[<10>] ====== Толкования на Деян. 7:51 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы** См. Толкование на [[new:act:07:35#svt_ioann_zlatoust|Деян. 7:35]] ===== Блаж. Августин ===== **Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы** Итак, поэтому, послав Святого Духа, Он являет Его видимо двумя образами: через голубя и через огонь. Через голубя над крестившемся Господом, через огонь над собранными вместе учениками. <...> Здесь мы видим голубя над Господом, там - разделяющиеся языки над учениками; здесь показывается простота, там - горячность. Ведь есть те, кто называется простыми, а являются медлительными; называются простыми, а на самом деле являются ленивыми. Не таким был Стефан, исполненный Духа Святого: он был простым, ибо никому не причинял вреда; был горячим, ибо уличал нечестивых. Ведь он не промолчал перед лицом иудеев. Вот его пламенные слова: **Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому**. Великая горячность; но голубь свирепствует без злобы. Ведь, чтобы вы поняли, что он свирепствует без злобы, те, кто является воронами, услышав эти слова, сразу же бросились к камням, чтобы использовать против голубя, и стали побивать Стефана камнями. И тот, кто раньше был грозен и горяч духом, словно нападая на врагов и словно был яростно увлечен огненными и пламенными словами, которые вы слышали: **Жестоковыйные!Люди с необрезанным сердцем и ушами**! -так что тот, кто услышал эти слова, мог бы счесть, что Стефан, если бы ему было позволено, хотел их немедленно уничтожить. Но когда в него полетели камни, брошенные их руками, он, преклонив колена, сказал: //Господи! Не вмени им греха сего// [[new:act:07:60|(Деян. 7:60)]]. Это похоже на голубя. Ведь сначала это сделал Учитель, на Которого спустился голубь: вися на кресте, Он сказал: //Отче! Прости им, ибо не знают, что делают// [[new:lk:23:34|(Лк. 23:34)]]. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 51-53 **Жестоковыйнии, и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши, тако и вы. Кого от пророк не изгнаша отцы ваши? и убиша предвозвестившыя о пришествии праведнаго, егоже вы ныне предателе и убийцы бысте: Иже приясте закон устроением Ангельским, и не сохранисте** Почему до сих пор говоривший к народу кротко здесь употребляет слова жестокие? Потому, что он увидел, что они не обращают внимания на то, что говорится. **Вы присно Духу Святому противитеся**: не только теперь но и всегда. Этим он показывает, что то, что он сказал, было от Святого Духа, в особенности же тогда, когда приближался час смерти его, потому что он конечно знал это, будучи исполнен Святого Духа. Он обнаружил великое и безбоязненное дерзновение, и то, что он сказал им, было не его, но слова пророков. **Присно**, говорит, **противитеся**. Когда Бог не хотел, чтобы были жертвы, вы приносили жертвы; а потом, когда Он хочет жертвы, вы ее не приносите. Опять, когда существовал храм, вы служили идолам; а когда Он хочет, чтобы вы отрешились от храма, вы делаете противное. Притом не сказал: Богу противитеся, но: **Духу**. Ибо нет никакого различия между Духом и Богом. **Противитеся, якоже отцы ваши тако и вы**. Показывает, что это зло более падает на них потому, что оно дошло до них издавна. Так делал и Христос, потому что они сильно хвалились предками своими. **Кого от пророк не изгнаша отцы ваши**? Если отцы ваши убивали этих предвозвестников, то нет ничего удивительного, что я, проповедующий предвозвещенного ими, буду убит вами, которые слишком гордитесь своими предками. **О пришествии праведнаго**. Говорит: праведнаго, показывая, что Он неправедно убит ими, потому что если Он праведен, то очень неправы убившие Его. Называет Его праведным, потому что этого не могли отрицать и они. Ибо они нигде не осуждали Его как неправедного. Ибо как они стали бы осуждать в этом не имеющего даже крова? Но он выставляет им на вид два преступления их: убийство и предательство. Ибо говорит: **предателе и убийцы бысте, иже приясте закон устроением Ангельским, и не сохранисте**, то есть, устроенного ангелами и врученного явившимся в купине. Показывает, что они не покорялись и не покоряются ни Богу, ни ангелам, ни пророкам, ни Духу. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы** Тон этой речи вдруг круто изменяется. Доселе спокойный, вполне соответствующий историческому содержанию, он вдруг приподнимается в тип грозного и беспощадного изобличения современного иудейства в лице его представителей - членов Синедриона, теперешних судей Стефана. С одушевлением и величием пророка Стефан открывает и в них дух присущего древнему еврейству Богопротивления с тою, однако, неизмеримою разницею, что теперь это Богопротивление не имеет уже ни малейшего для себя оправдания и превзошло всякую меру убиением самого Мессии. **Жестоковыйные** - люди крайней непокорности, нечувствия и своенравия. Это наименование усвояли еврейскому народу многие древние пророки, начиная с Моисея. **Необрезанные сердцем и ушами**, - что, даже и при телесном обрезании, приравнивало иудеев к язычникам, усвояя им понятие недостаточной чистоты и достоинства пред Богом, - упрек, особенно чувствительный для гордости и тщеславия иудеев. **Сердцем и ушами**- (th kardia kai taV wsin) - два главных органа духовного восприятия - внутренний и внешний. Все это выражение означает людей язычески грубых и недоразвитых, неспособных возвыситься до восприятий и усвоения всего святого (ср. [[old:lev:26:41|Лев. 26:41;]] [[old:vtor:10:16|Втор. 10:16;]] [[old:vtor:30:06|Втор. 30:6;]] [[old:ier:04:04|Иер. 4:4;]] [[old:ier:06:10|Иер. 6:10;]] [[old:ier:09:26|Иер. 9:26;]] [[new:rim:02:29|Рим. 2:29]] и др. ). **Вы всегда противитесь Духу Святому** - обозначение неисцельного упорства и ожесточения евреев, с двоякого рода обобщением: во-первых, противление Духу Святому усвояется всему народу, как собирательной личности, хотя бы в нем и были отдельные исключения. Так нередко (для усиления речи) поступал в своих обличительных речах и Господь, и апостолы. Во-вторых, противление Духу Святому усвояется не только современному поколению народа, но и всем прежним; всегда - как отцы ваши, так и вы. [<10>]