[<10>] ====== Толкования на Деян. 7:58 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла** См. Толкование на [[new:act:07:54#svt_ioann_zlatoust|Деян. 7:54]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла** См. Толкование на [[new:act:07:57#blazh_feofilakt_bolgarskij|Деян. 7:57]] ===== Беда Достопочтенный ===== **и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла** И Господь, Который избирает нас от мира [[new:in:15:19|(Ин. 15:19)]] для горнего Своего Царства и славы, пострадал вне городских врат, и Стефан, словно чужой в этом мире, побивается камнями вне пределов города. Ведь он не имел здесь постоянного града, но всей душой искал будущего [[new:evr:13:14|(Евр. 13:14)]], и, будучи выше изменения порядка вещей, чистый сердцем мученик направляет взор к небесам, а жестоковыйный гонитель протягивает руки к камням. Поэтому Аратор и говорит: «... камни, Иудея мятежная, в бешенстве взяв на Стефана, дерзкой виной отягченная, камнем пребудешь всегда...». //**Изложение Деяний Апостолов.**// ===== Аратор ===== **и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла** Положили свои одежды злодеи у ног Савла, как еврей называет шеол. Уже известно и тому и им, что заслужили: мученик к звездам, а мучители в преисподнюю устремились. Первый подвиг открывал и показывал, что изливается из этого источника для вступающего в такую борьбу: так на убивающих тотчас устремляется Тартар, а на умирающих спускаются небесные светила. //**История апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла** **Стали побивать его камнями**. Право наказания смертною казнью было отнято римлянами у иудейского Синедриона (ср. [[new:mf:27:02|Мф. 27:2;]] [[new:in:18:31|Ин. 18:31;]] Флавия Археол. XX:9, 1). Очевидно, это побиение, формально даже и не постановленное Синедрионом, было своевольным делом взрыва фанатизма, самосудом отдельных фанатиков, воздвигших потом кровавое гонение и на остальных христиан. При нескрываемом сочувствии и пособничестве озлобленного Синедриона и недостатке на первых порах, может быть, Римского гарнизона для удержания погрома и водворения порядка, легко становится понятным, почему это гонение достигло столь значительных размеров. Убийцы вывели предварительно мученика за город... для жалкого согласия с законом о богохульниках, каковым они признали этого мужественного исповедника Христова ([[old:lev:24:14|Лев. 24:14-16]]: //"выведи злословившего вон из стана, и... все общество побьет его камнями"//). Свидетели преступления, подлежащего смертной казни через побиение камнями, должны были, по закону [[old:vtor:17:07|(Втор. 17:7)]], первые бросить камни, а потом уже за ними все общество. Для удобства здесь эти свидетели [[new:act:06:11|(Деян. 6:11-13)]] снимают свои верхние широкие одежды, положив их (ср. [[new:act:22:20|Деян. 22:20]] - для сохранности) у ног Савла, будущего великого Павла, тогда одобрявшего убиение Первомученика и принимавшего деятельное участие в последовавшем затем погроме христиан. [<10>]