[<10>] ====== Толкования на Деян. 7:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-34 **Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли. На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына. По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста. Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень: Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет** **"Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли"** [[new:act:07:23|(ст. 23-25)]]. Заметь, (Стефан) доселе не делается не­стерпимым (для слушателей своих), но когда говорит это, они продолжают слушать его: так увлекла их благодать на лице его! **"Он думал"**, говорит, **"поймут братья его"**. Хотя защита была оказана на самом деле, и здесь не нужно было рассуж­дать, но при всем том они не поняли. Видишь ли, как кротко он беседует и как, показав гнев (Моисея) на одного, вы­ражает и кротость его в отношении к другому? **"На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?"** [[new:act:07:26|(ст. 26-28)]] В том же духе и почти тоже они гово­рили и против Христа: //"нет у нас царя, кроме кесаря"// [[new:in:19:15|(Ин. 19:15)]]. Так обычно всегда поступали иудеи, даже и когда получали благодеяния. Видел ли ты их безумие? Того, кто имел изба­вить их, укоряют, говоря: **"От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына"** [[new:act:07:29|(ст. 29)]]. Убежал, но и бегство не воспрепятствовало домостроительству (Божию), равно как и (угрожавшая ему) смерть. **"По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста"** [[new:act:07:30|(ст. 30)]]. Видишь ли, как это домостроительство не останавли­вается временем? Когда он был беглецом и странником, когда уже много времени провел в чужой стране и имел уже двоих детей, когда уже и не надеялся возвращаться оттуда, тогда является ему ангел. Ангелом, равно как (иногда) и человеком, (Писание) называет Сына Божия. И где является? В пустыне, а не в храме. Видишь ли, какие совершаются чу­деса, и еще нигде не было ни храма, ни жертвоприношения? И здесь, в пустыне, (является) не просто, но в купине. **"Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень"** [[new:act:07:31|(ст. 31)]]; вот он удостоился и гласа. **"Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова"** [[new:act:07:32|(ст. 32)]]. Этим (Стефан) выражает не только то, что явившийся Моисею Ангел был велика совета Ангел [[old:is:09:06|(Ис. 9:6)]], но показывает и человеколюбие, какое Бог проявляет в этом видении. **"Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть. И сказал ему Господь: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая"** [[new:act:07:32|(ст. 32, 33)]]. Храма нет, и, однако, это место свято от явления и действия Христова. Оно даже чудес­нее места во святом святых, потому что здесь Бог никогда не являлся таким образом, и Моисей никогда не был так объят трепетом. Видел ли ты человеколюбие (Божие)? По­смотри затем и на промышление Его. **"Я вижу"**, говорит, **"притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я пошлю тебя в Египет"** [[new:act:07:34|(ст. 34)]]. Посмотри, как (Стефан) показывает, что (Бог) руково­дил их и благодеяниями, и наказаниями, и чудесами, а они остались теми же. Отсюда мы узнаем, что Бог вездесущ. Слыша это, будем и мы прибегать к Нему в скорбях. **"Стенание его"**, говорит, **"слышу"**. Не просто, говорит, **"слышу"**, но по причине их страданий. Если же кто спросит: для чего Бог допустил им так страдать? – тот пусть знает, что всякий праведник в особенности за страдания бывает удостаи­ваем наград; или для того Он попустил им страдать, чтобы и свою силу явить чрез это во всем свете, и их этими страданиями научить – во всем любомудрствовать. По­смотри, когда они были в пустыне, тогда не только они //"утучнели, отолстели и разжирели"//, но и //"оставили они Бога"// [[old:vtor:32:15|(Втор. 32:15)]]. Беззаботная жизнь, возлюбленный, всегда есть зло! Потому и в начале (Бог) говорил Адаму: //"в поте лица твоего будешь есть хлеб"// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]]. Итак, чтобы они, вместо великих страданий пользуясь беззаботною жизнью, не сделались пороч­ными, Он попускает им претерпевать скорби: скорбь есть великое благо. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст. 23-29 **Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив египтянина. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли. На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: вы братья; зачем обижаете друг друга? Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею над нами? Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил египтянина? От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына** Верно сказано, что человек, который внимает одновременно языческим и отеческим наставлениям, оказывается словно посреди двух противников. Тот, чья религия противоположна еврейскому учению, вступает в борьбу и стремится оказаться сильнее израильтянина. И он показался таким многим верхоглядам, которые, оставив веру отцов, перешли на сторону врага и стали предателями отеческого учения. Но кто действительно велик и благороден душой, как Моисей, тот сам нанесет смертельный удар выступающему против благочестия. Впрочем, подобное противоборство можно обнаружить и в нас самих. Человек, словно приз за победу, стоит между противоборствующими сторонами, и к кому он примкнет, того и сделает победителем. А сражаются, словно египтянин с евреем, идолослужение с благочестием, разнузданность с целомудрием, праведность с несправедливостью, спесь со скромностью, да и вообще все, что считается противоположным. Моисей собственным примером учит нас встать на сторону добродетели, как на сторону соотечественника, и уничтожить противника, восстающего на нее. Ибо победа добродетели оборачивается гибелью и исчезновением идолослужения. Точно так же праведностью уничтожается несправедливость, и скромностью убивается спесь. Но в нас также происходит борьба между единоплеменниками. Ведь у нас не было бы придуманных лукавыми ересями догматов, если бы строй ошибочных рассуждений не вступал в борьбу с более верными рассуждениями. Если же мы немощны и не можем придать сил правой стороне, поскольку зло своими ухищрениями взяло верх и власть истины оказалась ниспровергнутой, то надо как можно скорее бежать прочь (как и предлагает пример Моисея) к лучшему и высшему учению о таинствах. И если вновь приходится селиться у иноплеменника, то есть, если мы вынуждены обратиться к языческой философии, мы можем сделать это только после того, как отгоним лукавых пастухов, не по праву пользующихся колодцем, то есть после того, как мы обличим лжеучителей в лукавом использовании внешней образованности. Так и мы будем жить сами по себе, не ввязываясь в драку и не выступая в ней посредниками, но обитая среди единомышленников, чья воля согласна с нашей, вместе с собственным стадом, и все движения нашей души будут, словно овцы за пастухом, следовать за предводительствующим Словом. //**О жизни Моисея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых** См. Толкование на [[new:act:07:17#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 7:17]] ===== Лопухин А.П. ===== **Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых** **Когда же исполнилось ему сорок лет**. В кн. Исхода точно не означен возраст Моисея в это время, а сказано просто: спустя много времени, когда он вырос [[old:ish:02:11|(Исх. 2:11)]]. Здесь опять Стефан пользуется преданием, которое разделяло всю 120-летнюю жизнь Моисея [[old:vtor:34:07|(Втор. 34:7)]] на три периода, по 40 лет каждый: первые 40 лет он жил при дворе Фараона, вторые - в стране Мадиамской [[old:ish:07:07|(Исх. 7:7)]] и последние - предводил евреев в пустыне [[old:ish:16:35|(Исх. 16:35;]] [[old:chis:14:33|Чис. 14:33;]] [[old:chis:33:38|33:38)]] до прихода к земле обетованной. [<10>]