и отвсюду изгоняются? И здесь, несмотря на лжесвидетельство, (враги) не только не преодолевали, но и не в состоянии были противостоять, хотя были крайне бесстыдны; с такою силою она поражала их, хотя они делали много ухищ­рений, подобно как и против Христа, для умерщвления Кото­рого употребляли все свои усилия, так что после того для всех стало ясно, что это была борьба не людей между собою, но борьба между Богом и людьми. Посмотри, что говорят лжесвидетели, поставленные теми, которые злодейски привлекли его в суди­лище. **"Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога"**. Бесстыдные! Вы сами совершаете дела хульные против Бога и не думаете об этом, а притворяетесь ревнующими за Моисея? Моисей потому и поставлен наперед, что о Божием они немного заботились; о Моисее упоминают и выше и ниже: //"Моисей"//, говорят, //"который вывел нас"// [[new:act:07:40|(Деян. 7:40)]], желая тем возбудить легкомыслие народа. Как человек богохульный мог бы остаться победителем? Как человек богохульный мог бы творить такие знамения в народе? Но такова зависть; она под­вергшихся ей делает безумными, так что они даже не пони­мают, что говорят. **"Мы слышали"**, говорят, **"как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога"**; и далее: **"этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон"**, и прибавляют: **"которые передал нам Моисей"**, а не Бог [[old:gen:06:11|(Быт. 6:11-14)]]. Видишь ли, как обвиняют его в нарушении обществен­ного порядка и в нечестии? Но что ему не свойственно было говорить это и быть так дерзким, это очевидно для всякого; и самое лицо его отличалось кротостью. Так, когда не клеветали (на апостолов), то Писание не говорит ничего подобного; а как здесь все – клевета, то Бог естественно опровергает ее и самым видом его. На апостолов не клеветали, но им запрещали; а на Стефана клевещут; потому прежде всего самое лице защи­щает его. Может быть, оно-то пристыдило и архиерея. Выраже­нием: **"обещал"** Стефан указывает на то, что обетование дано было прежде места, прежде обрезания, прежде жертвы, прежде храма, и что они не по достоинству своему получили и обреза­ние, и закон, но что единственно за послушание (Авраамово) наградою была эта земля, и даже исполнение обетования произошло еще прежде установления обрезания; что все это были прообразы, и оставление отечества и родных по повелению Божию (там ведь и отечество, куда приведет Бог), и неполучение здесь насле­дия; что иудеи (отрасль) персов, если надлежащим образом исследовать; что словам Божиим должно повиноваться и без знамений, хотя бы и встретилось что-нибудь прискорбное, так как и патриарх оставил гроб отца и все из повиновения Богу. Если же отец его не сопутствовал ему при переселении его в Палестину, потому что не веровал (в истинного Бога), то тем более потомки не будут участвовать в этом, хотя бы они прошли и большую часть пути, потому что не подражали добродетели праотца. **"Обещал"**, говорит, **"дать ее во владение ему и потомству его по нем"**. Здесь указывается и великое человеколюбие Божие, и вера Авраама. Уверенность Авраама в этом, еще **"когда еще был он бездетен"**, доказывает и послушание, и веру его, хотя обстоятель­ства представляли противное, т.е., по пришествии он не получил ни **"на стопу ноги"**, не имел и сына, что могло препятствовать вере. //**Беседы на Деяния Апостольские.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 1-7 **Рече же архиерей: аще убо сия тако суть? Он же рече: мужие братие и отцы, послушайте. Бог славы явися отцу нашему Аврааму сущу в Месопотамии, прежде даже не вселитися ему в Харрань: И рече к нему: изыди от земли твоея и от рода твоего, и от дому отца твоего, и прииди в землю, юже аще ти покажу. Тогда изшед от земли халдейския, вселися в Харрань: и оттуду, по умертвии отца его, пресели его в землю сию, на нейже вы ныне живете. И не даде ему наследия в ней, ниже стопы ногу: и обеща дати ему ю во одержание, и семени его по нем, не сущу ему чаду. Глагола же сице Бог, яко будет семя его пришелцы в земли чуждей, и поработят е и озлобят лет четыреста. И языку, емуже поработают, сужду аз, рече Бог** Сами они и не думали о том, что позволяли себе богохульные действия, а его обвиняют в богохульстве за слова; и на уме у них всегда Моисей; они не столько заботились о делах Божиих, сколько о постановлениях Моисея. Но он Стефан в самом начале речи опровергает их мнение и доказывает, что ни храм ни обряды не имеют значения, и что они не превозмогут проповеди евангельской, - что Бог трудное и невозможное делает легким и возможным. Замечай: речь к ним из того именно и состоит, что, пользуясь постоянно Божиим человеколюбием, они заплатили своему Благодетелю противным и домогаются невозможного. Показывает также, что обетование было дано прежде, чем эта земля, прежде обрезания, прежде жертвы, прежде храма, - что они получили эту землю, равно как и обрезание и закон, не по заслугам, но земля была наградою за послушание, - что, когда дано было обрезание, обетование еще не было приведено в исполнение, и что все это были прообразы. Прекрасно именует в начале речи Бога Богом славы; потому что Он соделал славными тех, кого поносили. Говорит также, что еще не было храма, а Авраам удостоился видеть Бога, что он своими предками имел персов и жил в чужой земле. Замечай, как он Стефан отводит их мысль от чувственного, начав с местности, так как и речь была о месте. Если же Бог есть Бог славы, то Он не нуждается в том, чтобы иметь славу от вас посредством вашего храма; потому что Он сам источник всякой славы и всякого добра. **Изыди от земли твоея и от рода твоего**. Как же Писание говорит, что пожелал выйти отец Авраама [[old:gen:11:31|(Быт. 11:31)]], а здесь говорится, что Аврааму было сказано: **изыди от земли твоея**? Отсюда мы заключаем, что явление Бога Аврааму подействовало на отца его и он пожелал выйти из земли халдейской. Но этим самым он Стефан показывает, что они иудеи не дети Авраамовы; потому что тот, покинув и отечество и родных, явил послушание, а они непослушны. **И не даде ему наследия в ней, ниже стопы ногу**. Наблюдай, как беседою об обетованной земле наводит их на истину. Почему не дал Господь наследия Аврааму? Потому, что земля эта была прообразом другой земли. **И обеща дати ему**. Замечаешь ли, что не без причины снова повторяет: //не даде,// говорит, **но обеща дати**. Если он Авраам был чужеземцем и пришельцем, и чрез несколько времени должен был переселиться; то как мог он иметь эту землю **во одержании**? Итак наследие его Авраама сохраняется чрез семя его, которое есть Христос; так как с Ним со Христом будут царствовать и святые, по слову Писания: //егда приидет во славе Отца своего царствуяй над всеми языки// [[new:mf:16:27|(Мф. 16:27;]] [[new:mf:25:31|25:31)]]. **И семени его по нем, не сущу ему чаду**. Снова указывает, что Бог из невозможного силен сделать возможное; потому что сказано, что Он сделает господином Палестины того, кто был в Персии и находился на таком далеком расстоянии. Но тут же заключается указание и на великое человеколюбие Божие и на великую веру Авраама; потому что выражение: **не сущу ему семени**, показывает повиновение его Авраама и веру, хотя то, что с ним было тогда, склоняло его к противоположному мнению; так как после того, как пришел, не имел стопы ногу, да и потом не имел. **Глагола же ему Бог, яко будет семя его пришелцы в земли чуждей**. Смотри, за сколько лет дано обетование и существовал его образ, и никогда не было образа жертвы, никогда образа обрезания. Но этим показывает также, как Бог попускал израильтянам переносить несчастия, хотя не было ничего такого, в чем бы они были виновны. **И поработят е и озлобят лет четыреста**. Написанное в книге Исход не противоречит этому месту. Там сказано: //и бысть по четырех стех и тридесяти летех, изыде вся сила Господня от земли египетския// [[old:ish:12:14|(Исх. 12:14)]]; а здесь говорится: "после четырех сот лет". Но нужно помнить, что не сказано: вышли, когда исполнилось четыреста лет; сказано приблизительно: после четырех сот лет, чем не исключаются и остальные 30 лет. Двадцать пять лет - от семьдесят пятого года до сотого - Авраамовых, шестьдесят лет Исааковых, девяносто один год Иакова, сто десять лет Иосифовых, сто сорок четыре года в Египте, - всего вместе - четыреста тридцать лет. Но говорится: **и озлобят е лет четыреста, и по сих изыдут, и послужат ми на месте сем**. В выражении: **по сих**, можно видеть указание и на эти тридцать лет. **И языку, емуже поработают, сужду Аз, рече Бог**. И те, которые озлобляли их, делали это не безнаказанно; потому что иудеи переносили горькое и тяжкое рабство, так как египтяне смотрели на них не как на рабов, а как на врагов и противников. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// **И по сих изыдут, и послужат ми на месте сем** См. Толкование на [[new:act:07:08#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 7:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда сказал первосвященник: так ли это** **Так ли это** - т. е. говорил ли ты действительно то, в чем тебя обвиняют ([[new:act:06:11|Деян. 6:11-14]]). [<10>]