[<10>] ====== Толкования на Деян. 7:35 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 35-53 **Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте. Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам, которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось. И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона. Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие? Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили** Это весьма близко относится к предложенному (Стефа­ном) предмету. **"Сего Моисея"**, говорит. Какого – **"сего"**? Того, который подвергался опасности погибнуть, которого (евреи) презрели, которого они отвергли, сказав: //"кто тебя поставил начальником и судьею над нами?"//, подобно тому, как и о Христе говорили: //"нет у нас царя, кроме кесаря"// [[new:in:19:15|(Ин. 19:15)]]. Сего Бог начальником и избавителем послал через Ангела, который сказал ему: //"Я Бог отца твоего, Бог Авраама"// [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]]. Этим он показывает, что бывшие (при Моисее) чудеса совершены были Христом. **"Сей"**, т.е. Моисей (посмотри, как Стефан изо­бражает славу его) **"вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте"** [[new:act:07:36|(Деян.7:36,37)]], т.е., Которого они также презрят и подвергнут гонениям. Ведь и Его (Христа) Ирод хотел убить, но Он спасся в Египте, подобно тому, как и тот в детстве подвергался гонениям. **"Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам"** [[new:act:07:38|(ст. 38)]]. Опять (это происходило, когда) еще не было ни храма, ни жертвоприношения. **"С Ангелом"**, говорит, **"принял живые слова, чтобы передать нам"**. Этим он показывает, что (Моисей) не только творил знамения, но и дал закон, как и Христос. И как он сначала творит знамения, потом дает закон, так точно и Христос. Но (евреи), привыкшие никогда не покоряться, не послушали его и после знамений и чудес, бывших в те­чение сорока лет. И не только не послушали, но сделали про­тивное, на что указывая, Стефан и присовокупил: **"которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту, сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось. И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих. Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона"** [[new:act:07:39|(ст. 39-43)]]. **"Отвратился и оставил"** здесь значит: попустил. **"Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному"** [[new:act:07:44|(ст. 44)]]. Хотя скиния была, но жертв еще не было. А что их не было, об этом ясно говорит пророк: //"приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары?"// [[old:am:05:25|(Ам. 5:25)]] Скиния свидения была, но не принесла им никакой пользы, и они погибали. Также и знамения ни прежде того, ни после не принесли им никакой пользы. **"Отцы наши, взяв ее, внесли во владения"** [[new:act:07:45|(ст. 45)]]. Видишь ли, что то место и свято, где присутствует Бог? Потому он и сказал: **"в пустыне"**, чтобы сравнить одно место с дру­гим. Затем (следовало) благодеяние. **"Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова"** [[new:act:07:45|(ст. 45, 46)]]. Молил о построении (храма) Давид великий и чудный, но не получает просимого; а создает его отверженный Соло­мон. Потому (Стефан) и говорит: **"Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет"** [[new:act:07:47|(ст. 47, 48)]]. Это уже доказано и предыдущими словами; но подтверждается еще и голосом пророческим; а каким образом, послушай далее: **"как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие?"** [[new:act:07:49|(ст.49, 50)]] Не удивляйтесь, говорит, что Христос благотворит и тем, которые отвергают царствие Его: тоже было и при Моисее. Он не просто извел (евреев), но после того, как они про­были в пустыне. Видишь ли, что и те знамения были для них? Кто беседовал с Богом, был спасен чудесным образом, столько сделал и имел такую силу, того пророчество, доказы­вает (Стефан), непременно должно исполниться, и он не мо­жет противоречить самому себе. Впрочем, обратимся к выше­сказанному. **"Это тот"**, говорит, **"Моисей, который сказал: Пророка воздвигнет вам Господь Бог как меня"**. Мне кажется, на это изречение указы­вал и Христос, когда сказал: //"ибо спасение от Иудеев"// [[new:in:04:22|(Ин. 4: 22)]], разумея самого Себя. **"Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему"**. Вот и опять указывает, что (Христос) дал закон, так как Он был с ним (Моисеем) в собрании – в пустыне. Здесь же напоминает и о великом чуде, случив­шемся на горе (Синайской). **"И который принял живые слова"**. Во всем чуден Моисей, но особенно, когда нужно было дать закон. Что значит: **"живые слова"**? Разумеет те, которых ис­полнение раскрывалось в словах его, или пророчества. Затем следует обвинение праотцов, которые после знамений и чудес, и по получении слов живых, **"не хотели"**, говорит, **"быть послушными"**. Хорошо он сказал: **"живые слова"**, показывая тем, что есть слова и не живые, о которых упоминает и Иезекииль, когда говорит: //"и попустил им учреждения недобрые"// [[old:iez:20:25|(Иез. 20:25)]]. В противо­положность таким словам он прибавил: **"живы"**. **"Но отринули его и обратились сердцами своими к Египту"**, где они стонали, где вопили, откуда призывали Бога. **"Сказав Аарону: сделай нам богов, которые предшествовали бы нам"**. О, безумие! **"Сделай"**, говорят, которые **"предшествовали бы нам"**. Куда? В Египет. Видишь ли, как неохотно они расставались с обычаями египетскими? Что ты говоришь? Не хочешь дож­даться того, кто вывел, но отказываешься от благодеяния и убегаешь от благодетеля? И смотри, как они оскорбляют его. **"Моисеем, который вывел нас из земли Египетской"**. Нигде не упоминают имени Божия, но все приписывают Моисею. Когда нужно было им быть благодарными, тогда они обвиняют Мои­сея; а когда нужно было исполнять закон, тогда не помнят уже и о Моисее. Он сказал им, что восходит (на гору) для полу­чения закона: а они не подождали и сорока дней. **"Сделай нам богов"**. Не сказали: Бога, но **"богов"**; так они неистовствовали, что и сами не знают, что говорят. **"И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу"**. Видел ли ты крайнее безумие? Там, где Бог явился Моисею, они делают тельца и приносят ему жертву. **"И веселились",** говорит, **"перед делом рук своих"**. Чего на­добно было стыдиться, тому они радовались. И что удивитель­ного, если вы не признаете Христа, когда (вы не признавали) ни Моисея, ни Бога, открывшегося в стольких знамениях? Но они не только не признавали, но еще иначе оскорбили их, сделав идолов. **"Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному"**. Отсюда и произошли эти обычаи; отсюда эти жертвы. Они сначала приносили жертвы идолам, на что указывая, и Давид говорит: //"и сделали тельца у Хорива, и поклонились истукану"// [[old:ps:105:19|(Пс. 105:19)]]. Так как прежде этого нигде не упоминается о жертвах, но (были) заповеди живые и **"живые слова"**, – то нигде не было и (жертвенных) обрядов, а только чудеса и явление знамений. **"Как написано в книге пророков"**. Здесь (Стефан) привел свидетельство не без цели, но для того, чтобы показать, что в жертвах нет нужды. И смотри, что он говорит: **"дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне? Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им"**. Он сказал в виде обличения; а слова его означают следующее: вы не мо­жете сказать, что вы стали приносить жертвы идолам, подобно тому, как приносили их Мне; и это было в пустыне, когда Бог особенно руководил их. **"Вы приняли скинию Молохову"**. От нее и (получили) начало жертвы. **"И Я переселю вас далее Вавилона"**. Так и плен есть наказание за нечестие. Но почему, ска­жут, скиния названа **"скиния свидетельства"** (μαρτυρίου)? Потому что она была для того, чтобы они имели Бога свидетелем (μάρτυρα). Для этого только она и существовала. //"По тому образцу, какой показан тебе на горе"// [[old:ish:25:40|(Исх. 25:40)]]. Следовательно, образец ее показан был на горе, и она была носима в пустыне, а не стояла на месте. Скиниею же свидетельства называется не по чему-нибудь другому, как по чудесам и заповедям. Впрочем, ни она, ни они не имели храма. И сам образец ее показан был, сле­довательно, самим ангелом. **"Так было до дней Давида"**, говорит. Следовательно, до того времени не было храма, хотя и были из­гнаны (языческие) народы, о которых он говорит: **"изгнанных Богом от лица отцов наших".** Это же он сказал опять с целью доказать, что тогда не было храма. Но что я говорю: было столько чудес и еще не было храма? Вот была и первая скиния, но еще не было храма. Давид молил обрести благодать пред Богом, – молил и не создал (храма). Следовательно, храм не составлял чего-нибудь важного, хотя некоторые и считали Соломона вели­ким за построение храма, и даже за это ставили его выше отца. Но что он не был лучше отца и даже не равен ему, а только кажется таким во мнении толпы, это он объяснил, присово­купив: **"но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих"**. Да и эти (небо и земля) недостойны (быть жилищем) Бога, как творения, как дела руки Его. Смотри, как он убеж­дает их мало-помалу. Из пророка он доказывает, что даже и эти (творения) нельзя назвать достойными (быть жилищем) Бога. Для чего же, скажут, он говорит потом так обли­чительно? У него было великое дерзновение, как (у человека) готового на смерть; я думаю, об этом он знал по откровению. **"Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами!"**; и это также из пророка, а не собственные его слова; **"вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы"** [[new:act:07:51|(ст. 51)]]. Когда Бог не желал, чтоб были жертвы, вы приносили жертвы; а когда же­лает, вы не приносите их; когда Он не хотел давать вам заповедей, вы требовали их; а когда получили, то нерадели о них. И еще, когда существовал храм, вы служили идолам; а когда Ему угодно, чтобы вы служили Ему без храма, вы де­лаете противоположное. Смотри, он не сказал: Богу противи­тесь, но: **"Духу"**; так он не полагает никакого различия (между Ними). И еще большее говорит: **"как отцы ваши, так и вы".** Так и Христос обличал их, потому что они всегда слишком много хвалились отцами. **"Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника"**. Говорит: **"Праведника"**, чтобы и этим вразумить их. **"Которого предателями и убийцами сделались ныне вы"** [[new:act:07:52|(ст. 52)]]. Обличает их в двух делах: в том, что они не признали (пророков) и что убили их. **"Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили"** [[new:act:07:53|(ст. 53)]]. Что это значит? Некоторые утверждают, что, по сло­вам его, закон был составлен ангелами; но это несправед­ливо, потому что когда же ангелы являлись составляющими закон? Но он говорит **"приняли закон при служении Ангелов"**, т.е. врученным Моисею ангелом, явившимся ему в купине, так как это был не человек. Итак, нет ничего удивительного, говорит, если вы совершили это, когда совершили и то; если вы умертвили возвещавших (о Христе), то тем более (могли умертвить) Его. Здесь он представляет их непокорными и Богу, и ангелам, и пророкам, и Духу, и всем, как и в другом месте Писание говорит: //"разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили"// [[old:3ts:19:10|(3 Цар. 19:10)]]. Они, притворно защищая закон, говорили: //"говорил хульные слова на Моисея"// [[new:act:06:11|(Деян. 6:11)]]; а он показы­вает, что они сами еще более произносят хулу не только на Моисея, но и на Бога, и что они издревле так поступают; что они сами нарушили обычаи, в которых уже нет нужды; что они, обвиняя и называя его противящимся Моисею, сами проти­вились Духу, и не просто, но даже и с совершением убийства, и что издревле они враждовали (против Бога). Видишь ли, как он доказывает, что они противились и Моисею, и всем, и не соблюдали закона? Моисей сказал: //"Пророка воздвигнет тебе Господь"// [[old:vtor:18:15|(Втор. 18:15)]], и прочие предсказывали об Его пришествии; также и пророк говорит: //"где же построите вы дом для Меня"// [[old:is:66:01|(Ис. 66:1)]]? И еще: //"приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет?"// [[old:am:05:25|(Ам. 5:25)]] Таково дерзновение мужа, несущего крест (Христов)! //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 35-41 **Сего Моисеа, егоже отринуша, рекше: кто тя постави началника и судию? сего Бог князя и избавителя посла рукою Ангела явльшагося ему в купине. Сей изведе их, сотворь чудеса и знамения в земли египетстей, и в чермном мори, и в пустыни, лет четыредесять. Сей есть Моисей рекий сыном Исраилевым: пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея яко мене: того послушайте. Сей есть бывый в церкви в пустыни со Ангелом глаголавшим ему на горе Синайстей и со отцы нашими, иже прият словеса жива дати нам. Егоже не восхотеша послушати отцы наши, но отринуша и, и обратишася сердцем своим во Египет. Рекше Аарону: сотвори нам боги, иже предъидут пред нами: Моисею бо сему, иже изведе нас от земли египетския, не вемы что бысть ему. И сотвориша телца во дни оны, и принесоша жертву идолу, и веселяхуся в делех руку своею** Того Моисея, который подвергался опасности за свою жизнь, которого израильтяне ни во что поставили и отринули, Бог воздвиг **и посла рукою Ангела явльшагося ему в купине**. Кого Стефан называет Ангелом, того (Моисей) видел и называет Богом. **Сей есть Моисей рекий сыном Исраилевым: пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея яко мене**, то есть, подобно мне поставленного ни во что за то, за что гораздо скорее следовало удостоиться чести. Фараон хотел убить Моисея, и он Моисей бежал; и Господа хотел убить Ирод, и Он Господь спасся в Египте. И тот и другой и Фараон и Ирод замышлял на младенца; и тот и другой издал повеление; и ни то ни другое повеление не нашло повиновения. **Сей есть бывый в церкви в пустыни со Ангелом глаголавшим ему**. Находящиеся пред нами слова показывают, что люди становятся лучшими, или худшими не от места; потому что те, о ком идет речь, быв уже вне Египта по месту, по расположению были в Египте и не оставляли помышления об египетских обычаях, как говорит и Евангелие: **идеже сокровище, ту и сердце**. Многие, будучи еще на земле, собирают сокровище на небе; там и сердце их. Но преступившие Божию волю ангелы, будучи на небе, возымели расположение к тому, что на земле; вследствие чего последовало низриновение их на землю. **Иже прият словеса жива**. Живыми называет слова особого рода, значение которых выясняется обыкновенными словами, - или пророчества; потому что пророк Иезекииль говорит: дах им заповеди не добры [[old:iez:20:25|(Иез. 20:25)]]. Имея в виду эти слова пророка, он Стефан назвал пророческие слова живыми словами. **Сотвори нам боги**, - не Бога, но богов. **И сотвориша телца во дни оны**. То же и у Давида: и //сотвориша телца в Хориве//. И не без цели указывается на Хорив, но для того, чтобы показать крайнее безумие израильтян; здесь Бог явился Моисею, здесь же они делали идолов и приносили им жертвы. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 35-37 **Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: кто тебя поставил начальником и судьею? сего Бог чрез Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем. Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет. Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте** **Сего Моисея**. Лжесвидетели говорили, что Стефан произносил хульные слова на Моисея [[new:act:06:11|(Деян. 6:11).]] Устраняя совершенно это обвинение, Стефан начинает далее в сильных чертах изображать величие сего Моисея, как избавителя, чудотворца, пророка, законодателя и посредника между Богом и народом, указывая при сем резкие черты непослушания народа Моисею и Богу, несмотря на величие Моисея. На это усиление речи указывают частые повторения выражений: сего Моисея, сей Моисей... (ст. 35, 36, 37, 38). **Которого они отвергли** - именно, как начальника и судию, бывшего таковым для всего народа в силу последующего Божественного избрания. Этот факт грубого отвержения одним евреем вмешавшегося в его дело Моисея Стефан обобщает, относя к целому народу, в том смысле, что слова одного были как бы выражением неблагодарного и жестоковыйного настроения духа целого народа. **Чрез Ангела** - en ceiri aggelou... - рукою Ангела, укрепляющего, охраняющего, помогающего, силою Сына Божия, прообразованного Моисеем (см. к ст. 30). [<10>]