[<10>] ====== Толкования на Деян. 8:34 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом** Впрочем, как я говорил, и устыдимся евнуха, просвещаемого и читающего. Видите ли, какую он имел власть, какое богатство, и, однако, не отдыхал и на пути? Каков же он, следовательно, был дома, если и во время путешествия не позволял себе бьггь праздным? Каков он был ночью? Вы, которые отличены почестями, послушайте и подражайте смирению и благочестию. Он, хотя возвращался домой, но не сказал самому себе: я возвращаюсь в отечество, там приму баню [крещения], как сказали бы равнодушно многие. Не требовал знамений, не требовал чудес, но только от пророка уверовал. <...> А почему он встречается с Филиппом не прежде [посещения] Иерусалима, а после того? Ему не следовало видеть апостолов гонимыми, потому что он был еще немощен; и прежде это было бы не так удобно, как тогда, когда пророк наставил его. Так и теперь, если кто из вас желал бы внимать пророкам, то он не будет нуждаться в знамениях. Но, если угодно, рассмотрим и самое пророчество, что говорит оно: //Как овца, веден был Он на заклание, в уничижении Его суд Его совершился// [[old:is:53:07|(Ис. 53:7)]]. Отсюда он узнал, что [Христос] был распят, что была взята от земли жизнь Его, что Он не совершил греха, что мог и других спасти, что род Его неисповедим, что камни распались, что завеса раздралась, что мертвые восстали из гробов; или лучше, обо всем этом сказал ему Филипп, только по поводу [чтения] из пророка. Подлинно, важно чтение Писаний. Так исполнялось сказанное Моисеем: «...сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая, помни Господа Бога твоего» [[old:vtor:06:07|(Втор. 6:7)]]. //**Гомилии на Деяния Апостолов.**// См. Толкование на [[new:act:08:26#svt_ioann_zlatoust|Деян. 8:26]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 34-40 **Отвещав же каженик к Филиппу рече: молю тя, о ком пророк глаголет сие? о себе ли, или о ином некоем? Отверз же Филипп уста своя, и начен от писания сего, благовести ему Иисуса. Якоже идяху путем, приидоша ни некую воду, и рече каженик: се вода, что возбраняет ми креститися? Рече же ему Филипп: аще веруеши от всего сердца твоего, мощно ти есть. Отвещав же рече: верую Сына Божия быти Иисуса Христа. И повеле стати колеснице: и снидоста оба на воду: Филипп же и каженик: и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика, Ангел же Господень восхити Филиппа, и не виде его ктому каженик: идяше бо в путь свой радуяся. Филипп же обретеся во Азоте: и проходя благовествоваше градом всем, дондеже приити ему в Кесарию** **Молю тя, о ком** Знать, что пророки иногда говорят и о других, или о себе самих в другом лице, потому что это показывает вопрос его, это свойство человека очень наблюдательного. **Се вода: что возбраняет ми креститися**? Посмотри, как благоразумно он поступает. Сначала читает и не понимает, потом читает то же пророчество; в нем содержится учение о страдании, воскресении Иисуса Христа и о даровании благодати Святого Духа. Затем просит крестить; Филипп изъясняет ему по порядку, начавши с этого пророчества. А окрылившись готовностию, он постепенно приводится к крещению. Но он не сказал: "крести меня", но: **что возбраняет**? Этим вопросом он показал сильное желание принять крещение. **Егда же изыдоста от воды, Дух Господень восхити Филиппа**. Его берет Дух, тем самым придавая случившемуся больше чудесности, а вместе доставляя радость и Филиппу, что он удостаивается того же, чего и пророки, как например Аввакум. Его берет Дух, а не ангел, как прежде. Это потому, что ангел являлся тогда людям более плотяным, а Дух - более духовным. Хорошо, что он был взят от евнуха; потому что евнух стал бы просить Филиппа, чтобы он отправился с ним, и Филипп опечалил бы его, если бы, по требованию обстоятельств, отказался. Так все устроялось божественным образом. Дух поставил Филиппа во Азоте. Здесь он и должен был затем проповедывать. //**Толкование на Деяния святых Апостолов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом** **Евнух же сказал Филиппу** - apokriqeiV de o eunoucoV t Filippw eipe... - **отвещав же каженик к Филиппу рече**, точнее по-русски: **евнух же сказал Филиппу в ответ** **Прошу тебя** - т. е. объяснить. [<10>]