[<10>] ====== Толкования на Деян. 7:53 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили** См. Толкование на [[new:act:07:35#svt_ioann_zlatoust|Деян. 7:35]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили** См. Толкование на [[new:act:07:51#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 7:51]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили** Заметь, что и Закон есть отпечаток другого божественного закона, т. е. божественного вочеловечения Христа. А что через ангелов было дано первое законоположение, показывает и святой Стефан, говоря: **Вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили**. //**Комментарии к сочинениям святого Дионисия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили** Это, и без того сильное, обличение Стефан еще усугубляет напоминанием о тех особых Богодарованных средствах, при руководстве которых они преимущественно подготовлялись и призывались Богом к познанию и принятию Мессии, чем они имели полное право гордиться пред всеми другими народами и чем, однако, так плохо умели воспользоваться: **Вы, которые приняли Закон устроением Ангельским, и не сохранили**. **Вы**, т. е. прежде всего поколение, современное Моисею, а от них по преемству и вы, потомки их. **При служении Ангелов** - eiV diatagaV aggelwn..., - **устроением Ангельским**. В описании Синайского Законодательства не упоминается об ангелах. Очевидно, здесь мы имеем дело с народным или раввинским преданием, некоторое отражение которого замечается уже в переводе LXX [[old:vtor:33:02|Втор. 33:2]]: //"одесную Его Ангели с Ним"// - вместо буквального выражения подлинника - //"одесную Его огнь Закона для них..."// Мысль об участии Ангелов в Законодательстве вошла также в 67 псалом (ст. 18), ясно выражена у Флавия (Археол. XV:5, 3), наконец, подтверждена у великого своим авторитетом Апостола Павла [[new:gal:03:19|(Гал. 3:19;]] [[new:evr:02:02|Евр. 2:2)]]. Так блестяще закончился ответ Стефана своим судьям и обвинителям. "Они, притворно защищая закон, говорили: он говорил хульные слова на Моисея [[new:act:06:11|(Деян. 6:11)]]; а он показывает, что они сами еще более произносят хулу не только на Моисея, но и на Бога, и что они издревле так поступают; что они сами нарушили обычаи, в которых уже нет нужды; что они, обвиняя и называя его противящимся Моисею, сами противились Духу, и не просто, но с совершением убийства, и что издревле они враждовали против Бога..." (Злат. ) Таким образом "здесь он представляет их непокорными и Богу, и ангелам, и пророкам, и Духу, и всем..." (Злат. ). Во всем этом слышалось также спокойное убеждение Стефана, что "если отцы ваши убивали предвозвестников (Мессии), то нет ничего удивительного, что и я, проповедующий этого Предвозвещенного, буду убит вами, которые слишком гордитесь своими предками..." (Феофил. ). [<10>]